«Осенний фестиваль знаний 2024»

Основные алгоритмические структуры: следование и ветвление.

  • Ознакомить учащихся с новыми алгоритмическими структурами.
  • Вспомнить основные понятия алгоритма, свойства, наглядное представление алгоритма (в виде блок-схемы).
  • Обучить учащихся работе в различных средах программирования.
  • Научить отличать основные операторы разных языков программирования.
Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Основные алгоритмические структуры:
следование и ветвление.

Цели урока:

1.Образовательная: формирование и развитие умений и навыков при работе на компьютере в среде программирования Pascal и QBasic ;

2.Развивающая: Развитие внимания и мышления на уроке при работе в языках программирования. Вспомнить основные свойства алгоритма, основные блоки, уметь составлять блок-схемы, применять их при составлении программы на различных языках программирования, повторить основные операторы языков программирования.

3.Воспитательная. Организация правильной работы за компьютером, воспитание правильного поведения на уроке информатики, умение вести себя правильно в компьютерном классе, знание и применение техники безопасности.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Ознакомить учащихся с новыми алгоритмическими структурами.

  • Вспомнить основные понятия алгоритма, свойства, наглядное представление алгоритма (в виде блок-схемы).

  • Обучить учащихся работе в различных средах программирования.

  • Научить отличать основные операторы разных языков программирования.






Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие, выяснение основных сведений об учащихся, оглашение плана работы на уроке.

  1. Проверка домашнего задания

Вспомним основные понятия:

  • Что такое алгоритм?

  • Перечислить основные свойства алгоритма.

  • Кто является исполнителем алгоритма?

  • Что такое система команд исполнителя?

  • В систему команд исполнителя Водолей входит 6 команд.

Команда

1

Наполнить сосуд А

2

Наполнить сосуд В

3

Перелить из А в В

4

Перелить из В в А

5

Вылить из А

6

Вылить из В


Объём сосуда А равен 4 л, сосуда В – 3 л. Как получить 2 л в одной из ёмкостей, используя не более 4 команд? В ответе запишите номера команд в нужном порядке.

Ответ: 2424

  • Способы записи алгоритмов.

  • Имеется две кучки фишек. За один шаг исполнитель НОД из кучки, содержащей больше фишек, убирает столько фишек, сколько содержится в меньшей кучке. Определите число шагов, которые потребуется сделать исполнителю, чтобы уравнять количество фишек в кучках при следующих исходных данных:


Исходные данные


1-й шаг

2-й шаг

3-й шаг

4-й шаг

5-й шаг

6-й шаг

7-й шаг

8-й шаг


1-я кучка

2-я кучка

30

51

30

21

9

21

9

12

9

3

6

3

3

3






1-я кучка

2-я кучка

52

12

40

12

28

12

16

12

4

12

4

8

4

4







  • Привести примеры выполнения алгоритмов.

  • Подписать блоки.

  1. Объяснение нового материала

Основные алгоритмические структуры: следование и ветвление.

Логическая структура любого алгоритма может быть представлена комбинацией трех базовых структур: следование, ветвление, цикл. На этом уроке будут рассмотрены две алгоритмические структуры : следствие (линейный алгоритм), ветвление.

  • Следование – это последовательность блоков алгоритма.

  • Линейные алгоритм – это алгоритм, в котором действия выполняются последовательно одно за другим.

  • Ветвление – это алгоритмическая структура, т.е. когда исполнение алгоритма идёт с продолжением.

  • Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, содержащий структуру ветвления.

На алгоритмическом языке это представлено так:

если
то
иначе

конец ветвления



Закрепление изученного материала

1) Постройте блок-схему для алгоритма нахождения периметра и площади прямоугольника, если известны длина и ширина.

2) В алгоритмах, записанных ниже, используются переменные а и b, а также следующие операции:

:= - присваивание

+ - сложение

- - вычитание

* - умножение

/ - деление

div – целочисленное деление

mod – остаток от целочисленного деления

Определите значения переменных после выполнения алгоритмов:

а) Алгоритм

a := 9

b := a mod 5

b := b * 10

a := b div 5 – 3

a

b









б) Алгоритм

a := 123

b := a div 10

b := b / 4 + 2

b := b * 25 + 2

a := a + b

a

b











в) Алгоритм

a := 951

b := a div 100 + a mod 100

a := a div 10

a := a mod 10

a := a + b

a

b











г) Алгоритм

a := 336

b := 8

a := a div b

b := a mod b

a

b









д) Алгоритм

a := 10

b := 20

b := a + b

b := b – a

b := b + a

a

b











3) Определите начальное значение переменной а, если после выполнения алгоритма её значение стало равно 20.

Алгоритм

a := x
b := a * 2 + 5
a := a + b

a

b







4) Исходное данное – целое трёхзначное число х. Выполните алгоритм для нескольких х.

Алгоритм

a := x div 100

b := x mod 100 div 10

c := x mod 10

s := a + b + c

x

125

248

789

a




b




c




s





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее