« Осень,осень в гости просим»
занятие по экологии с использованием приёмов
ТРИЗ в подготовительной к школе группе
Программное содержание:Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
Способствовать закреплению умения,устанавливать связь между признаками в природе,использовать объекты живой и неживой природы,формированию отстаивать свою точку зрения,делать выводы,умозаключения.Содействовать развитию памяти,внимания,воображения,логического мышления,обогащать словарь.
Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.
Оборудование:доска с таблицей,фломастер,шкатулка.
Книжка сюрприз от осени.
Письмо
2 ветки в вазах
Демонстрационный материал:иллюстрация картин «Ранняяя осень», «Поздняя осень»
Ход занятия
Вос-ль:Сегодня мы с вами совершим путешествие,а куда вы узнаете,если отгадаете загадку.
Прошла по лугам
По лесам,по полям
Припасы она заготовила нам
Упрятала их в погреба,в закрома
Сказала:за мною нагрянет зима.
Дети:Осень
Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца.Он приносит письмо.
Вос-ль:От кого письмо?Давайте прочитаем.
Здравствуйте.На заячьей поляне состоялось собрание зайцев.Мы хотели принять решение:пора ли нам менять серые шубки на белые.Получилось так,что одна половина считала,что пора,а другие зайцы говорили ,что рано.Одни говорили,что осень заканчивается,другие говорят,чть зима уже наступила.Мы не знаем ,что делать,подскажите.
Вос-ль:Мы сейчас совершим путешествие в осень и принять правильное решение.
Вы смотрите по телевизору прогноз погоды,диктор рассказывает про темпиратурувоздуха,направление ветра,осадки.Что такое осадки?(Дождь,снег,туман)
Как можно узнать погоду?
Игра «Погода осенью»
Вос-ль:Дети,какая бывает погода,когда идёт дождь?(Дождливая)
Когда дует ветер?(Ветреная),холодно (Холодная),ясно (Ясная)
Вос-ль:А вся осень бывает одинаковая?Какие периоды осени вы знаете?
Дети (ранняя,поздняя)
Вос-ль:На картинах,какая осень?
Каждое время года,состоит из 3 месяцев.Назовите месяцы осени.
Что происходит с припродой в сентябре?
Какая погода в октябре?
Что можно сказать о ноябрьской природе?
С давних времён люди складывали стихи,песни,загадки и пословицы.
Послушайте я расскажу о приметах осени.
У нас есть капилка народных мудростей,дети складывают в неё пословицы и приметы осени.Вы хотите туда положить свои знания?(Да)
В круг ребята становитесь
Крепче за руки держитесь
Я шкатулочку возьму
И приметы собиру.
Вос-ль открывает крышку,а дети наз приметы и пословицы
Пословицы:
Коло ясно,то и осень прекрасна.
Осень идёт,и дождь за собой ведёт
Красна весна цветами,а осень пирогами.
От осени к лету,поворота нету.
Приметы:
Осенью паутина на ясную погоду.
Гром в сентябре-тёплая осень
Много желудей на дубе к лютой зиме.
Когда гусь улетает-снег выпадает.
Вос-ль:Наша шкатулка наполнилась вашими мудростями.
А почему у деревьев опадают листья?
А можно ли что-либо сделать ,чтобы листички остались на дереве?(приклеить,пришить)
А будут такие листочки держаться?
Для чего деревья сбрасывают листья?
Давайте придумаем предложение со словом «ЛИСТОК»(ск.слов в предложение,слогов?)
С помощью квадрата выложите слово «Листок»
Физминутка «Листочки»
Игра «Назови правильно лист»
Вос-ль:А что было бы,если к нам совсем не пришла осень.
Вам осень нравится,какие слова вы могли сказать про осень
Игра-осенние слова
В-ль:А вот скажите,какие птицы бывают?
А что же это за перелётные?
Все ли птицы сразу улетают?А какие остаются зимовать?
А какие животные готовятся к зиме?
Игра «Вершки и корешки»(с овощами)
В-ль:Молодцы,вы старались.У меня для вас небольшой секрет,осень прислала нам посылку.Примите от неё послание.