«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Осень. Сезонные изменения в природе» (экскурсия в осенний парк).

Урок разработан для учащихся с тяжелой умственной отсталстью.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Тема: «Осень. Сезонные изменения в природе» (экскурсия в осенний парк).

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей об осени, полюбоваться красотой осенней природы.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнять и закреплять представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности.

  • закрепить знания детей о деревьях, умение узнавать их по листьям и другим отличительным признакам

  • расширять кругозор о природных изменениях осенью, о жизни птиц, насекомых

Развивающие:

  • развивать речь, внимание, мышление, воображение, память

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь ее, проявлять заботу

  • способствовать получению положительных эмоций.

Обогащение словаря: золотая осень, багряный, величаво, шелестят, птичьи стаи, листопад.

Ход урока:

1.Орг. момент.

На прогулку за наукой

Сегодня пойдем.

Внимание, смекалку

С собою возьмем.

Начнем наш урок с речевой зарядки.

Любит осень жёлтый цвет:
С жёлтым дождиком рассвет,
Пожелтевшую траву
И опавшую листву,
Листьев жёлтые страницы,
Улетают когда птицы.
Погрустить любит с утра
Осень - жёлтая пора.



Развитие речевого дыхания и силы голоса

«Осень»
Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.

(загибать пальцы, начиная с большого)
(сжимать и разжимать кулачки)

(загибать пальчики, начиная с большого)



2.Актуализация опорных знаний.

Скажите, а какое сейчас время года?

Назовите по порядку осенние месяцы.

С какого месяца начинается осень в природе?

-Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени - золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы полюбоваться осенним пейзажем, посмотреть, как изменились деревья, и действительно ли они стали золотыми.

Давайте вспомним с вами правила поведения в парке. (не сорить, не шуметь , чтобы не пугать птиц, живущих там, не уходить далеко от взрослых и слушаться их).



3.Основная часть.

Коллективное наблюдение.

- Какая сегодня погода?

- Что вы наблюдаете в небе?

-Посмотрите вокруг. Скажите, какие деревья осенью? (золотые, нарядные, красивые, неподвижные, таинственные).

-А что же это у вас под ногами? (Ковер из осенних листьев, которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.

-Ребята, а что вы еще заметили? (растения завяли, трава пожухла, листья поменяли цвет). А кто знает, почему листья желтеют и опадают? (сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме).

-В парке растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. (Ответы детей.)

Ребенок читает стихотворение об осени.

3. «Какими стали деревья в парке?» ( Самостоятельно наблюдение).

- Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые клены и березы «светятся» даже в тени).

- Любование детьми красотой деревьев.

-Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи. Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т. д.)

Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, пряной травы, грибов, дыма).

Д/и «Чей лист?»

Цель: развивать наблюдательность, умение различать и называть листья знакомых деревьев.

(с дуба, березы, клена, рябины, каштана, и т.д.)

- Ребята, листочки на каком дереве желтеют первыми? (Береза)

- Как нам узнать березу среди других деревьев? Ответы детей (Ствол необычного окраса бело-черный, резные листочки среднего размера, напоминают «монетки».)

Считалось, что береза наполняет человека живительной силой. Береза — дерево, отдающее свою энергию. Если обнять ее ствол и прижаться головой к коре, просто постоять несколько минут, то можно ощутить, как снимается усталость, проходит головная боль. Энергия березы — мягкая, успокаивающая. Еще березу называют исконно русским деревом, где она вырастет, там и русский человек приживется.

Игра «Три листа»

Цель: развивать зрительно-пространственные представления, учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с предлогом.

Ход игры. Учитель раскладывает перед детьми три различных листа. Ребенок должен их назвать и сказать, как они лежат.

Например: Дубовый лист - между кленовым и березовым. Или: Кленовый лист – справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

4.Продуктивная обработка информации.

П/и «К названному дереву, беги!»

Цели: формировать умение быстро находить и отличать деревья по определенным признакам (листья, ствол), развивать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Учитель называет дерево и дети должны найти его и, подбежав к нему остановиться.

- Ребята, а теперь давайте закроем глазки и вдохнем глубоко. Какие запахи можно почувствовать осенью? Ответы детей (Сырой листвы)

Попробуйте выбрать самое красивое дерево для вас, и придя в класс вы можете его нарисовать

Речевое упражнение:

Игра «Скажи красивые слова об осени».

Цель: развивать речь умение подбирать прилагательные к заданному слову.

- Давайте подумаем, какая она осень. Опишите её.

(Золотая, солнечная, рыжая, багряная)

5. Итог урока.

Сбор природного материала.

Итак, ребята, наша увлекательная экскурсия в осенний парк подходит к концу, что же мы увидели сегодня в парке? Ответы детей (Как природа готовится к холодам, отметили приметы осени, рассмотрели разные деревья, вспомнили правила поведения на природе ).Ребята, давайте соберем листочки, веточки, плоды лиственных деревьев и кустарников, шишки хвойных деревьев, чтобы сделать красивые поделки.

Учащиеся собирают природный материал, осенние букеты. Еще раз любуются разнообразием осенних красок, ощущают себя частью окружающей природы.

















Тема: «Разноцветные краски»

Цель: создать условия для формирования умения идентифицировать желтый, зеленый, красный цвета.

Задачи:

- учить идентифицировать желтый, зеленый, красный цвета;

- рисовать листья способом примакивания, равномерно располагать рисунок по всей поверхности листа бумаги;

- развивать умение работать кистью.

- воспитывать интерес к предмету.

Материалы и оборудование: букет из опавших листьев разных деревьев, краски желтого, красного, зеленого цвета, кисти, лист бумаги.

Ход урока.

1. Орг. момент.

  1. Артикуляционная гимнастика.
    Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с упражнениями на развитие силы голоса. "Скажи тихо. Скажи громко. Угадай какой звук я изображаю и назови. Повтори, как я."

2. Актуализация опорных знаний..

- Ребята, посмотрите в окно, что вы там видите? (Деревья.)

- Какие красивые деревья в своем золотом и багряном одеянии. Посмотрите, как разноцветные листочки тихо кружатся, падают на землю. Их так много на земле, как будто все покрыто красивым, ярким ковром.

- Это значит, что в гости к нам пришла ОСЕНЬ. Она подарила нам зеленые, желтые, красные листочки (показывает картинки – разноцветные листочки).

- Падают, падаю листья,

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

(Учитель разбрасывает разноцветные листья по группе.)


2. Физминутка.

Мы листики осенние,

На веточках сидели,

Дунул ветер – полетели,

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покружил и на землю опустил.

Дети поднимают с пола по два листочка и выполняют действия (приседают, кружатся) в соответствии с текстом под муз. С. Майкапара. «Вальс».

3. Дидактическая игра «Разноцветные листочки».

Учитель раскладывает на столе картинки листьев и предлагает детям сначала выбрать и прикрепить к фланелеграфу зеленые, затем красные и желтые листья.

3. Основная часть

. Рисование «Разноцветный ковер из листьев».

- Сегодня мы с вами нарисуем много красивых листочков, создавая из них такой же ковер, что лежит на земле. Для рисования понадобиться кисточка, которую мы должны смочить в стакане с водой. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять ее излишки о край баночки. Вот теперь я могу нарисовать первый листочек (рисует листок способом примакивания). Чтобы нарисовать листочек другого цвета, мне нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой и только затем набрать краску нужного цвета (воспитатель рисует листья разного цвета, располагая их по всему листу). Посмотрите, какой красивый получился у меня ковер.

Хотите вы нарисовать такой же? (Хотим.)

- Тогда за работу.

В процессе рисования учитель обращает внимание детей на то, что листочки должны располагаться по всей поверхности бумаги, оказывает индивидуальную помощь.

4. Итог урока .

Дети из своих рисунков с помощью учителя составляют один большой ковер.

- Посмотрите, какой замечательный ковер из листьев у нас получился





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее