«Конспект урока по окружающему миру "Звёздное небо"
Предмет:окружающий мир
Класс:2
Тема: «Звёздное небо»
Источники, используемые при подготовке к уроку: учебник Окружающий мир 2 класс, автор А. А. Плешаков, издательство Просвещение, 2024 г.
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о звёздах, о созвездиях, первичное закрепление полученных знаний.
Задачи:
Предметные
Систематизировать и закреплять знания о звёздах, о созвездиях, о Солнце.
Дать новые знания о звёздах, о созвездиях.
Развивать умение ориентироваться по звёздному небу.
Учить применять знания о звёздном небе в повседневной жизни.
Метапредметные
Познавательные УУД:
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
- находить закономерности;
- подробно пересказывать прочитанное;
- составлять простой план;
- находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словаре С.И.Ожегова;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
2. Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- определять план выполнения заданий на уроке;
- оценка своего задания по следующим параметрам, предложенным учителем.
3. Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебника, словаря;
- понимать прочитанное;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы.
Личностные
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «красота», «природа», «мир».
2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
3. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм.
4.Формировать чувство самоуважения у учеников.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, частично-поисковый, словесный, практический.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Ход урока
1.Организационный момент
- Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.
- Сегодня урок у нас необычный, мы с вами отправимся в путешествие к звездам, но перед тем, как отправиться в путь, предлагаю заглянуть в волшебный сундучок, полный необычных звезд. За каждое выполненное задание сегодня группа (6 групп) получит звезду из этого сундучка. А в конце урока команды сосчитают свои звезды, и узнаем, кто же завладел всем сокровищем волшебного сундучка.
- Итак, по машинам, т.е. по космическим кораблям и отправляемся…
2. Проверка домашнего задания
1 задание:
- Предлагаю капитанам команд выйти и выбрать одну из желтых звезд с заданием. Капитаны могут вернуться к своей команде и вместе прочитать, обсудить и выбрать вариант ответа.
(На листочках с изображением звезды, на обратной стороне написано определение или загадка)
...… - ближайшая к Земле звезде, огромный пылающий шар, источник тепла и света для всего живого на планете. (Солнце) (картинка+слово) (слайд)
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый —
Кружевной и синий-синий. (Небо) (слово)(слайд)
По тёмному небу
Рассыпан горошек
Цветной карамели
Из сахарной крошки.
И только тогда,
Когда утро настанет,
Вся карамель та
Внезапно растает. (Звезды) (картинка+слово)(слайд)
Это явление неживой природы происходит в самом конце осени, когда реки, озера и пруды покрываются льдом, называется ............
(Ледостав) (картинка) (слайд)
Это явление неживой природы представляет собой тонкий слой ледяных кристаллов, покрывающих землю, травинки, ветви деревьев и прочие предметы.... (Иней) (картинка)(слайд)
Он белёсый и сырой,
Опустился над землёй.
Словно облако упало,
И домов не видно стало.
Над рекою он плывёт,
А с рассветом пропадёт… (Туман) (картинка)(слайд)
-Команды готовы. Поднимается капитан, зачитывает задание, показывает карточку с выбранным ответом (слово или картинка).
- Отлично справились команды. Каждая получает по звезде.
(По мере проговаривания ответов, учитель прикрепляет слова/картинки на доску, разделяя на две группы)
3. Определение темы и целей урока
2 задание
- Посмотрите на доску. Почему я разделила ваши ответы на две группы? По какому принципу разделены понятия? (Объекты и явления неживой природы)
- О явлениях неживой природы мы говорили на прошлом уроке. А сегодня поговорим об этих объектах неживой природы, а если быть точнее... давайте назовем их и соединим в одно понятие...(у вас есть ответ звезды, солнце – тоже звезда, где все это?... на небе, значит небо какое? ...звездное небо.
Словосочетание повесить по центру доски.
!!! (Будем собирать звездное небо весь урок)!!!
- И так звучит тема нашего урока.
- Чтобы вы хотели узнать о звёздном небе? ( Какие звезды и созвездия есть на небе? Почему одни звёзды светят ярко, а другие нет?)
- И сегодня мы разберемся, что такое звезды, созвездия, познакомимся с ними более подробно.
4. Работа над новой темой
- Ребята, а кто-нибудь сможет ответить на вопрос, сколько звёзд на небе?
(Много. Не сосчитать).
- Действительно, их огромное количество, которое не сосчитать.
- Как вы думаете, когда звёзды хорошо видны, днём или ночью?
(Ночью звёзды хорошо видны, если небо не затянуто тучами).
- Человек же может хорошо рассмотреть звёздное небо в безоблачную ночь. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. При нормальном зрении можно увидеть 6 000 звёзд.
- Опишите звёздное небо, какое оно? (Красивое, манящее, бесконечное, яркое, чудесное).
3 задание
- А что такое звезды? Давайте разберемся... Для этого возьмите голубую звезду с текстом. Прочитав текст, составь определение, что такое звезды, дополнив предложение, которое написано на оборотной стороне звезды
Чтобы понять, что такое звезда, достаточно взглянуть на наше солнце. Да, наше солнце – это звезда. Но, как же так? – спросите вы. – Ведь солнце -большое и горячее, а звезды такие маленькие и совсем не греют. Солнце —звезда шарообразной формы, состоящая из газа. Оно расположено близко к Земле, всего каких-то 150 миллионов километров, и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звёзды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе.
...............................................................................................
Звезды — это огромный ...................... огненный ....... из ..... , ночью видимые как точки ............ .................. .
Слова для справок: светящийся, шар, газа, разных цветов.
.................................................................................................
-Итак, кто прочитает получившееся определение.
(Дети зачитывают свои определения)
4 задание
- Как вы думаете, почему звёзды светятся разными цветами?
(СЛАЙДЫ)!!!!!!!
С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле у них разные у них размеры и цвета.
Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры.
Красные - сравнительно холодные, их температура не более 3000 градусов, жёлтые – горячие, их температура на поверхности около 6000 градусов (например, звезда Солнце). У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. И самые яркие звезды - голубые, их температура на поверхности - 30 тысяч градусов.
- А теперь возьмите белую звезду и попытайтесь, используя прослушанную информацию, соотнести цвет и силу свечения звезд (т.е. раскрасьте звезды нужными цветами).
(Должен получится кластер, который команды вывешивают на доску)
-Проверяем (СЛАЙД)
3000 6000 10000 30000
5 задание
- Ребята, а кто заметил, как расположены по отношению друг к другу звёзды? (Звёзды расположены неравномерно, есть места, где звёзд много, они совсем рядом друг с другом).
- Вы верно заметили, что существуют места скопления звёзд, объединения их в группы. Их называют созвездиями. Изучением звезд занимается наука Астрономия. Люди разделили небо на 88 участков (созвездий) и дали этим «звёздным фигурам» имена героев мифов и легенд, сказочных существ. Так появились созвездия Кассиопеи, Ориона, Лебедя и другие. (слайд)
-У каждой команды на столе лежит кусочек звездного неба, на обороте которого находится информация об одном из созвездий, которое можно наблюдать осенью на нашем небосклоне. Ваша задача - ознакомиться с информацией о созвездии, воссоздать описанное созвездие с помощью клея, маленьких звездочек и ниток и презентовать его, т.е. выйти и представить его.
1.Большая медведица
Давным-давно жила прекрасная лесная нимфа Каллисто. Однажды Зевс заметил Каллисто и влюбился в нее.У Зевса и Каллисто появился сын Аркад. Когда Гера, жена Зевса, узнала об этой истории, то пришла в ярость. Гера настигла нимфу. Каллисто протянула руки, моля о прощении, но вдруг ее кожа покрылась черной шерстью, руки и ноги превратились в мохнатые лапы с кривыми когтями, а прекрасное лицо стало широкой мордой с ужасной пастью. Нимфа позвала на помощь, но из пасти раздался лишь звериный рык. Она-то и стала Большой медведицей на небосклоне.
2.Малая медведица
Пятнадцать долгих лет Каллисто бродила по лесу в обличье медведицы. Когда-то она сама была охотницей, а теперь ей приходилось в страхе прятаться от тех, кто охотился на нее. Однажды утром она услышала, что приближались охотники. Каллисто бросилась бежать, но попала в натянутую между деревьями сеть. И тут увидела юношу, который целился в нее из лука. Это был Аркад, ее сын. Она рванулась к нему, выкрикивая его имя, но Аркад видел лишь огромного ревущего медведя. Юноша натянул тетиву и уже готов был выстрелить. Но боги сжалились над сыном с матерью. Зевс превратил Аркада в медвежонка, чтобы он мог разобрать слова матери. Затем Зевс схватил обоих за хвосты и закинул на небо, чтобы они мирно жили в виде созвездий — Большой Медведицы и Малой Медведицы. А на конце хвостика медвежонка можно увидеть Полярную звезду.
3. Орион
Созвездие Ориона хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво! Оно напоминает песочные часы. И названо по имени охотника, который ненароком убил любимого быка богини Геры. Из-за чего она наслала на Ориона ужасного скорпиона, который ужалил его. Орион погиб. Но Зевс сжалился над героем и поселил его на звездный небосклон, где злобный скорпион продолжает гоняться за Орионом. Но они никогда не встретятся на небе. Орион всегда будет убегать от скорпиона, а тот стараться его догнать.
4. Лев
Жил огромный лев, имевший непробиваемую стрелами шкуру. На борьбу с зверем был послан Геркулес. Геркулесу пришлось голыми руками побороть чудовище. В качестве боевого трофея могучий воин оставил себе шкуру льва, ставшей ему плащом. В ознаменование подвига Геркулеса в Немее стали проводиться немейские игры, во время их проведения в Греции объявлялся всеобщий мир. Лев же был помещён богами на небо в виде созвездия ярких звёзд в память о подвиге своего сына.
5. Кассиопея
Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звезды образуют растянутую за «ножки» букву «М». Весной и летом эта «буква» перевернута. Своё название созвездие получило по имени красавицы царицы Кассиопеи. Кассиопея очень гордилась своей красотой. Однажды на свадьбе ее дочери Андромеды и Персея, спасшего ее от чудовища, произошла битва жениха с одним из поклонников красавицы Андромеды. В один миг Персей достал голову медузы Горгоны. В результате все, кто посмотрел на неё, окаменели. К сожалению, среди них были отец и мать невесты. Посейдон пожалел Кассиопею, и отправил ее на небо. Но всё же в наказание за гордыню, созвездие царицы половину времени находится перевёрнутым.
6. Лебедь
Легенда рассказывает о гениальном певце Орфее и его лире. Орфей был искусным певцом и музыкантом. Он пел и играл на лире так, что вся природа внимала его божественному голосу и звукам волшебной лиры. Орфей женился на нимфе Эвридике, и, когда та умерла, спустился в царство мертвых, чтобы вернуть любимую. На выходе из царства теней, Орфей не удержался и оглянулся, нарушив запрет – его возлюбленная Эвридика оказалась навек потерянной для него. Несколько лет тосковал Орфей. Через некоторое время он погиб. И боги воссоединили его навсегда с Эвридикой, превратив Орфея в прекрасного лебедя в честь его сильной любви.
-Итак, представляем свои созвездия и собираем пазл звездного неба
(Дети выходят, делают сообщение и приклеивают кусоки пазла к доске)
Физминутка
Пролетает звездолёт,
С ним отправимся в полёт.
Правое крыло отвёл,
Посмотрел.
Левое крыло отвёл,
Посмотрел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
(ищем глазами по классу разные по цвету звёзды).
Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу. (2 раза).
Подведение итогов. Рефлексия
- Итак, вот такое звездное небо у нас получилось. Давайте вспомним всё то, что мы сегодня говорили об этом загадочном звёздном небе. Но вопросы вам буду задавать не я, а вы сами будете их задавать друг другу. Вопросы можно задавать, ориентируясь на наши звезды со словами, которые мы вывешивали на доску по ходу урока.
Предполагаемые вопросы:
1. Что такое «Звезда»?
2. Какие бывают звёзды?
3. Как звёзды расположены на небе?
4. Какие созвездия вы запомнили?
5. Назовите их.
6. Как называется наука о звёздах?
- Вот вы сами друг у друга и проверили знания, полученные сегодня на уроке. А что бы вы ещё хотели узнать о звёздном небе? (Ответы детей)
- Вижу, что вас эта тема заинтересовала, мы обязательно к ней ещё вернёмся, но на следующих уроках. Возьмите, пожалуйста, свои звездочки, полученные во время урока, клей и приклейте на наше импровизированное небо, если вам понравилось наше занятие.
-Урок окончен. До свидания.
8


