«Зимний фестиваль знаний 2026»

Конспект фрагмента урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Пустыня"

урок-закрепление знаний по окружающему миру, 4 класс

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Фрагмент урока окружающего мира в 4 классе по теме «Пустыни»


О.М.Ковалева, учитель начальных классов

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 2» г. Чебоксары



Аннотация: урок закрепление знаний по теме «Пустыня» в 4 классе направлено на формирование умения работать со сплошными и несплошными текстами; формирование навыков функционального чтения на уроках окружающего мира.

Ключевые слова: географические карты, билеты, деньги, пустыня, природные зоны, рейтинг комфортности.

Оборудование: карта природных зон, карточки для работы в группах, презентация, билеты, деньги.

Фрагмент урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- На уроках окружающего мира мы познакомились с природными зонами России.

- Какие природные зоны вы знаете? (Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, степи, пустыни, субтропики).

II. Мотивация познавательной деятельности.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда, в какую природную зону, вы узнаете из текста. Прочитайте и скажите, к какой природной зоне подходит это описание. (У детей текст и все задания на отдельных листах)

На , есть одно место, где жаркое , а иногда не бывает по несколько месяцев, а местами их не бывает и несколько лет подряд. испаряется, не достигнув . Днем стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью t падает до 0̊. Во время бури солнечный свет не доходит до и на некоторое время становится темно. В этой природной зоне практически нет растительности, а и , которые там растут, не дают тени. Можно встретить там , а по пескам ходят .

- Что это, за место? (Пустыни.)

- О какой природной зоне у нас пойдет речь на уроке? (о пустыне)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой урока?

- На уроке мы повторим и обобщим знания: о климате и географическом положении зоны пустынь; о растениях и животных, приспособившихся к жизни в зоне пустынь.

Научимся: находить и показывать зону пустынь на карте; работать с денежными знаками; билетами.

II. Организация познавательной деятельности.

Работа с картой

- Пустыня, это еще одна природная зона на территории России. В России настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь. А полупустыни охватывают довольно большие пространства.

- Давайте поработаем с картой.

- Где находится пустыня на территории России? (на юго-западе страны)

- Кто сможет показать ее на карте?

- Каким цветом обозначена она на карте? (оранжевым цветом).

- Какие природные зоны соседствуют с зоной пустынь? (степи)

- Какое море (озеро) находится рядом с этой природной зоной? (Каспийское море)

- Какая река протекает по территории пустыни и впадает в Каспийское море?

(Волга)

- А какие города находятся рядом? (Астрахань)

- Мы сегодня отправимся именно туда, в Астрахань.

- Давайте проверим, правильно ли вы показали природную зону степей. Вернёмся к тексту, который вы получили, прочитайте его еще раз. Опираясь на этот текст, выберите верные – неверные утверждения, и объясните, почему выбрали это утверждение.

1. Верно – неверно.

Утверждения

+/-

1.

На Земле есть такие территории, не бывает осадков годами.


2.

В полдень в пустыне приятно отдохнуть в тени деревьев.


3.

Бывает ли в пустыне днем ночь?


2. Дополните ответ.

- Что нужно взять туристу, путешествуя по пустыне? __________________.

- Чтобы отправиться в путешествие, и удачно отдохнуть на берегу Каспийского моря, нам нужно выяснить, когда более благоприятные условия для путешествия. Перед вами таблица количества осадков за последний год. Ответьте на вопросы. Работаем в паре.

3. Мониторинг количества осадков за последний год.


Месяц

Температура
воздуха днем

Температура
воды

Солнечных
дней

Дождливые дни
(осадки)


Январь


-6 °C

+6° C

8

0 дней


Февраль


-3 °C

+6°C

10

2 дня


Март


+9 °C

+9°C

11

2 дня


Апрель


+17 °C

+13 °C

18

0 дней


Май


+26 °C

+19 °C

23

2 дня


Июнь


+30 °C

+23 °C

23

1 день


Июль


+33 °C

+26 °C

25

1 день


Август


+33 °C

+25 °C

29

0 дней


Сентябрь


+24 °C

+19 °C

23

0 дней


Октябрь


+10 °C

+13 °C

19

0 дней


Ноябрь


+4 °C

+8 °C

15

3 дня


Декабрь


+0 °C

+3 °C

6

2 дня


- В каком месяце больше всего солнечных дней? __________________

- В каком месяце больше всего дождливых дней?__________________

- Сколько солнечных дней было в апреле? ________________

- В каком месяце было меньше всего солнечных дней? _______________

- В каком месяце вода прогревается сильнее всего? _________________

- В каком месяце вода прогревается меньше всего? _________________

- Сколько пасмурных дней было в августе? _______________

- Сколько было солнечных дней в мае? ________________

4. Рейтинг комфортности отдыха

- Рейтинг комфортности (т. е. когда лучше отдыхать) рассчитывается по месяцам с учетом средней температуры воздуха, количества дождей и других показателей. За год в этой зоне оценка колеблется от 2.3 (в феврале), до 4.9 (в июне), из пяти возможных баллов.

Опираясь на данные приведенные в таблице и на диаграмме, ответьте на вопрос: В какой месяц приятнее всего отдыхать на берегу Каспийского моря? Почему?

- Пустыни и полупустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, поэтому летом там жарко, мало выпадает осадков. Там приятно отдыхать и мы туда отправимся в путешествие. С климатом мы познакомились. Но, мы, же на уроке окружающего мира, с чем нам надо познакомиться ещё, чтобы лучше узнать эту природную зону? (Узнать какие там растут растения и обитают животные)

- Знакомится с растительностью и животным миром, мы будем на следующем уроке, а сейчас подведем итог нашего фрагмента урока.

- Дополните предложение «Теперь я знаю, что….»

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Что на уроке хорошо получалось? Над чем надо ещё поработать?

- Спасибо за урок.



Список литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / В.А.Самкова, Н.И.Романова. – М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2019 – 152 с.

2. Малахута И. Д. Мастер класс: Формирование навыков функционального на уроках окружающего мира в 4 классе/ И. Д. Малахута [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/id85139708/


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее