Фрагмент урока окружающего мира в 4 классе по теме «Пустыни»
О.М.Ковалева, учитель начальных классов
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 2» г. Чебоксары
Аннотация: урок закрепление знаний по теме «Пустыня» в 4 классе направлено на формирование умения работать со сплошными и несплошными текстами; формирование навыков функционального чтения на уроках окружающего мира.
Ключевые слова: географические карты, билеты, деньги, пустыня, природные зоны, рейтинг комфортности.
Оборудование: карта природных зон, карточки для работы в группах, презентация, билеты, деньги.
Фрагмент урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
- На уроках окружающего мира мы познакомились с природными зонами России.
- Какие природные зоны вы знаете? (Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, степи, пустыни, субтропики).
II. Мотивация познавательной деятельности.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда, в какую природную зону, вы узнаете из текста. Прочитайте и скажите, к какой природной зоне подходит это описание. (У детей текст и все задания на отдельных листах)
| На |
- Что это, за место? (Пустыни.)
- О какой природной зоне у нас пойдет речь на уроке? (о пустыне)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой урока?
- На уроке мы повторим и обобщим знания: о климате и географическом положении зоны пустынь; о растениях и животных, приспособившихся к жизни в зоне пустынь.
Научимся: находить и показывать зону пустынь на карте; работать с денежными знаками; билетами.
II. Организация познавательной деятельности.
Работа с картой
- Пустыня, это еще одна природная зона на территории России. В России настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь. А полупустыни охватывают довольно большие пространства.
- Давайте поработаем с картой.
- Где находится пустыня на территории России? (на юго-западе страны)
- Кто сможет показать ее на карте?
- Каким цветом обозначена она на карте? (оранжевым цветом).
- Какие природные зоны соседствуют с зоной пустынь? (степи)
- Какое море (озеро) находится рядом с этой природной зоной? (Каспийское море)
- Какая река протекает по территории пустыни и впадает в Каспийское море?
(Волга)
- А какие города находятся рядом? (Астрахань)
- Мы сегодня отправимся именно туда, в Астрахань.
- Давайте проверим, правильно ли вы показали природную зону степей. Вернёмся к тексту, который вы получили, прочитайте его еще раз. Опираясь на этот текст, выберите верные – неверные утверждения, и объясните, почему выбрали это утверждение.
1. Верно – неверно.
| № | Утверждения | +/- |
| 1. | На Земле есть такие территории, не бывает осадков годами. |
|
| 2. | В полдень в пустыне приятно отдохнуть в тени деревьев. |
|
| 3. | Бывает ли в пустыне днем ночь? |
|
2. Дополните ответ.
- Что нужно взять туристу, путешествуя по пустыне? __________________.
- Чтобы отправиться в путешествие, и удачно отдохнуть на берегу Каспийского моря, нам нужно выяснить, когда более благоприятные условия для путешествия. Перед вами таблица количества осадков за последний год. Ответьте на вопросы. Работаем в паре.
3. Мониторинг количества осадков за последний год.
|
| Месяц |
Температура |
|
Солнечных |
Дождливые дни | ||||
|
| Январь |
| -6 °C | +6° C | 8 | 0 дней | |||
|
| Февраль |
| -3 °C | +6°C | 10 | 2 дня | |||
|
| Март |
| +9 °C | +9°C | 11 | 2 дня | |||
|
| Апрель |
| +17 °C | +13 °C | 18 | 0 дней | |||
|
| Май |
| +26 °C | +19 °C | 23 | 2 дня | |||
|
| Июнь |
| +30 °C | +23 °C | 23 | 1 день | |||
|
| Июль |
| +33 °C | +26 °C | 25 | 1 день | |||
|
| Август |
| +33 °C | +25 °C | 29 | 0 дней | |||
|
| Сентябрь |
| +24 °C | +19 °C | 23 | 0 дней | |||
|
| Октябрь |
| +10 °C | +13 °C | 19 | 0 дней | |||
|
| Ноябрь |
| +4 °C | +8 °C | 15 | 3 дня | |||
|
| Декабрь |
| +0 °C | +3 °C | 6 | 2 дня | |||
- В каком месяце больше всего солнечных дней? __________________
- В каком месяце больше всего дождливых дней?__________________
- Сколько солнечных дней было в апреле? ________________
- В каком месяце было меньше всего солнечных дней? _______________
- В каком месяце вода прогревается сильнее всего? _________________
- В каком месяце вода прогревается меньше всего? _________________
- Сколько пасмурных дней было в августе? _______________
- Сколько было солнечных дней в мае? ________________
4. Рейтинг комфортности отдыха
- Рейтинг комфортности (т. е. когда лучше отдыхать) рассчитывается по месяцам с учетом средней температуры воздуха, количества дождей и других показателей. За год в этой зоне оценка колеблется от 2.3 (в феврале), до 4.9 (в июне), из пяти возможных баллов.
Опираясь на данные приведенные в таблице и на диаграмме, ответьте на вопрос: В какой месяц приятнее всего отдыхать на берегу Каспийского моря? Почему?
- Пустыни и полупустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, поэтому летом там жарко, мало выпадает осадков. Там приятно отдыхать и мы туда отправимся в путешествие. С климатом мы познакомились. Но, мы, же на уроке окружающего мира, с чем нам надо познакомиться ещё, чтобы лучше узнать эту природную зону? (Узнать какие там растут растения и обитают животные)
- Знакомится с растительностью и животным миром, мы будем на следующем уроке, а сейчас подведем итог нашего фрагмента урока.
- Дополните предложение «Теперь я знаю, что….»
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Что на уроке хорошо получалось? Над чем надо ещё поработать?
- Спасибо за урок.
Список литературы
1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / В.А.Самкова, Н.И.Романова. – М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2019 – 152 с.
2. Малахута И. Д. Мастер класс: Формирование навыков функционального на уроках окружающего мира в 4 классе/ И. Д. Малахута [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/id85139708/

, которые там растут, не дают тени. Можно встретить там 
