Организм - биологическая система

Данная разработка поможет сформировать у учащихся представление о живых организмах как о целостных биологических системах.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока

Учитель: Алкина Оксана Владимировна

Предмет: биология

Тема: Организм – биологическая система

Классы: 5а,5б,5в,5г,5д

Урок №16

Дата: _______________


Тема: Организм – биологическая система.


Цель: сформировать представление о живых организмах как о целостных биологических системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов, сиcтем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.


Задачи:

образовательные:

  • повторить основные признаки живых организмов;

  • повторить понятия «клетка», «ткань», «орган», «система органов», «организм»;

  • сформировать понятия «система», «биологическая система»;

  • сформировать представление учащихся об организме как целостной биологической системе.

развивающие:

  • развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

  • развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

  • развивать умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

воспитательные:

  • формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

  • продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.


Планируемые результаты:

предметные:

  • обучающиеся объясняют сущность понятий «система», «биологическая система»;

  • обучающиеся приводят примеры систем;

  • обучающиеся аргументируют вывод: клетка, организм – живые биологические системы.

метапредметные:

  • регулятивные: обучающиеся ставят цель, задачи урока, выдвигают версии решения проблемных вопросов, осуществляют самооценку своих действий;

  • познавательные: анализируют, сравнивают, обобщают факты, строят логические рассуждения, эффективно используют информацию учебника, ориентируются в тексте, переводят информацию из одного вида в другой;

  • коммуникативные: обучающиеся строят речевые высказывания в устной форме; слушают одноклассников, вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении проблемы; аргументируют свою точку зрения.

личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование осознанного доброжелательного отношения к одноклассникам, их мнению, умение работать в группах;

  • формирование личностных представлений о целостности природы.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Оборудование: учебник, опорные слова на магнитную доску, иллюстрации на доске, таблицы по внутреннему строению животных, по строению цветковых растений, карточки с индивидуальными заданиями.


Учебные вопросы:

  1. Уровни организации живого.

  2. Что такое система?

  3. Биологическая система.


Новые слова и термины: система, биологическая система.


ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент.


  1. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы заканчиваем с вами изучение раздела «Строение организма». На сегодняшнем уроке мы должны обобщить знания о строении и жизнедеятельности живых организмов, упорядочить их, систематизировать.

Но для начала давайте вспомним, что мы знаем о строении живых организмов.


  1. Актуализация опорных знаний. Опрос.

- Почему же такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми? 

  • Давайте вспомним и назовем признаки живых организмов. 

Итак, все живые организмы имеют клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Живые организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации.

  • Как называется наименьшая структурная единица любого живого организма? – (клетка)

(Опорное слово на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях)

  • Группы клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ... (ткани)

(Опорное слово на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях)

  • Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ... (орган)

(Опорное слово на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях)

  • Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ... (систему органов)

(Опорное слово на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях)

Клетки, ткани, органы, системы органов тесно взаимосвязаны.

  • Живое тело, имеющее клеточное строение и обладающее признаками, отличающими его от неживой материи называется ... (организм)

(Опорное слово на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях)

Уровни организации живого:

клетка → ткани → органы → система органов → организм


  • Как называются организмы, состоящие из одной клетки?

  • Приведите примеры одноклеточных организмов.

  • Как называются живые организмы, состоящие из большого количества клеток?

  • Приведите примеры многоклеточных организмов.


Итак, в живой природе много организмов, состоящих из одной клетки. Таковы бактерии, одноклеточные водоросли, грибы, простейшие. У них клетки обладают всем многообразием свойств, присущих организму.

Многоклеточные организмы имеют более сложное строение. Они состоят из большого количества клеток, из клеток состоят ткани, из тканей формируются органы, органы действующие совместно, образуют системы органов.


  • Какие системы органов образуют организм животного?


Мы уже с вами знаем, что многоклеточный организм функционирует как единое целое.


Проблемный вопрос:

Предположим, что произошло нарушение работы одного из органов или системы органов. Отразится ли это на работе всего организма?

Например, насекомое медведка повредило корни растения.

  • Что произойдет с растением?

  • Почему?


Сегодня на уроке мы попробуем доказать с вами, что живой организм – это единое целое, что это биологическая система. И что нарушение в работе одного из звеньев в этой системе отразится на работе всего организма.


Откройте тетради и запишите тему нашего урока: «Организм – биологическая система».


  1. Физкультминутка.


  1. Изучение нового материала с поэтапным закреплением знаний.


Переходим к изучению первого учебного вопроса: что такое система.

Смысловое чтение – стр. 71 – 73.


  • Что такое Солнечная система? Из каких компонентов она состоит?

  • Что произойдет с Солнечной системой если хоть одна из ее планет сойдет со своей орбиты?

  • Вспомните сказку К.И.Чуковского «Краденое солнце» в которой «крокодил солнце проглотил». Представьте, что так и случилось. К чему это может привести?

  • Что же такое система?


Запись определения в тетрадь.

Система – это целостная структура, состоящая из частей (компонентов), взаимосвязанных между собой и обеспечивающих ее функционирование.


Биологические системы.

Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного.

На всех уровнях организации жизни организмы – это биологические системы.

Мы изучили с вами клетку и знаем, что клетка является структурной и функциональной единицей всего живого.


Работа с демонстрационной таблицей «Строение клетки».

Внимательно прочитайте определение системы и ответьте на вопросы:

  • Можно ли клетку назвать системой?

  • Из каких компонентов она состоит? Покажите их на таблице.

  • Взаимосвязаны ли они между собой?


Итак, мы можем сделать вывод: клетка – это биологическая система.


В природе встречаются одноклеточные организмы, и, следовательно, каждый из них представляет собой целостную биологическую систему.


  • Обмениваются ли клетки (одноклеточные организмы) с окружающей средой веществом и энергией?

  • Почему клетку (одноклеточный организм) можно назвать открытой системой? Объясните это на примере хламидомонады. (Хламидомонада – это одноклеточный организм, который может осуществлять фотосинтез в ходе которого она поглощает одни вещества, а выделяет другие)


А теперь перейдем к рассмотрению многоклеточных организмов. Многоклеточный организм еще более сложно устроенная система. Он состоит из органов и систем органов, которые взаимосвязаны и обеспечивают существование организма. Нарушение одного из них отразится на функциях других и на состояние организма в целом.


  • Назовите основные органы цветкового растения.

  • Какие функции выполняет лист? ( Лист - орган, в котором происходит фотосинтез. Лист обеспечивает углеводами не только себя, но и другие органы растения.)

  • Что будет с растением при повреждении листьев?

  • Какую функцию выполняет стебель? (Перемещение воды и минеральных веществ от корней к листьям, а органических веществ в обратном направлении осуществляется по стеблю. Он также служит опорой для листьев, цветков и плодов.)

  • Что будет с растением при повреждении стебля?

  • Какую функцию выполняет корень? (Закрепляет и удерживает растение в почве, всасывание воды с растворенными минеральными веществами).

  • Что будет с растением при повреждении корня?

  • Какой орган растения, по вашему мнению, самый главный?

  • Могут ли органы растения существовать самостоятельно вне целостного организма?

Органы и системы органов животных тоже взаимосвязаны между собой.

  • Какие системы органов различают у животных?

  • Какую функцию выполняет кровеносная система?

  • Что произойдет с организмом при заболевании или остановке сердца?

  • Какая система обеспечивает согласованную работу всех органов?

  • Что произойдет с организмом при повреждении ЦНС?

  • Приведите собственные примеры, когда из-за повреждения одного органа страдает целый организм.

  • Самостоятельно сформулируйте вывод по теме нашего урока.

Вывод: любой живой организм функционирует как единое целое – это сложно устроенная биологическая система.

  1. Контроль усвоения знаний.

Вопросы для повторения:

  • Что означает термин «система»?

  • Приведите примеры систем.

  • Приведите доказательства того, что инфузория туфелька – это биологическая система.

  • Приведите доказательства того, что растение – это биологическая система.

  • Приведите доказательства того, что животное – это биологическая система.


Работа в группах.

Задание для 1 группы.

К каким последствиям может привести нарушение работы дыхательной системы?


Задание для 2 группы.

К каким последствиям может привести нарушение работы выделительной системы?


Задание для 3 группы.

К каким последствиям может привести нарушение работы пищеварительной системы?


Задание для 4 группы.

К каким последствиям может привести нарушение работы кровеносной системы?


Тестовое задание.

  1. Живые организмы отличаются от тел неживой природы

А) малым содержанием воды

Б) химическим составом

В) клеточным строением

Г) составом атомов и молекул

  1. Единица строения живых организмов – это

А) орган

Б) клетка

В) ткань

Г) молекула

  1. Группа клеток сходных по строению и выполняемым функциям, называется

А) органом

Б) системой органов

В) тканью

Г) организмом

  1. Связанные между собой органы, объединенные общей работой, составляют

А) ткань

Б) организм

В) систему органов

Г) аппарат органов

  1. Только в растительной клетке есть

А) митохондрии

Б) хлоропласты

В) клеточная стенка

Г) лизосомы

  1. Нарушение процессов всасывания питательных веществ в теле животного отражается на деятельности:

А) только пищеварительной системы

Б) на состоянии кожи

В) некоторых органах выделения

Г) всего организма

  1. В растительном организме между собой взаимосвязаны:

А) только части побега

Б) только проводящие ткани

В) только покровные ткани

Г) ткани всего организма

  1. Согласованная работа всех частей организма собаки достигается благодаря деятельности системы:

А) кровеносной

Б) дыхательной

В) пищеварительной

Г) нервной

9. Главная функция листьев дуба связана с

А) запасанием веществ

Б) проведением минеральных веществ

В) всасыванием воды

Г) образованием органических веществ

10. Рост растительного организма обеспечивается:

А) только корневым питанием

Б) только газообменов в листьях

В) только образованием органических веществ

Г) работой всех органов и тканей.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.


  1. Домашнее задание: прочитать § 15 читать: задания на стр.75.

На примере басни Ивана Крылова «Свинья под дубом» докажите, что в организме растения все органы взаимосвязаны.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее