Организация спортивных занятий методом круговой тренировки
в условиях реализации ФГОС
Кропачева Н.Н.
учитель физической культуры
МАОУ «СОШ № 2» г. Краснокамск Пермский край
Введение
В настоящее время всё больше школьников страдает различными хроническими заболеваниями. Виной тому различные факторы: экономические, экологические, наследственность, малоактивный образ жизни и др. На фоне таких удручающих факторов остро встаёт вопрос о правильном планировании, организации и проведении учебного процесса в образовательных учреждениях, применении дополнительных нагрузок на урочных и внеурочных занятиях.
В этих целях учитель физической культуры может использовать метод круговой тренировки, который с каждым годом приобретает всё большую популярность.
Круговая тренировка – это метод организации спортивных занятий, придуманный в 60-е годы в Великобритании английскими тренерами и преподавателями физической культуры Морганом и Адамсоном (университет в Лидсе). Они искали форму тренировки для школьников и студентов, которая повысила бы мышечную силу, усовершенствовала функции внутренних органов и в то же время была бы интересной и привлекательной. После долгих экспериментов с различными системами тренировки они нашли такую форму тренировочной работы, которая отвечала их представлениям. Ей было дано название «сёркит-трэйнинг» (от латинского слова circuits – циркуляция или ходьба по кругу). С помощью хорошо продуманного эксперимента с 15-16-летними школьниками, используя ряд медицинских и спортивно-практических тестов, они показали возможность вполне надёжного повышения физических достижений школьников.
Сущность метода
Основу метода круговой тренировки составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений. Эти упражнения выполняются на специально подготовленных местах («станциях»), как правило расположенных по кругу зала или спортивной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений («станций»). Тренировка строится так, чтобы создать предпочтительные условия для комплексного развития физических качеств занимающихся. На каждой «станции» выполняется один вид упражнений. Упражнения подбираются так, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, а также возраста, пола и подготовленности занимающихся.
И так, комплекс упражнений с использованием предельных отягощений занимающиеся проходят 1 раз, а непредельных – 3 раза. Весь круг может быть пройден без интервала или с определённым интервалом отдыха между «станциями».
Задача метода и его значение
Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жёсткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений.
В условиях урока физической культуры круговая форма занятий приобретает особое значение, т.к. позволяет большому количеству обучающихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.
В зависимости от задач урока «Круговую тренировку» можно планировать как в подготовительной , основной, так и в заключительной части урока.
Применение круговой тренировки
Подготовительная часть урока – круговая тренировка играет роль в подготовке организма к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части урока.
Основная часть урока – применение круговой тренировки связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм ещё не устал и готов выполнять работу в большом объёме и оптимальных условиях нагрузки. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью. В них достаточно силовых и скоростно-силовых упражнений.
Заключительная часть урока – Комплексы круговой тренировки планируются реже, в основном тогда, когда плотность нагрузки на уроке не достаточна. Цель таких комплексов – совершенствование, закрепление и повторение пройденного материала основной части урока.
Достоинства круговой тренировки в условиях реализации ФГОС
1. Помогает добиться высокой работоспособности организма обучающихся.
2.Приучает обучающихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств.
3. Вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий.
4. Воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений.
5. Позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учёт, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие обучающихся в учебном процессе.
Средства для круговой тренировки
Средства могут быть самыми разнообразными: общеразвивающие упражнения и специальные, обычно технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач урока, двигательных возможностей индивида и с учётом переноса физических способностей и двигательных навыков. Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, скакалка, резиновые амортизаторы, блочные устройства и пр.).
Организация занятий
Первое занятие занимает 40-45 минут, а остальные: примерно 10 мин. – если комплекс повторяется 1 раз; 20 мин. – если 2 круга; 30 мин. – если 3 круга.
Упражнения с дозировкой «один круг» целесообразно проводить в первые и последние 15 минут.; с дозировкой в «два круга» – в последние 20 минут; «три круга» - последние 35 минут урока.
Комплекс упражнений, выполняемый по методу круговой тренировки, обычно повторяется без изменения на 4-5 уроках. В дальнейшем целесообразно не заменять все упражнения, а лишь усложнять некоторые так, чтобы упражнения более разносторонне воздействовали на организм.
Учитель должен учитывать возрастные особенности обучающихся: пол, уровень физической подготовленности. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов. Ставя общую задачу урока для всего класса, необходимо определить задачи как для более подготовленных, так и для отстающих учеников.
Дифференцированное обучение можно проводить во время работы по «станциям», сформировав группы по степени подготовленности и комбинировать круговую тренировку с конкретными заданиями для каждой группы.
Алгоритм событий
1. Подготовить место занятий
Снаряды и «станции» располагаются по кругу, около каждой «станции» - специальная карточка с номером, графическим изображением и формулой упражнения.
2. Подобрать упражнения
Упражнения подбираются в зависимости от задач урока. Желательно, чтобы в комплексе, направленном на всестороннее развитие организма, было не более 10-12 упражнений, а в комплексах имеющих специализированные задачи – не более 6-8 . Обычно комплекс из 8-10 упражнений выполняется примерно за 10-12 мин. (время на каждое упражнение – 45 сек., на паузы для отдыха – 30 сек.). Упражнение следует очень хорошо изучить. Ученики должны знать как называется каждое упражнение, и понимать условные графические обозначения на карточках.
На первом занятии необходимо провести МТ по каждому упражнению при условии их правильного выполнения. МТ определяется на первых двух занятиях по новой теме. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, ученики по команде учителя начинают выполнять на своих «станциях» намеченное упражнение в обусловленное время – 30-45 сек. Стараясь преодолеть его максимальное (для себя) число раз. Определяя максимальный тест на каждой «станции», необходимо делать паузы в пределах 2-3 мин. для отдыха. В это время ученики записывают число повторений в личную карточку учёта результатов и затем переходят на следующую «станцию», где принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения.
Вывод
Круговая тренировка на уроках физической культуры хорошо увязывается с программным материалом по лёгкой атлетике, спортивным играм, гимнастике, способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм обучающихся в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.
Метод круговой тренировки позволяет держать высокий темп двигательной активности для 100% обучающихся в классе, поскольку динамика урока по требованиям СанПиН должна быть не менее 70%.
Данная методика позволяет учителю ориентироваться на индивидуальное освоение программного материала обучающимися, а самим ученикам – следить за динамикой собственного развития и формирования умений и навыков.
Приложение