«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Организация самостоятельной работы на занятиях математики

Воспитание у наших студентов самостоятельности, инициативы, активности – требования сегодняшнего дня. Развитая самостоятельность учащихся – ключ к их успехам.

Проблема самостоятельной работы учащихся и ее организация на занятии имеет богатую историю и свои традиции ее решения. По мнению ряда исследователей, самостоятельная работа есть синтез формы учебной деятельности и средства организации познавательной деятельности, вида деятельности и организационной формы.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Организация самостоятельной работы на занятиях математики


Воспитание у наших студентов самостоятельности, инициативы, активности – требовании сегодняшнего дня. Развитая самостоятельность учащихся – ключ к их успехам.

Проблема самостоятельной работы учащихся и ее организация на занятии имеет богатую историю и свои традиции ее решения. По мнению ряда исследователей, самостоятельная работа есть синтез формы учебной деятельности и средства организации познавательной деятельности, вида деятельности и организационной формы.

Только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться.

Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах.

Основой компетентности учащегося является самостоятельная деятельность, когда студент по собственной инициативе выбирает предмет, объем, форму и источники для занятий. По каким критериям можно определить, сформирована она или нет? И как ее сформировать? Самостоятельным не рождаются. Это качество формируется. Само по себе оно «произрастает» редко. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь прежде всего на те области знаний и умений, которые субъекту интересны.

Учебная компетентность складывается только в условиях личностно ориентированного обучения, сущность которого — содействовать становлению личностных образовательных смыслов, или потребностей, учащегося. Личностный смысл, потребность, или «пристрастное отношение» к жизненным ценностям, является «устойчивым регулятором... поведенческого репертуара» человека (Н.М. Борытко).

Развитие самостоятельности неразрывно связано с учебной деятельностью учащихся. Сформировать самостоятельность, не вовлекая студента в учебную деятельность, принципиально невозможно. На первом курсе активизируется необходимость совершенствования навыков самостоятельной деятельности учащихся, познавательной активности, активизируется необходимость воспитания у учащихся способности к самостоятельному получению знаний.

Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок преподавателя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поиска, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизируя познавательную деятельность обучающих.


Пути развития самостоятельности:

  • Надо учить в любом задании узнавать изученное ранее.

  • Развития самостоятельности – обучение деятельности.

  • Развития самостоятельности – «включение» ребят в разнообразную познавательную деятельность.

  • Рзвития самостоятельности – поручение учащимся выполнять разные роли в процессе учебной деятельности.

Сегодня книжные магазины переполнены книгами с готовыми домашними заданиями, а на занятиях основная масса детей предпочитает списывать с доски в тетрадь, не напрягая себя осмыслением. Поэтому одна из основных задач преподавателя — организация работы в группе таким образом, чтобы студенты не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия. Только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться. Самостоятельность в студентах надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы.



Некоторые принципы развития самостоятельности учащихся


Принцип обязательности

Каждый студент на каждом занятии непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание:

  • решить задачу,

  • сформулировать краткий ответ на вопрос,

  • провести опыт,

  • привести примеры,

  • работать с учебником и т.п.

Принцип посильности

Задания для самостоятельной работы должны быть подобраны таким образом, чтобы студент мог с ними справиться. Если речь идет о новом материале, задание должно быть в «зоне ближайшего развития» учащегося, чтобы он мог самостоятельно или с небольшой помощью решить поставленную проблему.


Принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы

Начинаем учить самостоятельной работе с учебником, задачником, таблицами, дополнительной литературой и далее постепенно осваиваем все более сложные методы самостоятельной работы.

Принцип интересности

Для разных студентов привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить учащемуся идти тем путем, который ему больше нравится.

  • одни дети с удовольствием решают задачи;

  • другие любят практическую работу;

  • третьи предпочитают дополнительную литературу или работу в Интернете.

Надо разрешать детям преимущественно использовать их любимый метод, грамотно направляя их.

Принцип постоянной занятости

Студент не должен скучать на занятии и иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.


Принцип использования эмоции

Студенты должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой.

Принцип поощрения

Многие учащиеся будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации.

Для разных детей значимы разные поощрения, например

  • высокие оценки,

  • публичное признание их хорошей работы,

  • помещение работ на выставку,

  • победа в конкурсе или соревновании,

  • назначение помощником преподавателя при экспериментах,

  • позволение самостоятельно проводить некоторые демонстрационные опыты,

  • быть консультантом учащихся при выполнении лабораторных работ и т.д.

Модернизация обучения предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, самостоятельности их познавательных и созидательных способностей. Это мы должны отражать при разработке рабочей программы по предмету. При составлении календарно-тематического плана и плана к каждому уроку нужно предусмотреть самостоятельную деятельность учащихся на каждом этапе урока. При составлении поурочного плана особое внимание придавать самостоятельным работам: указывается их типы, уровень, зная их классификации.

Виды самостоятельной работы по дидактической цели

  1. Приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.

  2. Совершенствование знаний и выработка умений применять их на практике.

  3. Формирование у учащихся умений и навыков практического характера.

  4. Развитие творческих способностей.

Основные требования к современному уроку:

  • Пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей учащихся. Соотношение самостоятельной и коллективной работы.

  • Организация самостоятельной работы учащихся.

  • Приемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Данные требования к современному уроку будут реализованы, если учитель эффективно использует на каждом этапе урока активные форма обучения навыкам самостоятельной работы учащихся.

Задача преподавателя - учить и научить каждого студента самостоятельно добывать знания

Учебный процесс – планирование собственной деятельности преподавателя и им же деятельности учащихся на занятии, организации самостоятельной работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений и способов познавательной деятельности и контроля за учебным познанием.


Оценка самостоятельной деятельности учащихся

Для осуществления целенаправленного управления процессом обучения необходима оперативная обратная связь. Оценка знаний учащихся является мощным стимулом учения.

Оценка играет немаловажную роль и в решении проблемы включения учащихся в самостоятельную работу.

Рассмотрим наиболее существенные педагогические требования к контролю знаний учащихся, к оценке их самостоятельной работы:

  • Оценка отражает результат личной учебной деятельности, максимально учитывает индивидуальные особенности учащихся.

  • Оценка должна быть объективной (объективность оценок лежит в увеличении их числа).

  • Гласность оценки, ее аргументация, проставление в журнал.

  • Стимулирующий характер оценки.

  • Постоянно знакомить учащихся с критериями оценивания устных и письменных работ.

  • Включение приема самооценки своих результатов и взаимопроверки, сопоставление результатов оценивания.

  • Сочетание количественной и качественной оценки.

  • Единство требований учителей.

В традиционной практике, при доминировании объяснительно- репродуктивного метода обучения функции преподавателя отводится как источника информации, его излишняя информационная активность сужают поле информационного потребления учащегося и существенным образом блокируют полноценное развитие самостоятельной деятельности обучающего. Самостоятельность как качество личности в силу своей природы не может развиваться в условиях постоянной опеки преподавателя. Поэтому основная функция педагога в условиях реализации ФГОС – не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в группе, в которой невозможно не выучится.

Одним из факторов организации самостоятельной работы учащихся на занятии вижу во взаимоотношении между учащимися и учителем, между самими учащимися, которые определяют формы организации учебной деятельности.




Формы самостоятельной работы на занятиях математики.


1. Работа с учебником:

  • чтение текста;

  • чтение про себя;

  • воспроизведение прочитанного;

  • обсуждение прочитанного;

  • разбивка прочитанного на смысловые части;

  • составление плана прочитанного;

  • работа с оглавлением, с предложенным указателем;

  • работа над понятием, термином.

2. Выполнение письменных самостоятельных работ на занятии:

  • выполнение упражнений, задач на закрепление темы;

  • составление задач, уравнений, упражнений, схем, таблиц;

  • работа над ошибками;

  • работа по чертежу, графику, таблице, схеме;

  • лабораторные и практические работы;

  • тестовые задания.

3. Виды практических работ

Математический диктант.

Исходить из заданий изучаемого пункта:

  • включать задания на повторение, слабо усвоенный материал;

  • все задания максимально приближать к изучаемому материалу;

  • усвоение приема самоконтроля.

Уроки - отчеты:

  • домашнее задание дается вперед в течение двух недель на карточке.

Практическая работа по закреплению знаний, умений и навыков на заключительном этапе.

Составление схем. Таблиц.

Тесты.

Требования:

  • определенность;

  • простота;

  • однозначность;

  • равнотрудность.

Современный учебный процесс не мыслим без системы тестового контроля. Использование тестов позволяет сэкономить время, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровня сформированности некоторых умений и навыков.

Лабораторная работа

  • построение графиков и их применение;

  • использование моделей, чертежных инструментов;

  • обработка данных по формуле и средних результатов;

  • применение таблиц, справочников;

  • связь с другими дисциплинами.


Творческие «Особые задания»

В группе всегда есть учащиеся, которым учитель уделяет особое внимание, «олимпийский резерв». Раз особое внимание – то и особое задание. Продвинутые студенты получают право на выполнение особо сложного задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению студента воспользоваться таким правом. Выполняется оно в специальной тетради, включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности. Практические примеры: составление кроссвордов, презентации, познавательных вопросов, новых задач.


Выполнение домашнего задания

  • Самостоятельная работа дает возможность студенту:

  • проверить уровень своих ЗУН;

  • способствовать более глубокому развитию ЗУН, применение своих знаний;

  • выполнить работу по своим способностям

Решение проблемы, повышение уровня самостоятельности учащихся на занятиях математики, организую через совместный поиск решения проблемы, добиваясь самостоятельности у учащихся умозаключений, анализа, сравнения, обобщения, включаю их в исследовательскую и частично-поисковую работу. Самостоятельные работы систематизирую по уровням сложности, дидактический материал разрабатываю по каждой теме с учетом обязательного стандарта усвоения и выхода на более высокий уровень. Вовлекая учащихся в творческую мыслительную деятельность, использую на своих занятиях ИКТ, тестовые технологии, обучаю учащихся навыкам составления презентаций, выполнения творческих заданий, что позволяет мне сделать выводы об уровне подготовки учащихся к самостоятельной работе, отношению к ней студентов. Проведение анкетирования среди учащихся в начале года и в конце помогает организовать индивидуальную дифференцированную работу по отработке предметных, метапредметных и личностных УУД, скорректировать работу, выбрать целесообразные формы организации самостоятельной деятельности учащихся на определенном этапе урока.

Анкета

Навыки владения самостоятельной работой учащихся на занятиях


Цель: Определение уровня владения навыками самостоятельной работе, отношение к ней студентов.

1. Умеешь ли ты работать самостоятельно:

а) обобщать и систематизировать учебный материал?

б) анализировать, обдумывать, умения выражать свои мысли

в) выделять главное?

г) сравнивать?

д) самостоятельно выводить формулы?

е) самостоятельно решать задачи, выполнять упражнения?

ж) выступать с докладами, сообщениями перед аудиторией?

з) анализировать, обдумывать, умения выражать свои мысли?

и) работать с книгами, сравнивая и анализируя прочитанное?

к) использовать Интернет ресурсы?

2. Какие виды самостоятельной работы тебя привлекают?

а) письменные проверочные работы (диктант, контрольная работа, тест),

б) лабораторные работы,

в) доказательство утверждений,

г) составление презентаций,

д) составление схем, таблиц, диаграмм,

ж.) подготовка сообщений,

е) работа с книгой.

Таким образом, обеспечивая переход от одной формы деятельности к другой на разных этапах занятия, необходимо создавать условия для перехода студента на более высокий уровень самостоятельности, самообразования. На занятиях изучения нового материала, закрепления знаний работаю над формированием и развитием навыков самостоятельной работы, а на заключительном этапе изучения темы появляется возможность расширения кругозора учащихся, совершенствования умений и навыков состоятельной работы.

Необходимо помнить, что одно занятие не может решить всех задач обучения студента навыкам самостоятельной работы, нужна система в работе, преемственность в обучении, четкое понимание роли самостоятельной работы студента в учебном процессе. Ведь результат успешности обучения прямо зависим от уровня самостоятельности. Невозможно ожидать от студентов оригинальных, красивых решение, ответов, если учитель предварительно не продемонстрировал учащимся собственного интереса к предмету, его важности. Так и равнодушие преподавателя к результатам самостоятельной работы студента не может вызвать развития его самостоятельности.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее