«Осенний фестиваль знаний 2024»

Организация самостоятельной работы, личностная ориентация содержания образования, предоставление обучающимся возможностей выбора на уроках математики

В статье даются рекомендации о применении различных видов самостоятельной работы учащихся на уроках математики

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Павлова Н.С., учитель математики

МОУ «Гимназия № 69 им. Чередова И.М. »



Организация самостоятельной работы, личностная ориентация содержания образования, предоставление обучающимся возможностей выбора на уроках математики


В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности и создания условий для её реализации. Одним из основных принципов государственной политики в области образования является «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся».

Признав математику обязательным компонентом общего среднего образования, использование личностно – ориентированного подхода в обучении поможет улучшить качество математического образования . (слайд №2)

Основная цель обучения - научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки (слайд №3).

Учителю современной школы необходимо преобразовывать учебный процесс – из скучного, однообразного в радостный, охотно выполняемый.

Воспитать человека математически образованного в гуманных формах, - тот идеал, к которому должен стремиться каждый цивилизованный учитель. Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей (слайд №4). Она служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей, дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся.

Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение (слайд №5).

Работая , ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как ясное представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок.

Самостоятельная работа - активный метод обучения. Основные признаки самостоятельной работы на уроках математики - это наличие задания учителя, самостоятельность учащихся, руководство учителя, выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность и усилие учащихся, специальное время для выполнения задания, которое всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно (слайд №6). В результате работ всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

Как метод обучения самостоятельная работа чаще применяется на уроках и дома с целью закрепления знаний и формирования умений, а также используются с цель повторения, систематизации, проверки знаний.

Существенную роль в организации самостоятельной деятельности играют технические средства и оборудование. На уроках математики могут использоваться такие технические средства, как учебные пособия (счетный материал, геометрические фигуры и т. д.), сборники задач и упражнений, учебник. Большую роль на уроках математики играет учебник. Учебник как средство организации самостоятельной работы на уроках математики, обладает большими формирующими возможностями. Учитель на уроке наряду с домашним заданием может использовать и учебник, с которого могут быть выбраны задания для самостоятельной работы.

Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит и от того, каким образом организована деятельность учащихся. Форма организации — это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой(слайд №7).

Сформировать у детей необходимые навыки учебной деятельности помогает умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной работы должны быть подготовлен специальный дидактический материал. Он должен содержать задания разной трудности.

Виды самостоятельной работы на уроках математики:

  1. Работы, организуемые с целью изучения нового материала.

  2. Работы, нацеленные на повторение нового материала.

  3. Работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений.

  4. Обобщающие.

  5. Проверочные (слайд №8).

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению темы, тогда важно создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения задания по образцу.

Определить место самостоятельной работе на уроке означает также рассчитать время, необходимое для её выполнения. Несоответствие объема работы, выделяемому времени один из недостатков её организации. Завышение объема работы вызывает у ребят состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения заданий .С другой стороны наблюдается и недооценка возможностей отдельных учащихся, в результате чего постоянно создаются ситуации, при которых часть класса справляется с заданиями раньше других. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий.

Они должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны на доске, таблицах, карточках. Их следует разделить на 2 вида:

  1. Обязательные задания.

  2. Дополнительные задания (слайд №9).

Домашняя работа часто имеет дифференцированный характер. При закреплении изученного материала использую работу в парах. В настоящее время идею дифференциации и индивидуализации я считаю одной из наиболее важных. Признание индивидуальности учащихся является основным принципом личностно-ориентированных подходов учащихся (слайд №10).

Индивидуальность - обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Достаточно хорошо личностное образование учащихся раскрывается в игровой деятельности. Тем более, что игровая деятельность - одна из форм организации самостоятельной деятельности учащихся. Уроки с использованием игровых ситуаций пробуждают, поддерживают и развивают их интерес к процессу обучения и учебному материалу. Придают процессу обучения эмоциональную окраску.

В игровой деятельности создаются ситуации, которые требуют от участника самостоятельного решения, инициативы, нестандартного решения. Причем игра всегда является самоуправлением, а самоуправление предъявляет к каждому члену группы определенные требования, а учащиеся предъявляют их сами себе (слайд №11). Во время такой деятельности можно обсуждать идею друг с другом, спорить, отстаивать свою точку зрения, критиковать.

Таким образом, работа, связанная с организацией самостоятельной работы и личностно-ориентированным обучением, стимулируют учителя к творчеству и позволяет развивать личность каждого учащегося.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее