Организация работы с учащимися имеющие низкие учебные возможности с учащимися раньше заканчивающие выполнять самоподготовку. (выступление на МО)

Такая организационная форма учебного процесса,как самоподготовка в режиме работы школы- интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровней работы воспитателя.

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Такая организационная форма учебного процесса, как самоподготовка в режиме работы школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.

Способы организации и виды деятельности учащихся в каждой структурной части самоподготовки значительно совершенствуются от начальной школы к старшему звену, по мере того как развивается уровень сформированности организационной и познавательной самостоятельности школьников.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя. Отсюда основные воспитательные задачи самоподготовки:

закрепить навыки самообразовательной работы;

воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;

сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей;

научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

С 1 класса можно позволить младшим школьникам выполнять задания в индивидуальном темпе, но в пределах определенного времени. Следует приучать детей более рационально использовать время, которое предусматривается на самоподготовку, быстро и правильно подготовить свое рабочее место для занятий, сосредоточенно выполнять заданное. Чтобы правильно определить время, необходимое для выполнения домашнего задания, нужно периодически проводить выборочный хронометраж; а затем рассказывать детям, как идет работа у организованного ученика, и как нерационально тратит свое время несобранный ученик. Если большинство детей не справляются с заданием в определенное время, то необходимо попросить учителя внимательно относиться к объему домашнего задания. Процесс самоподготовки должен иметь определённую структуру. Опыт воспитателей показывает, что обязательными этапами самоподготовки являются:

подготовка детей к работе;

самостоятельное изучение материала;

самоконтроль и самооценка;

заключительный педагогический контроль.

В организационной (установочной) части самоподготовки выясняется объём домашнего задания, осуществляется выбор порядка выполнения заданий (рекомендуется начать с более трудного предмета). Необходимо проследить, чтобы дети начали подготовку с обязательного повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике, сравнили с классной работой и лишь после этого переходили к самостоятельному выполнению письменных заданий. На этой начальной стадии самоподготовки следует использовать такие методы воспитательной деятельности, как организация деятельности и формирования опыта (учащимся необходимо научиться рациональной организации своей деятельности, чтобы работа была продуктивной, а результаты положительными). Это приучение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, инструктаж. Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (важно, чтобы ребёнок понимал, чем занимается, ради чего он это делает). Это эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуация морального успеха. Главными приёмами организации самоподготовки на установочном этапе являются: информирование, разъяснение, положительный пример, коллективная работа, практическая деятельность и укрепление веры в силы ребёнка. Вышеизложенные методы и приёмы наиболее эффективны в установочной части самоподготовки. Они способствуют формированию навыков самоорганизованности и самодисциплины, а также воспитанию у ребят ответственного отношения к результатам учебного труда.

Самостоятельное выполнение домашнего задания активизирует деятельность ученика по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет её на поиск нужной информации, необходимой для успешного результата обучения.

На этапе самостоятельной работы учащиеся овладевают способами действий, приёмами учебной работы. Деятельность по совершенствованию знаний, полученных на уроке, предполагает выполнение разнообразных упражнений, закрепление знаний по учебнику и по учебным пособиям, выполнение опытов, решение задач, чтение необходимой литературы. Большое внимание на этом этапе должно уделяться самопроверке, которая осуществляется с помощью установления аналогов с выполненными ранее заданиями, различия между решёнными заданиями и теми, которые предстоит решить. В отношении самостоятельности учащихся в процессе самоподготовки определяется её дидактическая цель, которая включает формирование у школьников таких общеучебных навыков, как планирование и организация учебной работы, самооценка и самоконтроль. Недостаточная эффективность работы школьников на самоподготовке объясняется именно недостаточным развитием навыков организации и планирования самостоятельной работы. Самостоятельная работа преследует цель закрепления навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности учащихся. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у учеников положительного отношения к учёбе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы. В процессе основной части самоподготовки целесообразно использовать следующие методы воспитательной деятельности. Метод формирования сознания (рассказ, информирование, разъяснение), метод проблемного изложения (постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения), метод ориентировки и формирования качеств личности (упражнение, исходное требование). Основными приёмами на этом этапе самоподготовки являются: самостоятельная работа, поиск информации, практическая деятельность, коллективная работа, упражнение и переключение на разные виды деятельности. Данные методы и приёмы дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач.

Необходимо отметить, что больше внимания при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия.

Наиболее важным моментом при формировании способностей школьников к регулярной, систематической подготовке домашних заданий в условиях школы-интерната является обучение их экономии времени и сил. Детей необходимо научить рациональному распределению своих сил, вооружить их техникой индивидуальной умственной работы, так как рамки самоподготовки ограничены. Экономное расходование времени при максимальном достижении результатов должно стать для каждого ученика правилом. Учащиеся должны усвоить, что, чем больше заданий, тем значительнее нагрузка, вызванная их выполнением, тем тщательнее он должен подходить к организации и планированию труда на самоподготовке. Это поможет ему определить общее направление в работе, установить последовательность действий, представить перспективу. Все виды деятельности детей во второй половине дня взаимосвязаны. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у детей, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Немаловажно убедить детей в том, что умение выполнять задание в определенной последовательности и умение проконтролировать себя: “Все ли я выполнил? Верно, ли я все выполнил?” является ответственностью за результаты своего учебного труда.

Успех самоподготовки определяется следующим:

к выполнению домашнего задания дети приступают в одно и то же время, восстановив работоспособность, утраченную в ходе занятий первой половины дня (после обеда, продолжительного отдыха не менее 2 часов и обязательного пребывания на свежем воздухе);

целесообразной регламентацией времени;

строгой определенностью выполнения домашнего задания, в основе которой лежит принцип: от более сложного и трудоемкого к более легкому.

В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. Поэтому в процессе подведения итогов воспитателю необходимо использовать метод косвенного воздействия и такие основные приёмы, как коллективный поиск, замечание, одобрение, положительный пример, моральная поддержка и укрепление веры в силы ребёнка. Метод косвенного воздействия наиболее целесообразно использовать именно в заключительной части самоподготовки, так как это способствует развитию у ребят навыков контроля и самоконтроля и самостоятельности в анализе результатов своей деятельности.

Каждый воспитатель всегда может проверить себя, правильно ли он руководит самоподготовкой школьников и каков результат его воспитательной деятельности. Чтобы дать самооценку своей работе, необходимо постоянно наблюдать за информированностью, дисциплинированностью, организованностью, активностью своей группы. Их проявление свидетельствует о правильной организации самоподготовки.





МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа –интернат психолого- педагогической поддержки»

















Организация работы с учащимися имеющие низкие учебные возможности и с учащимися раньше заканчивающие выполнять самоподготовку.

(выступление на МО)









Подготовила:

Тайченачева Н.Ю











2019







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее