«Осенний фестиваль знаний 2024»

Организация предметно-пространственной среды как условие социализации и развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Статья на тему: Организация предметно-пространственной среды как условие социализации и развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Создание благоприятной предметно-пространственной среды подразумевает такую организацию пространства, при которой воспитательная и образовательная работа осуществляется наиболее эффективно. Для этого необходимо, чтобы пространство, где протекает данный процесс, уже само по себе являлось средством данного процесса, несло большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Организация предметно-пространственной среды как условие социализации и развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Предметно-пространственная среда это особым образом организованная в пространстве и времени совокупность материальных вещей, окружающих педагога и учащихся в образовательном процессе. 

Предметно-пространственная среда включает в себя:

1) здания и помещения школы (классы-кабинеты, коридор, и т. д.);

2) школьный двор и прилегающее к школе пространство;

3) мебель и оборудование;

4) средства обеспечения санитарно-гигиенических условий (освещённости, температурного режима, чистоты, вентиляции) и техники безопасности;

5) элементы предметно-пространственной среды, являющиеся результатами работы самих субъектов педагогического процесса:

- выставки ученических поделок, рисунков, сочинений и т.д.;

- выставки творчества взрослых: педагогов и родителей учащихся;

- фото-, видеохроники школьной жизни и др.

6) специальные элементы эстетического оформления (оформление интерьеров, выставок и экспозиций, а также отдельные рисунки, и др.);

7) световые и шумовые эффекты, музыкальное оформление;

8) одежда и личные вещи педагогов и воспитанников;

9) информационно-организующие элементы предметно-пространственной среды: расписание занятий и т.п., а также разнообразная школьная документация.

Создание благоприятной предметно-пространственной среды подразумевает такую организацию пространства, при которой воспитательная и образовательная работа осуществляется наиболее эффективно. Для этого необходимо, чтобы пространство, где протекает данный процесс, уже само по себе являлось средством данного процесса, несло большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

Предметно-пространственная среда должна быть:

содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной, безопасной.

Насыщенность среды предполагает: разнообразие материалов, оборудования, инвентаря. Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений среды в зависимости: от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств, периодическую сменяемость материала, разнообразие материала.

Доступность среды предполагает: доступность для детей помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ к пособиям, исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды: соответствие всех ее элементов по обеспечению и безопасности, т.е. должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Ведущей особенностью при интеллектуальных нарушениях у детей является недоразвитие познавательной деятельности и, прежде всего, высших форм мышления. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением интеллекта должна обеспечить:

- привитие ребенку элементарных навыков самообслуживания;

- формирование познавательной деятельности (развитие предметно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления);

-формирование тесной связи между практическим опытом ребенка и наглядно-абстрактными представлениями;

-включение речи в мыслительную деятельность - знакомство с предметом и названием, действий с группой однородных предметов; отбор предметов по словесной инструкции, использование их в практических ситуациях; знакомство со свойствами предметов (обследование, определение свойств, выделение признаков); расширение сенсорного опыта в предметно-практической деятельности.

Для этого развивающая предметно-пространственная среда должна содержать атрибуты, которые смогут обеспечить приобретение предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве.

Сюда относятся:

  • Картинки с изображением последовательности действий - для формирования элементарных гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

  • задания для стимуляции ориентировочно-исследовательской и речевой деятельности - с их помощью расширяется круг предметов, предъявляемых ребенку, формируются способы ориентировки в окружающем мире. Ребенок обучается действиям обследования предметов и определению их свойств; учится называть выделенные качества и свойства предметов;

  • задания на установление причинно-следственных связей между изображаемыми предметами и явлениями, временной последовательности, содержащие сюжеты со скрытым смыслом. Ребенок учится целостно воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображаемыми предметами и явлениями;


В настоящее время в специальной педагогике большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Разрабатываются организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной и трудовой деятельности, исследуются возможности их социализации.

Включение в систему специального образования детей с интеллектуальными нарушениями закрепило за ними право на получение образования, что «приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка» (п. 3 ст. 23 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной РФ 15 сентября 1990 г.).

Состав детей специальной (коррекционной) школы поступающих в первые классы, обычно крайне тяжел. Многие дети слабо развиты физически. Они почти все низкорослы, малоподвижны (или двигательно расторможены), пассивны, медлительны. Почти у всех не развита мелкая моторика. Лишь небольшая группа детей с умственной отсталостью владеет элементарными санитарно-гигиеническими навыками и может в достаточной степени обслуживать себя. Большинству из них надо помогать в самообслуживании. Их знание и понимание окружающей обстановки примитивно.

Работа учителя с такими детьми представляет чрезвычайную сложность. На начальных этапах обучения основными задачами (и критериями успешности) работы должно быть не только и не столько овладение детьми общеобразовательными знаниями, сколько привитие им навыков самообслуживания, элементарной культуры поведения и общения, развитие моторики, речи, ручной умелости. На уроке необходимо организовать постоянную активную практическую деятельность детей, так как вербальное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии (в лучшем случае с использованием картинок), является малоэффективным.

Учитель должен вести обучение не путем изолированных упражнений, а организуя различные виды практической деятельности: манипулятивные действия с предметами, различные виды игр, элементарное конструирование, работу с мозаикой, бумагой, пластилином и т.д.

Все обучение в школе должно строится на основе предметно-практической деятельности детей, сопровождаемой речью, и должно быть направлено на выработку правильных представлений и практических умений. Деятельность детей, направляемая учителем, способствует осмысленному овладению значением слова, развитию пространственных представлений, конструктивных и графических навыков. При этом необходимо активно использовать такую характерную для этих детей черту, как способность к подражанию.

На средних и старших годах обучения необходимо продолжать работу по развитию у детей познавательной деятельности в процессе обучения их предметам. Обучение грамоте должно носить сугубо практический характер. Его конечная цель должна заключаться в том, чтобы научить детей писать свое имя, фамилию, домашний адрес, адрес специального учреждения, уметь подписать поздравительную открытку и т.п. Учащиеся должны быть способны прочесть несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы. Что касается уроков математики (счета), то в ходе их проведения дети должны учиться выполнять счетные операции, работать с калькулятором, обращаться с деньгами различного достоинства. Все счетные операции и меры стоимости учащиеся должны закрепить в дальнейшем на уроках СБО, трудового обучения и в своей повседневной жизни. При этом особое внимание обращается на социально-бытовую и трудовую адаптацию воспитанников.

Уроки по социально-бытовой ориентировке, основам безопасности жизнедеятельности в школе направляются на воспитание навыков поведения в обществе, на повышение активности и уровня коммуникабельности. В ходе экскурсий ученики тренируются в умении пользоваться транспортом, знакомятся с учреждениями, магазинами, расположенными в микрорайоне школы. Воспитанников учат пользоваться телефоном и распознавать номера экстренного вызова: полиции, скорой помощи, пожарной команды.

Главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми играет трудовое воспитание и обучение. От того, как оно будет организовано, зависит будущая судьба этой категории детей.

Необходимо подчеркнуть, что при правильной организации предметно-пространственной среды, специально организованной учебно-воспитательной работе, при благоприятных условиях семейного окружения, большинство детей усваивают элементарные трудовые и социальные навыки, овладевают определенными знаниями по предметам. Естественно, что педагогическая работа с данными детьми должна проводиться по специальным программам высококвалифицированными учителями, использующими соответствующие принципы и методы коррекции.

Не вызывает сомнений тот факт, что формирование личности человека начинается с семьи - именно там закладываются основные характерологические и поведенческие особенности, мировоззрение, понимание моральных и этических норм. Но не менее важную роль в этом отношении играет, конечно, школа.

Знакомство ребенка с расписанием, партами, классом и учителями начинается, конечно, с линейки - праздника, который ассоциируется у каждого из нас с воздушными шарами, огромным количеством цветов и концертной программой. Именно в это время складывается у нас первое впечатление о школе, однако закрепляется оно в стенах родного кабинета, куда сразу после первого звонка отправляются дети для посвящения в школьники.

Это помещение становится для учеников настоящим вторым домом, где они сталкиваются с первыми радостями и огорчениями, надеждами и ожиданиями. Именно поэтому оформление кабинетов играет столь важную роль.

У каждого из нас сохранились свои собственные, особые воспоминания о первом пристанище в школе. Для кого-то это большая аудитория со светлыми стенами, заставленная партами. Другие же вспоминают многочисленные портреты писателей, поэтов и научных деятелей, размещенные прямо над доской.

Правильное оформление кабинета определяет не только наши будущие ассоциации и вкусовые предпочтения, но и учебный процесс, психологический фон, формирующийся среди учеников.

Значимой в этом отношении оказывается буквально каждая деталь. Оформление кабинета должно начинаться в первую очередь с выбора цветовой гаммы. Психологами всего мира давно доказано ее влияние на нервную систему, поэтому крайне важно сделать правильный выбор в этом отношении.

Не секрет, что в столь раннем возрасте дети весьма подвижны и отличаются порой просто поразительной взбалмошностью. Именно поэтому правильный выбор цвета стен особенно важен в таком процессе.

Красноватые оттенки, к примеру, будут воздействовать на нервную систему как некий катализатор, а потому на порядок во время уроков не стоит даже рассчитывать. Голубая гамма, наоборот, приводит в состояние спокойствия и стимулирует внимательность, что делает ее одним из наиболее удачных вариантов. Оформление школьного кабинета в зеленых оттенках также можно назвать правильным, а вот желтый оттенок спектра хоть и поспособствует укреплению ученического коллектива, на концентрации внимания скажется негативно.

Декорирование школьной аудитории так же играет немаловажную роль. Оформление кабинета предусматривает наличие каких-либо украшающих элементов.

Голые стены запросто могут отбить желание учиться даже у самых активных детей, а потому в пределах кабинета обязательно должно быть что-то, на чем может остановиться взгляд. Вспомните свои школьные годы и оформление кабинетов: фото на стенах, таблицы с азбукой и цифрами, а для кого-то - и живой уголок.

Тем не менее, большой ошибкой может стать избыточное усердие в вопросе декорирования. Слишком большое количество ярких картинок, причудливых статуэток, таблиц и других украшающих элементов может отвлекать учеников, что, естественно, не скажется положительно на процессе обучения.

Каким же будет наиболее продуктивное оформление кабинетов. Стенды, таблицы, поясняющие схемы в этом отношении - первые помощники учителя. Однако следует учесть, что для школьника в этом возрасте главное - заинтересованность, так что все учебные материалы такого рода должны быть выполнены с творческим подходом. Хороши в этом отношении иллюстрации из сказок и наглядные примеры.

В каждом классе, начиная с первого и заканчивая последним, обязательно должен быть так называемый классный уголок. Как правило, он представлен в виде небольшого стенда, на котором фиксируются список учеников, графики дежурств, основные победы, достижения класса, общие фотографии. Оформление уголка в начальных классах, разумеется, будет отличаться от подобных стендов в старшей школе.

Цветовая гамма уголков младших школьников, как правило, оказывается более пестрой, а буквенные записи органично чередуются с картинками.

Несмотря на обилие рекомендаций, традиций и личных предпочтений, существуют определенные нормы и стандарты, которыми следует руководствоваться при осуществлении какого-либо действия. Не составляет исключение и оформление кабинета, в котором младшие школьники проведут свои первые годы в учебном заведении.

Факт личного предпочтения или соотношения со стилем школы не может даже оспариваться в этом отношении. Большая часть решений относительно декорирования и наполнения школьных кабинетов принимается из учета не только выделенных средств, но и представлений учителя, за которым закреплено помещение.

Оформление класса: фотографии, рисунки, таблицы и цвета родных стен - это то, что остается с нами на всю жизнь. В этих кабинетах формируется личность человека, его вкусовые предпочтения, особенности характера. Это место мы еще многие годы вспоминаем с большой любовью и теплом в душе.



Литература:

Задумова Н.П. Роль вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью во взаимодействии со сверстниками // Практическая психология и логопедия, 2005, № 1(12).

Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. — М., 2006.

Старобина ЕМ. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. — М., 2003.

Филиппова М.В. Развитие обучаемости у детей с тяжелыми нарушениями интеллекта // Модернизация образования: опыт и исследования. — Ярославль, 2004.

Забрамная С.Д. Использование компьютерной техники в активизации психической деятельности детей с нарушением интеллекта: Тезисы Международного семинара «Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушением развития». — СПб., 1995.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее