«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Организация образовательного процесса по русскому языку и литературе на основе использования активных форм и методов обучения»

В первом разделе проведен обзор литературы по проблеме организация образовательного процесса по русскому языку и литературе на основе использования активных форм и методов обучения, обобщен теоретический материал по проблеме использования активных форм и методов обучения. Во втором разделе рассмотрено роль активных форм и методов обучения усовершенствовании педагогического процесса. Приведены примеры организации педагогического процесса по повышению эффективности развития учащихся посредством использования интерактивных методов обучения.

В ходе исследования было выявлено преимущество всех рассмотренных мной методов и форм активного обучения очевидно. Рациональное использование этих методов существенно повышает развивающий эффект обучения, вызывает у учеников и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки






«Организация образовательного

процесса по русскому языку и литературе

на основе использования активных форм и методов обучения»






Дышлевая Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 15 города Макеевки










АННОТАЦИЯ

Объективное ускорение научно-технического и социального прогресса, демографические, политические и другие явления, возникшие в современном мире, неминуемо сказываются на системе образования, они обостряют противоречия и трудности в развитии молодого поколения. Все чаще не срабатывают традиционные педагогические средства воспитания, содержания и организации учебно-воспитательного процесса . Из-за несоответствия темпов и характера социальных и педагогических процессов возникают кризисные явления в педагогике. Исходя из этого в современной среде уровень образования, его влияние на личностной развитие ребенка, будет зависеть от эффективности внедрения технологий обучения, основанных на новых методологических принципах, которые развивают деятельностный подход к обучения.

Цель моей курсовой работы - выявить условия повышения роли методов активного обучения школьников.
Объектом моего исследования являются активные формы и методы обучения школьников в целостном педагогическом процессе.
Предметом исследования - процесс повышения развития учащихся через использование активных форм и методов обучения.

Задачи исследования:
- проанализировать состояние проблемы использования активных форм и методов обучения в теории и практике школьного образования;
- определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования современных активных методов обучения;
- разработать условия организации технологии активного обучения;
- проанализировать изучения проблемы повышения эффективности обучения учащихся путем использования интерактивных методов обучения

В первом разделе проведен обзор литературы по проблеме организация образовательного процесса по русскому языку и литературе на основе использования активных форм и методов обучения , обобщен теоретический материал по проблеме использования активных форм и методов обучения. Во втором разделе рассмотрено роль активных форм и методов обучения усовершенствовании педагогического процесса. Приведены примеры организации педагогического процесса по повышению эффективности развития учащихся посредством использования интерактивных методов обучения.

В ходе исследования было выявлено преимущество всех рассмотренных мной методов и форм активного обучения очевидно. Рациональное использование этих методов существенно повышает развивающий эффект обучения, вызывает у учеников и учителя массу положительных эмоций и переживаний.





























СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………….……………………………...….…5

Раздел 1. Теоретические аспекты использования активных форм и методов обучения русскому языку и литературе.… .....…….…..…..................... 7

Раздел 2. Изучение проблемы повышения эффективности обучения учащихся путем использования активных форм и методов обучения ………9

2.1. Характеристика активных методов и форм обучения …9

2.2. Классификация современных форм организации деятельности

учащихся на уроке ……………………………….....................14

2.3 Использование фреймовых структур на уроках языка и литературы…21

2.4. Роль активных и интерактивных форм и методов обучения в совершенствовании педагогического процесса……....……...................................26

Выводы ………………………………………..……………….28

Список использованной литературы ………………….………………….…...….29

Приложение 1 ……………………………………………………………….….….30

Приложение 2 ..……………………………………………………………....…… 33

















Введение

Проблема разнообразия форм работы на уроке, видимо, вечная, как сам урок. Все зависит от личности учителя, уровня его мастерства. Огромное количество профессиональных педагогических изданий содержит жемчужины опыта, которые помогают быстро и качественно проверить знания детей, расширить их кругозор, эффектно начать новую тему, умело использовать игру. Однако мы хорошо понимаем, что в арсенале методических приемов учителя остается немного форм работы на уроке. Остальные приемов забывается, а заниматься их поисками снова никогда.

Социальные преобразования в обществе изменили ориентации в области образования. Новая образовательная философия определила главную стратегию педагогической деятельности: направление учебно-воспитательного процесса на формирование духовного мира личности, утверждение общечеловеческих ценностей, раскрытие потенциальных возможностей и способностей учащихся. Решения этих актуальных проблем возможно только на основе широкого внедрения новых педагогических методов, технологий, направленных на развитие творческих сил, способностей и наклонностей личности.

Ф. Ницше писал: «Человек - это стрела, пущенная в будущее». Стрела реализует себя в полете! Дать ребенку этот лет - задача учителя.

Педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов в учебной и воспитательной деятельности учителя (семантическое значение интерактив происходит от английского слова «іпіегасі», «іпіег» - взаимный, «асе» - действовать). Итак, интерактивний - означает способность взаимодействовать в режиме беседы, диалога с чем-то (компьютером), или кем-то (человеком). Как следствие, интерактивное обучения это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Какие же основные характеристики «интерактива»? Интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной деятельности. Она предусматривает конкретные цели. Одна из них - создание комфортных условий обучения, таких, при которых каждый участник процесса чувствует свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован так, что все участники вовлечены в процесс познания, формирование выводов, создание определенного результата, где каждый делает личный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Особенностью является то, что происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки, что позволяет не только получить новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и труда.





























Раздел 1. Теоретические аспекты использования активных форм и методов обучения русскому языку и литературе

Когда еще только возникло обучение как передача человеческого опыта, методы подражание, обряды, ритуалы, танцы, игры. В эпоху средневековья преобладали словесные методы, нужно было зазубрить, заучить, воспроизвести . В период же эпохи Возрождения методы обучения переживают изменения вместе с переменами в обществе. Это был период открытий, изобретений во всех сферах общества, когда ведущая роль в обучении отводилась методам наглядного обучения, они позволяли видеть, наблюдать, применять знания , находить выход из создавшегося положения. В XIX-XX века с существованием деятельностного подхода в обучении начинают преобладать практические и исследовательские методы, бригадно-лабораторный метод, метод проектов, метод самостоятельных заданий и т.д.

Проанализировав научно-методическую литературу, можно прийти к выводам, что проблему активных методов затрагивали Ю. К. Бабанский, А. А. Бодалев, Ф. Н. Гоноболин, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин и др.

В настоящее же время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка, можно рассматривать как ключевое условие роста качества образования, снижения нагрузки учащихся, более действенного использования учебного времени.

Проявление познавательного интереса в первую очередь зависит от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, а с другой стороны, от способа подачи материала. Присутствие познавательных интересов к обучению становится жизненно важной деятельностью, в которой сам учащийся заинтересован.

Ушинский К.Д. писал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет».

Следовательно, каждый учитель-предметник должен сначала заинтересовать учеников, чтобы на уроке была оживленная, увлекательная атмосфера. Только в таком случае он может рассчитывать на успех.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной умственной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена ​​ не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное изучение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенность активных методов обучения состоит в том, что в их основе заложено побуждение к практической и умственной деятельности, без которой нет движения вперед в изучении знаний.
Возникновение и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного интеллектуального труда. Появление новых задач определено активным ростом информации. Если раньше знания, полученные в образовательных учреждениях, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его жизни, то в информационный век их необходимо непрерывно обновлять, что достигается главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. Под познавательной самостоятельностью понимают стремление самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить оригинальный подход к решению задачи, не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; независимость собственных суждений. Познавательная активность и познавательная самостоятельность – это те качества, которые характеризуют интеллектуальные способности учащихся к обучению. Они проявляются и развиваются в деятельности. Основными средствами активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

Раздел 2. Изучение проблемы повышения эффективности обучения учащихся путем использования активных форм и методов обучения

2.1. Характеристика активных методов и форм обучения

Современные исследования в области образования доказывают, что традиционное обучение с общепринятыми лекционными и вопросительными методами не подходят большинству учащихся. Ученики по-разному воспринимают, обрабатывают, воспроизводят, классифицируют и применяют знания. Одни чувствуют глубоко, а другие осмысливают. Чувствительные же получают информацию через органы чувств, а те, кто осмысливают, подходят ко всему логическим путем. Одни сначала изучают ситуацию, а другие сразу, не задумываясь, начинают что-то делать, потому что хотят сразу усвоить новые знания. Любой способ восприятия знаний и информации иметь в своем распоряжении преимущества и недостатки. Поэтому нужно чтобы обучение было адаптировано к индивидуальным потребностям учащихся. От учителя это требует различных подходов в обучении. От уроков, где в центре внимания находится учитель, следует переходить к урокам, где сами ученики доходят до выводов без помощи учителя.
Методист Н.А. Рыбникова писала: «Преподавание есть искусство, а не ремесло - в этом корень учительской дела. Испытать десять методов и выбрать свой, просматривать десять учебников и не придерживаться ни неуклонно - вот единственный вероятный путь преподавания. Все время изобретать, требовать, совершенствовать - вот единственный курс учительского рабочей жизни ». [4, с. 146]
В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. Связи метода с другими категориями взаимообратная.

Примеры современных методов обучения:
«Ажурная пила». Метод позволяет учащимся работать вместе, чтобы изучить значительное количество информации за короткий промежуток времени, а также поощряет учеников помогать друг другу «учиться обучая». Во время работы с помощью метода «ажурная пила» ученики работают в разных группах.
«Аквариум». Класс делится на 2-4 группы. Одна группа располагается в центре класса, образовав внутренний круг. Участники группы начинают обсуждать предложенную учителем проблему. Все остальные учащиеся молча наблюдают за обсуждением. Группе, работающей «в аквариуме», нужно:
• озвучить ситуацию;
• обсудить ее, используя метод дискуссии;
• прийти к общему решению.
На работу дается 3-5 мин. После обсуждения, группа занимает места во внешнем круге, а учитель ставит класса вопрос: Согласны ли вы с мнением группы? Была эта мысль достаточно аргументирована, доказана? Какой из аргументов вы считаете наиболее убедительным? После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа и обговаривает следующую ситуацию (проблему). Все группы по очереди должны побывать в «аквариуме».

«Брейн-сторминг» (мозговой штурм) - применяется при мотивации вопросов, связанных с поиском путей решения проблем, а не с осознанием содержания понятий. Основным содержанием изучаемого на уроке, моральные ориентации и ценности, предпочтительнее использовать методы «Классификация» и «Альтернатива».
«Классификация». Суть метода заключается в том, что учащиеся получают рабочие карточки, на которых размещены различные признаки определенных понятий или явлений. Опираясь на собственный опыт и предпочтения, ученики должны сгруппировать их по определенным признакам или критериям.
«Альтернатива». На рабочей карточке записана определенная проблема и ряд альтернативных предложений по ее решению. Каждый ученик самостоятельно должен выбрать только одну из предложенных альтернатив и объяснить свой выбор.

«Джиг-со» - позволяет ученикам в течение короткого промежутка времени обработать большой объем учебного материала. Класс делится на 3-5 групп, назовем «домашними». Каждый ученик должен получить порцию информации для усвоения, каждая группа - свою. Задача «домашних» групп - обработать предоставленную информацию и овладеть ею на уровне, достаточном для обмена этой информацией с другими. Экспертные группы, используя цветные отметки, выслушать представителей домашних групп и, проанализировав материал в целом, проводят экспертную оценку. После завершения работы учащимся предлагается вернуться «домой» и поделиться информацией, полученной в «экспертной» группе, с членами своей «домашней» группы.

Творческое чтение. Этот метод является наиболее специфичным для изучения литературы. Цель метода творческого чтения заключается в активизации художественного восприятия, художественных переживаний, в формировании средствами искусства художественных наклонностей и способностей учащихся. Чтение художественного произведения в корне отличается от чтения текстов другого типа - научных или публицистических. Задача учителя-словесника - научить детей читать книгу, ценить литературу как искусство, подготовить читателя, который ярко чувствует и критически мыслить. Чтение литературного произведения требует особого внимания к словам, ритма, фразы, дает толчок воображению читателя, вызывает эмоциональное сопереживание. Метод творческого чтения реализуется с помощью приемов:
• выразительное чтение учителя;
• прослушивание грамзаписей с примерным чтением мастеров слова;
• чтения учащихся - «цепочкой», повторное, в лицах, хором, под музыку, наизусть;
• комментированное чтения с различными видами комментариев;
• постановка проблемы;
• словарная работа;
• творческие задания по собственным наблюдениям учеников над текстом.

Кейс-стади (Case-studi) метод (разработка Гарвардского университету) - это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличие метода в том, что кейс-стади - создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Роль и значимость форм является определяющей в практике обучения. Именно от выбора формы занятия зависит достижение поставленных учебных целей.
Реализация учебно-воспитательного процесса требует от современного педагога знаний и профессионального использования различных дидактических форм, умение их усовершенствования и модернизации (обновления). Поэтому, естественно, возникает вопрос: «Что такое форма как педагогическая категория и в чем заключается ее суть?» К сожалению, понятие «формы» не имеет сегодня в дидактике достаточно четкого определения. Многие педагоги-ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обычными представлениям о сути этой педагогической категории.
«Итак, форма в упрощенном виде может рассматриваться как дидактична категория, которая обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения и связана с количеством обучаемых, временем и пространством, а также с порядком реализации этого процесса. [4, с. 162]
Форма обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учеников. Результатом такого взаимодействия является профессиональное совершенствование учителя, усвоение учащимися знаний, умений, развитие их моральных качеств.

Примеры форм обучения и форм организации обучения:

«Демарш» - особая форма учебного занятия, которая базируется на практических действиях, связанных определенным познавательным задачам и предназначенных для творческого самостоятельного выполнения. Работа по этому методу предусматривает: сотрудничество, проблемное обучение, субъект-субъектные отношения, внедрение дискуссии. Основной задачей метода является превращение обучение на постоянный поиск. Содержание обучения есть определенные формы деятельности, используется учащимися при решении проблемных ситуаций и их обсуждения в группе и классе. Поэтому определенный программой материал подается как серия проблем.

«Микрофон». Эта технология является разновидностью общегруппового обсуждения определенной проблемы, которая дает возможность каждому сказать то быстро, отвечая поочередно.
Перед классом ставится вопрос. Ученикам предлагается ручка, имитирующая микрофон, который они будут передавать друг одному, поочередно беря слово. Говорить может только тот, кто держит карандаш. Если ученик не имеет что сказать, он передает слово другому.
Важно не обсуждать и не критиковать чужие ответы. В завершение учитель или ученик, хорошо владеет этой темой, подводит итоги.
«Мозаика». Этот вид учебной деятельности используется для создания ситуации, которая дает возможность ученикам работать вместе для усвоения большого количества информации за короткий промежуток времени. Для выполнения этой формы класс делится на экспертные группы, которые получают задание для экспертизы. Работая с дополнительной литературой или иными источниками информации, члены группы составляют блок-схемы экспертной оценки. После завершения работы образуются консультационные группы, в которые входят по несколько учеников с каждой экспертной группы. Дети обмениваются результатами экспертиз, анализируют материал в целом, записывают необходимую информацию, а закончив работу, возвращаются к своих экспертных групп, где окончательно обобщают весь материал.
















2.2. Классификация современных форм организации деятельности

учащихся на уроке.

  1. Пассивная модель обучения
    Ученик выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему учителем, текстом учебника и т.д. - источником правильных знаний. К соответствующим методам обучения относятся методы, при которых ученики только слушают и смотрят (лекция-монолог, чтение, объяснение, демонстрация и воспроизводительное опрос учащихся). Ученики, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-то творческих задач.

  2. Активная модель обучения
    Такой тип обучения предполагает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся. Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания (часто домашние), вопрос от ученика к учителю и наоборот, развивающие творческое мышление.

  3. Интерактивная модель обучения
    Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact», где «inter» - взаимный! «Act» -действовать. Таким образом, интерактивный - способен к взаимодействию, диалогу.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс находиться в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это сообучении, взаимообучения (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где и ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения, понимают, что они делают, что они знают, умеют и осуществляют. Организация интерактивного обучения -это моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию навыков и умений, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, позволяет педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.
Интерактивное взаимодействие исключает как доминирование одного участника учебного процесса над другими, так и одного мнения над другим.
Во время интерактивного обучения все учатся быть демократическими, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать продуманные решения.

Исследования, проведенные Национальным тренинговым центром, показывают, что интерактивное обучение позволяет резко увеличить процент усвоения материала, поскольку влияет не только на сознание ученика, но и на его чувства, волю (действия, практику). Результаты этих исследований были отражены в схеме, получившей название «Пирамида обучения».
Лекция - 5% усвоении;

Чтение - 10% усвоения ;

Видео / аудио материалы - 20% ;

Демонстрация - 30% усвоения ;

Дискуссионные группы - 50% усвоения;

Практика через действие - 75%) усвоения;

Обучение других / применение полученных знаний сразу же - 90%) усвоения.
С пирамиды видно, что наименьших результатов можно достичь в условиях пассивного обучения (лекция - 5%, чтение - 10%), а наиболее крупных - интерактивного (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других или немедленное применение - 90 %). Это, конечно, среднестатистические данные, и в конкретных случаях результаты могут быть несколько иными, но в среднем такую ​​закономерность может проследить каждый педагог. Эти данные вполне подтверждаются исследованиями современных российских психологов.

Два известных специалисты в области кооперативного образования Д. и Р. Джонсон вместе с К.Смит указывают на несколько проблем, связанных с чтением лекций:
• внимание учеников падает с каждой минутой;
• эта форма обучения нравится ученикам, в которых развита в основном слуховая память;
• уровень усвоения фактического материала низкий;
• считается, что всем ученикам нужна одинаковая информация, и все ученики усваивают ее одинаковыми темпами, что на самом деле не так.

Использование наглядности во время лекции увеличивает запоминания материала от 14 до 38%. Эксперимент, который провели американские исследователи, показал, что использование визуальных средств при изучении слов на 200 процентов улучшает результаты. Кроме того, такая презентация материала занимает на 40 процентов меньше времени, она усиливает устное подачу материала. Наглядность стоит не только сотен слов, но и в три раза эффективнее одни лишь слова.
Если же к работе привлекается слуховая и зрительная память, есть больше шансов удовлетворить потребности разных учеников, чей образ восприятия материала может существенно отличаться. Однако использование только зрительной и слуховой памяти недостаточно.
Несколько изменив слова великого китайского философа Конфуция, можно сформулировать кредо интерактивного обучения:
То, что я слышу, я забываю,
То, что я вижу и слышу, я немного помню.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знаний и навыков,
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Гораздо важнее научить, чем просто рассказать. Хотя последний метод проще, доступнее и, безусловно, быстрее. Вы можете сообщить ученикам, что они должны знать, и они забудут это еще быстрее.

Процесс обучения это не автоматическое вложения учебного материала в голову ученика. Он требует напряженной умственной работы ребенка и его собственной активного участия в этом процессе. Объяснения и демонстрация, сами по себе, никогда не дадут настоящих, устойчивых знаний. Этого можно достичь только с помощью активного (интерактивного) обучения.

Все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивное обучение. Для обучения важны все уровни познания и все виды методик и технологий.

В современной дидактике выделяют четыре формы организации учебной деятельности учащихся:
• парная (взаимодействие ученика с учеником или учителя с учеником)
• групповая (учитель одновременно обучает весь класс);
• кооперативная (коллективная) (все учащиеся активны и обучают друг друга);
• индивидуальная (самостоятельная) работа ученика.

Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые необходимо учитывать, подбирая те или иные способы организации усвоения учащимися знаний (методы, технологии).
Групповая (фронтальная) форма организации учебной деятельности учащихся предполагает обучение одним человеком (в основном учителем) группы учеников или целого класса .. Все ученики работают вместе или индивидуально над одним заданием с последующим контролем результатов.
Коллективная (кооперативная) форма учебной деятельности учащихся проводится в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью. При такой организации обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно, через задачи, которыми он направляет деятельность группы. Кооперативное обучение открывает для учащихся возможности сотрудничества со своими ровесниками, позволяет реализовать естественное стремление каждого человека к общению, способствует достижению учащимися высоких результатов усвоения знаний и формирования умений. Такая модель легко и эффективно сочетается с традиционными формами и методами обучения и может применяться на различных этапах обучения.

На традиционном уроке чаще всего используют групповую (фронтальную) форму организации учебной деятельности . Все попытки усовершенствовать классно- урочную систему, от присущих ей недостатков были связаны с использованием в рамках урока одновременно и парной и коллективной форм.
Сотрудничество (кооперация) - это совместная деятельность для достижения общих целей. В рамках совместной деятельности участники стремятся получить результаты, которые были бы выгодными как для них самих, так и для всех остальных членов группы. Кооперативным обучением называется такой вариант его организации, при котором ученики работают в небольших группах, для обеспечения наиболее эффективного учебного процесса. Получив инструкции от учителя, учащиеся объединяются в небольшие группы. Затем они выполняют полученное задание до тех пор, пока все члены группы не поймут и не выполнят успешно. Совместные усилия приводят к тому, что все члены группы стремятся к взаимной выгоде.

В ситуациях кооперативного обучения существует положительная взаимозависимость целей. Участники понимают, что могут достичь своих личных целей только при условии, что их товарищи по группе также достигнут успеха.

Зарубежные исследования кооперативного, конкурентного и индивидуального обучения указывают на то, что сотрудничество по сравнению с конкуренцией и индивидуальными усилиями, приводит к:
а) более высоких достижений и большей производительности;
б) более заботливых, чутких и преданных отношений;
в) большего психологического здоровья детей, социальной компетентности и самоуважения.
Положительный эффект имеет сотрудничество для достижения многих важных результатов, делает кооперативное обучение одним из наиболее ценных инструментов в арсенале педагога.
Объединив учеников в группы и поставив им задачу работать вместе, нельзя рассчитывать, что это само собой приведет к совместной деятельности. Объединение в группы, вполне может закончиться конкуренцией, причем в тесном пространстве. Организовать урок нужно таким образом, чтобы учащиеся действительно работали в режиме сотрудничества.

Кооперативное обучение может осуществляться не только в группах, но и в парах. Пара является разновидностью учебного коллектива, где происходит взаимообучение. Взаимодействие учеников в паре, по сравнению с группой, имеет свои особенности. Работа в парах применяется и как отдельная самостоятельная технология обучения, как подготовительный этап, который помогает развить у учащихся коммуникативные и другие умения и навыки. Непринужденная обстановка в малой группе способствует развитию у навыков межличностного общения. Кроме того, технологии кооперативного обучения учат учеников избегать конфликтных ситуаций при решении спорных вопросов.
Дискуссии в малых группах стимулируют работу командой. Поток идей помогает ученикам быть полезными друг другу. Выражения мнений дает им возможность почувствовать их собственные ресурсы и укрепить их.
Существенным является установление прочного контакта между учителем и классом, а также между учениками.
Итак, основными признаками кооперативной групповой работы являются:
1. Разделение класса на группы для достижения конкретного учебного результата.
2. Состав группы не может быть постоянным в течение длительного времени. Он меняется в зависимости от содержания и характера учебных задач, необходимо выполнить.
3. Каждая группа решает определенную проблему, определенную задачей.
4. Задача в группе выполняется таким способом, чтобы можно было учесть и оценить индивидуальный вклад каждого члена группы и группы в целом. Количество учеников в группе зависит от общего количества их в классе, характера и объема знаний, выработанных, наличия необходимых материалов, времени, отведенного на выполнение работы, она обусловливается предоставлением каждому ученику возможности сделать четко определенный вклад в решение задачи. Оптимальной считают группу из 3-6 человек.
С увеличением размера группы увеличивается уровень приобретения способности, опыта и навыков. Однако повышается вероятность нарушений правил поведения, принятых всеми. Группы нечетного и четного количества членов - несогласие сложнее преодолевается в группах с четным количеством членов. Группам с нечетным количеством свойственна лучше способность выбраться из тупика.
Объединение в группы может осуществляться учителем на добровольной основе, по результатам жеребьевке или самими учащимися по собственному выбору.
Таким образом, использование групповых форм организации деятельности учащихся в рамках классно-урочной системы обучения позволяет избавиться от некоторых ее недостатков и является одним из условий использования интерактивных технологий обучения.





























2.3 Использование фреймовых структур на уроках языка и литературы

Научно-технический прогресс приводит к непрерывному увеличению объема получаемой человечеством информации. Растет и объем учебной информации, который необходимо усвоить учащимся на всех стадиях образовательного процесса. Это определяет необходимость поиска методов и технологий, которые обеспечивают усвоение увеличивающихся объемов информации в те же сроки обучения. Здесь речь идет о технологии интенсивного обучения, к которой относятся новые информационные технологии, концентрированное обучение, метод опор, структурирование, игровые технологии, метод проектов, модульно-рейтинговая система и другие. Интенсивное увеличение потока научно-технической информации, рост количества учебных предметов в образовательных учреждениях - все это требует аналитико-синтетической обработки учебно-научного материала с целью его свертывания и компактного представления информации. Актуальность этого способа обработки учебного материала сейчас растет еще в связи с увеличением количества учебников по всем дисциплинам, где один и тот же материал излагается по-разному. Свернуть и компактно представить учебный материал можно путем использования фреймовой способа представления знаний, который получил свое название от понятия «фрейм».

Фрейм - стереотип, стандартная ситуация. Фрейм (англ. Frame - «каркас, остов», «строение, структура, система», «рамка», «отдельный кадр фильма» и др.) - структура, которая представляет стереотипные ситуации в сознании (памяти) человека или интеллектуальной системы и предназначена для идентификации новой ситуации, основанный на таком ситуативном шаблоне.
Предвестником метода фреймовых опор можно считать метод опорных конспектов Шаталова,который основан на визуализации учебного материала в виде рисунков, схем, графиков, формул, позволяет сжимать информацию и эффективно использовать зрительный канал, через который поступает от 80 до 90% всей информации. На смену опорным конспектам приходят фреймовые схемы-опоры. (см. Приложение 1)
Фреймовая схема-опора есть абстрактный образ стандартных стереотипных ситуаций в символах - жесткую конструкцию (каркас), которые содержат как элементы пустые окна - слоты, которые многократно перезаряжаемых информацией, в отличие от классических шаталовского опор, представляющих собой статические картинки, которые включают в себя рисунки , схемы, графики, формулы определенного пунктом. И опорные конспекты, и фреймовые схемы позволяют сжимать текст. Отличие в способах и масштабах компрессии. Фреймовая схема сжимает информацию в десятки и сотни раз, потому что она отражает шаблонную ситуацию. Учащиеся используют фреймовые схемы-алгоритмы, которые легко укладываются в долговременной памяти. Поскольку количество схем невелико, их можно изобразить в виде плакатов или стендов и вывесить в кабинете. Использование фреймовых схем существенно ускоряют процесс обучения. Сущность фреймового подхода к организации знаний заключается в смысловой компрессии учебного материала.

Принципы построения образовательного системного процесса с помощью фреймовой подхода.

Кроме общих дидактических принципов, в основе фреймовой подхода к обучению лежат также такие специфические принципы:
- генерализации знаний - включает обобщение умений и знаний, «сгущение», сжатия речевого материала,
- интенсификации обучения - предполагает освоение учащимися лингвистических знаний, умений, навыков в ограниченные сроки.

Главные цели обучения с помощью фреймовой подхода следующие:
- качественное обучение всех учащихся: обучение русского языка с максимальным использованием умственных возможностей, знаний, умений и личностных качеств к достижению максимально возможного уровня подготовки каждым учеником;
- интеллектуальное развитие личности: формирование представления о языке как многоуровневую систему связанных друг с другом элементов.

Понятие фрейма было введено М. Минским в ходе исследования способности человека к получению информации с использованием зрительного канала восприятия. В первоначальном толковании «фрейм» представлял собой «структуры данных для представления стереотипной ситуации зрительного восприятия» (Филлмор). Впоследствии понятие фрейма использовалось многими лингвистами, хотя понималось оно по-разному: Р. Лангаккер применял его по отношению к «падежной рамки» - «группы глаголов с сопроводительными именами в конкретных ролях»; Ч. Филлмор трактовал фреймы как особые унифицированные конструкции знания или связанные схематизации опыта; Р. Шанк, Р. Абельсон и Е. Чарняк в качестве фрейма рассматривают набор инструкций, предназначенных индивиду для выполнения определенных опреаций; определяет фрейм как «структуру признаков (данных), определяют некоторую стереотипную ситуацию»; ев и рассматривают фрейм как совокупность единиц, организованных «вокруг» событийного концепта.
Теория фреймов относится к психологическим понятий, касающихся понимания того, что мы видим и слышим. Эти способы восприятия трактуются с последовательной точкой зрения, на их основании осуществляется концептуальное моделирование. В основе теории фреймов лежит восприятие фактов посредством сопоставления полученной извне информации с конкретными элементами и значениями, а также рамками, обусловленными для каждого концептуального объекта в нашей памяти.

Образы - результаты отражения предметов и явлений в сознании человека (Ожегов, Шведова). Образы является одной из форм репрезентации и хранения информации об окружающем мире в форме «квазикартинок». В основе создания образов лежат «отпечатки» прошлого опыта сенсорной деятельности. Образы создаются путем «топографической съемки» объекта.
Скрипты - типы структур сознания, виды фрейма, выполняющих задачи в обработке естественного языка: привычные ситуации описываются скриптом как стереотипные изменения событий. Важным свойством скриптов является повторяемость слотов, ролей, единиц, входящих в структуру текстообразования.
Скрипт позволяет понимать не только реальную или описываемую ситуацию, но и детальный план поведения, предлагается в этой ситуации. Скрипты могут быть не только повествовательными, но и локационным, логическими и т. л. Теорию скрипта ввел Р. Шанк. Она основана на том, что вся память эпизодическая, то есть организованная больше вокруг личного опыта, чем семантических категорий.

Фрейм в нашем понимании, - это структура данных для представления стереотипных ситуаций; это бланк, имеющий пустые графы (слоты), которые должны быть заполнены.
Слоты - это категории, которые формируются в процессе познания мира всем человечеством и которые образуют основные рубрики категоризации мира. Единицы, структурируют фрейм, содержащие основную информацию, ассоциированная с тем или иным концептом (Дейк,).
Базовыми компонентами фрейма, определяющие его терминалы, являются когнитивные компоненты, входящие в наши представления о типичных ситуациях.

Терминалы (слоты) фрейма заполняются языковыми единицами, которые, участвуя в вербализации события, активизируют соответствующий фрейм (Болдырев, Панасенко)

Фрейм - это структура представления знаний, организованная вокруг некоторого понятия, которая, в отличие от ассоциаций, содержит данные о существенном, типичное и возможно для данного понятия.
Кроме того, фрейм имеет более или менее конвенциональной природой и потому конкретизирует самое характерное и типичное в данной культуре. Фрейм воспроизводит «идеальную» картинку объекта или ситуации, которая служит своеобразной точкой отсчета для интерпретации непосредственно наблюдаемых, «реальных» ситуаций, с которыми человек имеет дело в действительности. Фреймовые концепции позволяют моделировать понимания.









Фрейм «Слово»

↓ ↓ ↓

Основная языковая единица


Отражает

сознание


Основная единица лексикологии как науки

↓ ↓ ↓

Отражает всю систему языка


Передает

информацию


Имеет лексическое значение

↓ ↓ ↓

Выполняет номинативную функцию


Выполняет синтаксическую роль


Имеет грамматическое значение

























2.4. Роль активных и интерактивных форм и методов обучения в совершенствовании педагогического процесса

Интерактивное обучение (см. Приложение 2) - это определенный вид активного обучения, который имеет свои закономерности и особенности. Учебный процесс благодаря таким технологиям происходит в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся. Это сообучении, взаимообучения, когда ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами урока. [7, с. 5]

Ни для кого уже не секрет, что интерес к знаниям у учащихся падает. А хочется, чтобы каждый ребенок развивался всесторонне, чтобы он раскрывался для себя и для других. Ведь выдающийся педагог В. Сухомлинский подчеркнул, что, отправляя ребенка в школу, каждая мать верит в то, что настоящий учитель увидит в ребенке что-то такое, чего она не видит, и будет развивать замеченные способности. С целью успешного решения данной проблемы учителя применяют в учебно-воспитательном процессе активные и интерактивные методы работы, которые активизируют деятельность учащихся, развивая их творческое мышление .

Я. А. Коменского отмечал: "Если учеба дается ребенку трудно, то в этом прежде всего виноваты методы, которыми его учат". [4, с. 273] Это положение не утратило своей активности и значимости и сейчас.

Конечно, сегодня, когда объем информации вырос до невозможности усвоения ее одним человеком, я считаю, что дидактическая функция учителя заключается не в передаче знаний, а в формировании навыков приобретать их. Применяя интерактивные методы, учителя моделируют реальные жизненные ситуации, предлагают проблемы для совместного решения, используя ролевые игры.
Значение интерактивных технологий огромное. Они дают возможность для каждого ребенка создать ситуацию успеха.

В процессе интерактивного обучения учащийся становится активным участником учебного процесса. Уроки должны базироваться на сотрудничестве, Взаимообучение : учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. На таких уроках исключается доминирование одного участника учебного процесса над другими, одной мысли над другой. Учащиеся стараются быть демократическими, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Применяя интерактивные технологии обучения, следует соблюдать следующие подходов к организации урока:
• опираться на детский опыт и минимальные базовые знания по теме с помощью обсуждения мини-проблемы, анкетирование, вступительной беседы;
• создавать условия для разделения класса на группы с переменным составом участников. Каждая группа выдвигает своего лидера, который руководит ее работой;
• предусматривать проблемность задачи, возбуждать активность учеников,
• побудить задуматься над изучаемым, смотреть на факты под разными, даже неожиданными углами зрения.
• при обсуждении проблемы подталкивать детей к созданию собственной оригинальной версии. Задания для групп подбираю так, чтобы можно было учесть и оценить индивидуальный вклад каждого ученика;
• создавать на уроке атмосферу сотрудничества учеников и учителя, которая лишает страха получить плохую оценку.

Применение интерактивного обучения на уроках осуществляю путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности учащихся, интерактивных методов и игр, способствующих обучению учащихся умение дискутировать.
Использование интерактивных методов обучения ведет к профессиональному росту самого учителя. Стоит сделать первый шаг, и после нескольких тщательно подготовленных уроков учитель сможет почувствовать, как изменилось отношение к нему, сама атмосфера в классе, что послужит дополнительным стимулом работы с интерактивными технологиями.





Выводы

Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что использование активных форм и методов обучения значительно повышает уровень познавательной деятельности учащихся .
Преимущество всех рассмотренных мной методов и форм активного обучения очевидно. Рациональное использование этих методов существенно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу интенсивного поиска, вызывает у учеников и учителя массу положительных эмоций .
Отличительной особенностью развития образования в современном мире стало повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам качества и эффективности образования . Вот и у нас в Донецкой Народной Республике образование становится стратегической отраслью, обеспечивает национальную безопасность . О конкурентоспособности нашей республики начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения.
Преследуя образовательные цели, активные методы обучения влияют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.
Апробация деловых, дидактических игр «круглого стола», методов удивления, успеха и других показала эффективное воздействие активных методов обучения на развитие и воспитание школьников.
Активные методы способствуют лучшему усвоению знаний по различным предметам. Они помогают развивать внимание, умение критически мыслить, выполнить точно задачи. Исследование показало, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные (интерактивные) методы. Они могут быть включены в реальный педагогический процесс.









Список использованной литературы

  1. Анцыбор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002.

  2. В.А. Бахвалов. Методики и технологии образования. Рига,1997.

  3. Дьяконов В. П., Борисов А. В. Основы искусственного интеллекта. Смоленск, 2007

  4. Коменський Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 –х т. Т. 1. – М. : 1982.

  5. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Мир, 1979.

  6. Наволокова Н.П. Энциклопедия технологий и инноваций. – Х.: Издательская группа «Основа», 2009.

  7. И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе./Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

  8. В.Н..Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8,2003.

  9. Современные педагогические технологии: методич. Пособие под ред. Г.А. Русских, Киров, КИПК и ПРО, 2007.

  10. И.К.Шаламов. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. Барнаул, 2002.
















Приложение 1



Фрейм «Мотивы колыбельных песен »





Мотивы колыбельных песен

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Любви к ребенку


Предвидения, призыв к счастливой судьбы


Ласки, нежности


Влияние природы на человека


Фантастические


Участие в повседневной работе























Фрейм «Разновидности споров»

Спор

Характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая сторона, аргументируя мнению собеседника, претендует на монопольное установление истины

Разновидности

↓ ↓ ↓ ↓

Дискуссия


Диспут


Полемика


Дебати

↓ ↓ ↓ ↓

Публичный спор, целью которой является установление и сопоставления различных взглядов, поиск истинной мысли


Публичный спор на научную или общественно важную тему



Публичный спор на научную или общественно важную тему



Публичный спор на научную или общественно важную тему














Фрейм «Чтение»

Автор


Текст


Читатель


↓ ↓

І этап

ІІ этап

↓ ↓

Распределение текста на элементы



Интерпретация элементов


↓ ↓

Анализ


Синтез

↓ ↓

Понимание текста













Приложение 2





11


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее