«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Организация коррекционной работы на уроках русского языка и литературы у обучающихся с ЗПР

Данный материал поможет учителям структурировать знания об особенностях работы с обучающимися с ЗПР и ТНР

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Организация коррекционной работы на уроках русского языка и литературы у обучающихся с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе.

Особенности развития обучающихся с ЗПР:

- рассеянность, ослабленность, недостаточность и избирательность внимания;

- снижена продуктивность запоминания, преобладание непроизвольной памяти над произвольной и наглядной над словесной, нарушения кратковременной памяти;

- наглядно-действенное мышление в норме, наглядно-образное требует многократных повторений и помощи, словесно-логическое не развито;

- учебная мотивация снижена, преобладают игровые интересы, повышенная тревожность, а в старшем звене проблемы с самооценкой;

- скудный словарный запас, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя, трудности со словообразованием, звукопроизношением, недостаточная сформированность фонематических процессов слухового восприятия.


Одной из актуальных проблем школьного обучения детей с ЗПР являются трудности формирования письма, так как наличие у детей даже незначительных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии становится серьезным препятствием в освоении образовательной программы по русскому языку, по литературе. В дальнейшем это стойкие расстройства, в том числе:

дисграфия - частичное нарушение процесса письма, характеризующееся наличием стойких специфических ошибок;

дизорфография – особый вид нарушений письма, обусловленный неполноценным усвоением орфографических правил, проявляется устойчивыми, частотными орфографическими ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание обучающимся орфографического правила;

дислексия – частичное нарушение процесса чтения, характеризующееся наличием стойких, повторяющихся специфических ошибок.

Они выявляются в процессе диагностики сформированности устной и письменной речи, анализа рабочих тетрадей обучающихся.

Для диагностики, профилактики и коррекции нарушений письма и речи необходимо осуществление логопедической и педагогической помощи.

Работа эта ведется с начальной школы. Основная роль в коррекционной работе, конечно же, отводится логопеду. Но, как показывает практика, специфические ошибки переходят с обучающимися в среднее звено, и коррекционная работа продолжается.

Дисграфические ошибки.

Акустическая дисграфия - характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков, проявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам, кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО, на ЛЮГУ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ЛЕС — ЛИС).

5 класс – 40% (6 чел.)

6 класс – 30% (3 чел.)

7б класс – 57% (4 чел.)

Виды коррекционных упражнений:

Фонетический, звуко-буквенный анализ слов, дифференциация слов с разными буквами-звуками, повторение правил на орфограммы, встречающиеся при разборах и т.д.

Оптическая дисграфия - характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием, проявляется в заменах и искажениях букв на письме:

  • графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш);

  • включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж);

  • зеркальное написание букв;

  • отрыв элементов букв;

  • лишние элементы (шишки — шишшики).

5 класс – 40% (6 чел.)

6 класс – 40% (4 чел.)

7б класс – 70% (5 чел.)

Виды коррекционных упражнений:

Составить из данного слова много новых слов, изменение слов (луг-лук), «Проложи дорожку», филворды, работа у доски (аккуратнее и правильнее, чем в тетради)

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза в основе неё лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза, проявляется в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее распространенными при этой форме дисграфии являются искажения звуко-буквенной структуры слова. 


• пропуски согласных при стечении (диктант — дитант);

• пропуски гласных (собака — сбака);

• перестановка букв (тропа — ртопа);

• добавление букв (таскали — тасакали);

• пропуски, добавления, перестановки слогов (табурет-бутарет);

• нарушения деления предложения на слова.

5 класс – 93% (13 чел.)

6 класс – 100% (9 чел.)

7б класс – 86% (6 чел.)

Виды коррекционных упражнений:

Деление слов в словарном диктанте на слоги, комментированное письмо, «Угадай, кого я называю» (отстукивая кол-во слогов), составление слов из слогов в беспорядке, составь слово по первым (2,3) слогам слов в перечне, и т.д.

Артикуляционно-акустическая дисграфия – связана с неправильным произношением звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме.

5 класс – 7% (1 чел.)

6 класс – 11% (1 чел.)

7б класс – 0% (0 чел.)

Такие обучающиеся в большинстве своем находятся в классах ТНР, с ними проводит работу учитель-логопед.

Аграмматическая дисграфия - характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи.

неправильное употреблении предлогов, рода, числа;

·       пропуск членов предложения;

·        нарушение последовательности слов в предложении;

·        искажение морфемного строя слова;

·       замены приставок и суффиксов;

·       нарушение конструкции предложения;

·       изменение падежа, и числа у местоимений, существительных;

·       нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.

5 класс – 100% (13 чел.)

6 класс – 88% (8 чел.)

7б класс – 86% (6 чел.)

Её легко спутать с морфологической дизорфографией.

Виды коррекционных упражнений:

Подбери предлог к слову, дифференциация-систематизация (по роду, числу, с занесением в таблицу), деформированный текст или набор слов, из которых составляется предложение, один-много, морфологический разбор различных частей речи, изучаемых в данном классе.

Моторная дисграфия - название моторной дисграфии происходит от моторики мышечных движений. Она возникает из-за расстройств рефлексов, отвечающих за связь зрительных и фонетических образов слов с положением и движением руки при написании, "двигательные формулы" букв и слов.

Если у ребёнка в чём-то неполноценно развит моторно-двигательный анализатор, то это приведёт не только к дисграфии, но также к плохому почерку и неаккуратности на письме, хотя сами по себе небрежность и сложности с почерком совершенно не обязательно сопровождаются дисграфическими ошибками и не всегда свидетельствуют о глубинных патологиях.

Другими негативными последствиями проблем с двигательным аппаратом могут быть нарушения в устной речи, поэтому моторная дисграфия нередко сочетается с акустико-фонематической. То есть из-за осложнений с движениями речевого аппарата человек произносит слово нечётко и неправильно, мысленно запоминает его также неверно, а потом к этой проблеме добавляются ещё и трудности с написанием слова из-за плохой моторики пишущей руки.

Иногда моторная дисграфия может быть связана с ошибочным определением рабочей руки.

5 класс – 36% (4 чел.)

6 класс – 30% (3 чел.)

7б класс – 28% (2 чел.)

В среднем звене это редкое проявление дисграфии. В большинстве обучающиеся уже контролируют размер букв, степень нажима и расположение на строчке. (Шутка про оптимиста).

Чаще всего можно наблюдать смешанную дисграфию.

Перейдя в среднее звено, обучающиеся не избавились от всех специфических ошибок, допускаемых на письме и в устной речи. Да, реже стала встречаться моторная дисграфия, но аграмматическая никуда не делась, добавилась дизорфография. (К орфографическим ошибкам начальной школы добавляется большое количество орфограмм за 5-6 класс по новым ФГОС)

Ученые-логопеды классифицируют её по нескольким признакам.

  1. Морфологический. Обучающийся допускает ошибки в орфографии (правила знает, но не находит им применение), не может проверить безударную гласную, не может запомнить правила о верном написании непроизносимых звуков, слова с двойными согласными.

  2. Синтаксический. Обучающийся неправильно ставит пунктуационные знаки, не может определить каким членом предложения является слово, допускает систематические ошибки в синтаксисе. Также обучающийся не может самостоятельно высказаться, составить предложение и текст.

  3. Смешанный. В письменных работах учитель часто фиксирует ошибки синтаксиса и орфографии.

Симптомы проявляются в том, что обучающийся:

  • делает ошибки в грамматике, анализе орфограммы, различные пунктуационные ошибки;

  • смешивает буквы;

  • не различает слова по семантике;

  • неправильно пишет слова с безударными гласными, глухими согласными, которые можно проверить;

  • имеет скудный словарный запас, поэтому не может подобрать однокоренное слово для проверки верного написания буквы;

  • испытывает трудности с морфемным анализом слов, не может выделить в слове главную морфему слова (корень), и дополнительные (словообразующие) – приставку, суффикс, окончание;

  • не использует заглавные буквы (начало предложения, в собственных именах);

  • делает ошибки в словах с двойными или непроизносимыми согласными;

  • путает употребление твердого и мягкого знаков;

  • неправильно делит слова на слоги и их переносит, ставит ударение;

  • не может запомнить названия частей речи, их морфологические признаки;

  • формирует свои правила (если «жи», «ши» нужно писать с «И», то правильное написание слова «жИлезо»);

  • не может перейти из одного вида деятельности в другой;

  • не в состоянии освоить теоретический материал и не в состоянии самостоятельно найти ошибку, самопроверка не помогает.

Учащиеся, у которых диагностирую дизорфографию, часто действуют вопреки правилам и пишут слова так, как их слышат.

Способы коррекции.

Условно коррекция делится на овладение морфологическими и традиционными принципами правописания.

Первый, его еще называют морфемным, подразумевает одинаковое написание частей слова как в сильной, так и в слабой позиции (ударное или безударное положение), правильное написание объясняется путем подбора проверочного слова.

В основе традиционного принципа в орфографии лежит запоминание словарных (непроверяемых) слов. Также в основе него стоит опора на проговаривание, внимание и память.



Коррекция дизорфографии проходит ряд этапов:

  1. Развивается звукопроизношение, слоговая структура слова. Фонетический разбор слов на каждом уроке.

  2. Расширяется лексический запас обучающегося. Это происходит благодаря словарной работе, самостоятельному составлению текста, описание того, что изображено на картине, о чем говорится в книге, фильме.

  3. Различаются части речи и члены предложения. Дается обучающемуся ряд слов, в котором есть слова одной части речи, а есть лишнее, нужно найти и объяснить почему оно лишнее. Также даются упражнения на составление предложений по определенной схеме и составление схемы предложения (постепенно усложняется).

  4. Формируются морфологические признаки. Обучающийся учится различать падежные формы, род, число разных частей речи, время глагола, склонять и спрягать части речи.

  5. Создание моделей слов, словообразование. Обучающийся находит корень в словах и составляет из них одно: пыль сосет – пылесос, пар ходит – пароход и наоборот.

  6. Выделение и различение родственных слов – однокоренных.

  7. Развивается орфографический навык. Словарные диктанты, комментированное письмо.

  8. Развивается внимание и память. Обучающийся произносит слова так, как они написаны, тренируя зрительную и слуховую память. Также развивать кратковременную память могут и новые скороговорки, пословицы. Стишки для лучшего заучивания правила.

  9. Доведение до автоматизации правильного письма. Это длительный процесс.

  10. Развитие умения самоконтроля и самопроверки. Обучающийся учится находить ошибки в своей работе, редактирует их, приводит аргументы.

  11. Для каждого типа дизорфографии значительную пользу приносит чтение книг. Специалисты сходятся во мнении, что постоянное чтение снижает степень всех нарушений письма.

Дислексия. Типы похожи на типы дисграфии и коррекция схожа.



Вся эта работа проводится совместно с учителем-предметником, учителем-логопедом, психологом, сообща.

Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной.


Основные методы и приемы коррекционной работы для детей с ЗПР:

1. Давать четкую инструкцию, обучающиеся проговаривают свои действия.

2. Учет индивидуальных и личностных особенностей обучающихся в ходе развивающей и обучающей деятельности. Работоспособность у детей с ЗПР на занятии длится 15-20 минут.

3. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности, использование проблемных заданий.

4. Использование многократных указаний, упражнений.

5. Повторное объяснение материала и подбор дополнительных заданий, межпредметные связи (географические объекты – соб.имена).

6. Коррекционный материал должен преподноситься небольшими дозами.

7. Усложнение предлагаемого материала следует осуществлять постепенно.

8. Переключение внимание обучающихся с одного вида деятельности на другой в процессе занятий.

9. Использование на занятиях красочного дидактического материала и игровых моментов, визуализация материала на основе таблиц, схем, мнемосхем, кластеров, опорных конспектов

10. Проявление большого такта со стороны учителя. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи.

11. Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы, применение рефлексии


Таким образом, учёт особенностей обучающихся с ЗПР и применение на уроках русского языка и развития речи специальных методов и приёмов позволяют более продуктивно проводить коррекционную работу по устранению и предупреждению нарушений письма.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее