«Зимний фестиваль знаний 2025»

Орфограммы в корне

Обобщить знания и способы деятельности при повторении орфограмм. изученных в 5-6 классах

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки




государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева

города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области







Урок русского языка «Орфограммы в корнях слов»



















Подготовила

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №7 г. Жигулевска

Г.В.Заруднева















Задачи урока:

- организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5-6м классах;

- вызвать интерес к знанию предмета, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;

- развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, самовыражении, само актуализации через различные виды работы.


Ход урока.

  1. Слово учителя.

- О чем это стихотворение? Кто его автор? Посмотрите на экран и скажите, о каких орфограммах мы будем сегодня говорить? (Слайд №1)

Унылая пора! Очей оч…рованье!

Приятна мне твоя прощальная кр…са –

Люблю я пышное пр…роды ув…данье,

В б…грец и зол…то одетые л…са,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой в…лнистоюпокрыты н…беса,

И редкий со…нца луч, и первые м…розы,

И отд…лённые с…дой з…мы угрозы. (А.С.Пушкин)


- О правописании проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корнях слов.

- Тема нашего урока «Орфограммы в корнях слов». (Слайд №2)

- Как бы вы сформулировали для себя цели этого урока?

-Повторить правописание гласных и согласных в корне слов для того, чтобы быть грамотным, правильно писать и говорить.

Слайд №3

-В процессе работы над учебными элементами вы должны:

1.Знать правила написания безударных гласных и согласных в корнях.

2.Уметь применять по алгоритму изученные теоретические сведения на практике, приводить и подбирать свои примеры.

3.Видеть эти орфограммы в тексте.


-Расскажите, как проверить написание безударной гласной в корне слова? А согласной?Как вы объясните значение слова багрец?

Багрянец. Багровый цвет. Багровый. Красный густого, темного оттенка (Чтение словарной статьи уч-ся).


1 уч-ся работает со слайдом (вставляет пропущенные буквы)

- Обратимся к заданию №1.(Рабочий лист).

Рассмотрите таблицу, в которой показаны случаи правописания согласных в корне слова. На основе содержания таблицы восстановите правила, которые вам известны, и расскажите их.

Правописание согласных в корне слова

Проверяемые

Непроверяемые

Непроизносимые



Проверяемые

Непроверяемые









Запишите слова, распределяя их на группы в соответствии с правилами, отраженными в таблице.

Вырубка, айсберг, рюкзак, известный, лестница, ненастный, чувство, подружка. (Слайд №4)

Проверка работы учащегося, работавшего на компьютере .(Слайд №5)

Синтаксический разбор предложения.(1 уч-ся у доски)

В роще сонной и пустой др..жат от хол..да осины.

- Итак, как же проверить написание гласных и согласных в корне слова?

-Прочитайте текст и скажите, какие орфограммы встречаются в нем? (Слайд №6)

День выд…лся со..нечный, теплый. Вокруг п..стрела наб…рающая силу ос…нь. Все р…стения приобрели уд…вительную красоту, которая заставляет зам…рать от восторга.


- Вспомните, пожалуйста, правила о правописании чередующихся гласных в корнях слов.

Повторение правил правописания чередующихся гласных.(Слайды №7-10)

-Посмотрите на последовательность действий при нахождении орфограммы с чередующейся гласной. (Слайд №11)

Используйте в своей работе следующий алгоритм:

1.Определите корень слова.

2.Поставьте ударение.

3. Если корень безударный, то определите, нет ли чередования гласных.

4.Определите часть речи.

5. Выделите корень в глаголах.


Слайды 12-16

-Используя алгоритм, найдите однокоренные слова. Найдите среди них корни с чередующимися гласными.


- Итак, когда вы будете писать в корнях –гор—гар-, -зор---зар-, -кос---кас- -о?


- Выполните задание №2 в рабочих листах.У вас имеются справочные таблицы, которые помогут вам работать.

3. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите слова, распределяя их на группы в соответствии с правилами, отраженными в таблице.

День выд…лся со..нечный, теплый. Вокруг п..стреланаб…рающая силу ос…нь. Все р…стения приобрели уд…вительную красоту, которая заставляет зам…рать от восторга.

Правописание гласных в корне слова

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся
















Проверка работы.(Слайд № 17)


- Прослушайте текст и запишите слова с чередующимися гласными в корне слова.

Горит заря.

Туман ложится пологом в низинах.

И в зарослях не видно больше птиц,

Скакавших бойко утром по вершинам, -

Их сон касается и клонит клювы ниц.

Природа замирает. На равнине

Луч стелет сочетание теней.

Седеющий туман в долине

Чуть дремлет на перине из камней…

- Какие слова вы выписали из текста?

Горит, заря, ложится, полог, зарослях, касается, клонит, замирает, равнине, стелет, сочетание.


-Вспомните, какие поэтические произведения об осени вы знаете.

(Выразительное чтение наизусть стихотворений).

Иван Алексеевич Бунин:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Как вышки ёлочки темнеют

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной...

И.А.Бунин описывает здесь золотую осень. Он сравнивает лес с теремом, расписанным лиловыми, золотыми, багряными красками. Кроны берез - это желтая резьба, которая особенно выделяется на фоне голубого неба. Весь этот отрывок у А.И.Бунина - жизнерадостный, ободряющий и не верится, что этот лес скоро станет голым и пустым, что это - "последние мгновенья счастья".

Конец формы

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 - 1942)

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется,

И заплачет спросонья.

Осень - Лермонтов М.Ю.

1828

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит меж цветов

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.


- Какие чувства вызывают у вас лирические произведения об осени?


- Прочитайте текст и расскажите о нем по плану. (Слайд №18)


(1) Самые мягкие, трогательные стихи книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Левитан, так же как и Пушкин, и Тютчев, и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.

(2) Осень снимала с полей со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотым пурпуром и серебром. Воздух был чище и холоднее и дали были гораздо глубже, чем летом.

(3) Левитан оставил около ста осенних картин. На них знакомые с детства вещи: маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди по лесным порубкам. Во всех пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого чудесного перед холодом, предзимнего солнца.

Словарная работа. – А что такое пурпур?

Пурпур. Темно-или ярко-красный цвет.

Задания.

1.Докажите, что это текст.

2.Назовите тему текста.

3.Назовите основную мысль текста.

4.Назовите тип текста.

5.Объясните, как вы понимаете выражение Рощи делались сквозными.

6.Найдите в тексте эпитеты и метафоры.

Данное сочинение является текстом, так как в нем есть все основные его признаки.
  Во-первых, в нем более двух предложений связанных по смыслу и грамматически.
Во-вторых, в нем есть законченная мысль, выражены тема и идея. И, в-третьих, текст можно озаглавить.
Темой данного текста является тема осени в произведениях художников и в поэзии русских писателей. Основная мысль заключается в любви к осени многих русских гениев творчества.
Тип текста повествовательный, так как ведется рассказ о творчестве русских людей.
На мой взгляд, под выражением:"Рощи делались сквозными ",-автор подразумевал тот факт, что осенью опадают листья ,и деревья остаются голыми, создается ощущение открытости и сквозного пространства.
Передать красоту картин автору помогают эпитеты: дорогое и мимолетное время года, густые цвета, сквозные рощи, воздух чище, холоднее , дали глубже, палая листва; одинокие золотые березы; метафоры: печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого чудесного перед холодом, предзимнего солнца.


- А что вы знаете об Исааке Ильиче Левитане?

(Рассказ учащегося) (Слайды №19,20)

И. И. Левитан – выдающийся художник-пейзажист конца XIX века. Он родился в бедной семье. Судьба его была нелёгкой. Лишившись родителей, он с ранних лет узнал нужду, горе, унижение и нищету. Искусство стало призванием Левитана буквально с самого детства. В двенадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были А. К. Саврасов и В. Д. Поленов. В девятнадцать лет Левитан написал картину «Осенний день. Сокольники». Она была представлена на выставку и приобретена П. М. Третьяковым для галереи. Природа была главной темой Левитана. В картинах этого замечательного художника скромная русская природа ожила, запомнилась и полюбилась всем, кто знаком с его творчеством. В пейзажных полотнах Левитана почти нигде нет изображения человека. Но своим лирическим восприятием прекрасного художник словно очеловечивает природу. Простым и привычным кажется нам левитанский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж берегов. Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая берёзовая рощица. Справа – отдельные деревья – красно-бронзовые дубы. На переднем плане – река. Вода в реке тёмно-синяя, а вдали – голубая. Однако, стоящая берёзка определяет поворот реки. На заднем плане видны маленькие крестьянские домики. Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые. Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет мрачных цветов. Преобладают яркие краски. Смотришь на картину и ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти – художник по-пушкински изображает осень, рисуя «пышное природы увяданье». Мы любуемся красотой родного края, которая всегда влекла к себе мастеров русского пейзажа.


-Обратимся к заданию №3.

- В задании №3 подчеркните орфограммы:

гласные и согласные в корне слова (№1),

проверяемые гласные в корне (№2),

непроверяемые гласные в корне(№3)


2 уч-ся выполняют работу в компьютерном варианте (составляют деформированный текст, удаляя повторяемые орфограммы)


- Послушайте музыкальное произведение и скажите, какую картину вы представили? (П.И.Чайковский «Октябрь»)

Проверка задания 3.(Слайд №21)

-А сейчас вы попытайтесь создать свой текст об осени.

Самостоятельная работа.(Слайд №22)

- Составьте небольшой текст или напишите 5-6 предложений, используя слова с чередующимися корнями:

касаются неба, пробираются лучи солнца, загораются золотистые зайчики.

- Послушайте, какое сочинение написал один из наших учащихся.

Очень хорош и красив осенний лес. Идешь, и, точно огромные свечи, возвышаются над головой стволы старых деревьев, чуть не касаются неба своими вершинами. Через высокие вершины пробираются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики загораются на стволах. Сказочными великанами стоят старые деревья среди молодого подрастающего леса. Кажется, что охраняют молодую поросль. Волшебный лес завораживает меня.

- О каких орфограммах мы сегодня говорили? Какую цель вы себе определили? В 9 классе вам предстоит проходить аттестацию по русскому языку. В контрольно-измерительных материалах задание А5 требует знания тех орфограмм, о которых мы сегодня говорили. Давайте попробуем выполнить это задание.

Тест.

Итог урока. -Давайте подведем итоги нашего урока. Что хорошего из урока вы для себя взяли? Оцените работу свою и своих одноклассников. (Слайд №23)

1.Как вы чувствовали себя на уроке?

2.Какие возникали трудности при выполнении заданий?

3. Вспомните цели урока.

4.Как вы считаете, достигнуты ли цели урока?

5.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

А) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;

Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь;

В) для полного понимания мне нужно повторить тему;

Г) я ничего не понял.


Домашнее задание:

Тест «Орфограммы в корнях слов»

Индивидуальные задания:

Творчество Василия Поленова

Музыка Свиридова «Осень»




Тест

Вариант 1.

1.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1) к..лонна, водор..сли, б..калея

2) раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард

3) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти


2.В корне пропущена

прик..снуться к стеклу,

а)безударная проверяемая гласная б)чередующаяся гласная


3.Укажите слово с чередующейся гласной в корне

А)подивилась

Б)вклинилась

В)расположилась

Г)написал


4.Определите вид орфограммы в корне слова вестИбюль.

А)чередующаяся гласная в корне слова

Б)безударная проверяемая гласная в корне

В) безударная непроверяемая гласная в корне


5.В каких словах пишется буква Е?

А) зап..рать дверь; б) подн…маться; в) бл…стать; г)подст…лить; д) соч..тание.


Вариант 2.

1.Определите вид орфограммы в корне словатрОпинка

А)чередующаяся гласная в корне слова

Б)безударная проверяемая гласная в корне

В) безударная непроверяемая гласная в корне


2.Укажите слово с чередующейся гласной в корне

А)колокол

Б)растительность

В)чувственный


3.Укажите слово с непроизносимой согласной в корне

А)примирение

Б)прелестный

В)пирамида


4. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне слова

А)акробат

Б)разделить

В)зарница










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее