ТЕМА:
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ звуком В КОРНЕ (Урок №1)
Педагогические | Создать условия для ознакомления с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне, форми-рования умения проверять изучаемые орфограммы |
Тип урока | Урок постановки и решения учебных задач |
Планируемые | Овладевают основами грамотного письма, применяют знания фонетического материала при использовании |
Личностные | Проявляют интерес к языковой деятельности, познанию русского языка |
Универсальные учебные действия | Познавательные: самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выпол-нения учебных заданий; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; овладевают способом Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи |
Форма урока | Классно-урочная |
Используемые технологии | Проблемного диалога, здоровьесберегающая |
Формы работы: | Фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах |
Методы | Словесный, наглядный, практическая работа, самостоятельная работа |
Основное содержание темы, понятия | Орфограмма и орфографическое правило «Непроизносимые согласные в корне слова»; морфема, проверочное слово; |
Оборудование | 1. Учебник, карточки для работы в парах, сигнальные карточки для самооценки. 2. Компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint |
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы | ||
осуществляемые | формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
I. Мотивирование к учебной | Приветствует учащихся. Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел для вас звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит можно садиться. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
| |
II. Чистописание | – Выполните письмо по образцу: Ммммм Мм Мо Мрма ум. Мороз, метель - Выделите изученные орфограммы. - Объясните правильность написания слов | Выполняют письмо по образцу (с доски) | Пр. – вырабатывают – применяют изученные ранее правила правописания | Правильное напи- Фронтальный (ответы на вопросы); | |
III. Актуализация знаний. Создание | – Ребята, какой праздник мы с вами скоро ждём? Отгадайте загадки, отгадки Всё белым-бело сегодня, И светло, хоть солнца нет. С неба сыплется холодный, Белый-белый, мягкий… (Снег) Какой это мастер На стёкла нанёс И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз) Ребята водят хоровод Возле ёлки Дед Мороз Новогодний … (праздник) Этот праздник всем знаком- Дед мороз придёт пешком, Всем подарки принесёт Значит это Новый… (год) -Внимательно посмотрите на записанные отгадки, нет ли среди этих слов лишнего? (Праздник) -Почему это слово лишнее? (В нём нет изученных ранее орфограмм) -Какая орфограмма в слове праздник? -Прочтите, слово так, как вы его записали? - Не все дети это слово записали правильно? Где была допущена ошибка? - Сколько звуков и сколько букв в этом слове? -Почему звуков меньше чем букв? (Один звук не произносится) - Как мы назовём такой звук? (Непроизносимый) -Какой он, гласный или согласный? (Согласный) - Как вы думаете, какая тема нашего урока? | Слушают загадки, находят в словах-отгадках орфограммы, обозначают их орфограммы. Дети сверяют свои записи с записями на доске.
Решают проблемную ситуацию
Понимают недостаточность имеющихся знаний
Выясняют значение термина «непроизносимые согласные» Самостоятельно формулируют тему урока | Пр. – применяют изученные ранее правила правописания. П – осознают познавательную задачу, решают ее самостоятельно.
Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы. К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи | Фронтальный (ответы на вопросы); индивидуальный | |
IV. Постановка учебной задачи, обсуждение реализации проекта выхода из затруднения | (Слайд 2) – Тему урока вы уже знаете. (Слайд 3) Узнать, почему и какие чаще всего согласные звуки бывают непроизносимыми. Где в слове находится непроизносимый согласный звук Сформулировать правило о непроизносимом согласном звуке Пользуясь алгоритмом, научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными |
Слушают учителя, предлагают свои |
Р – принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
Фронтальный. Устные ответы | |
V. Усвоение Наблюдение | – Прочитайте слова с непроизносимыми согласными (Ответы фиксируются на слайде) (Слайд 4) – Что вы слышите на месте выделенных сочетаний букв? (Непроизносимые) – Какие звуки не произносятся? (Согласные) -Какие конкретно в данных словах? - Где в слове находится непроизносимый согласный? (В корне) – Давайте сверим свои выводы с теоретическим (упустили) – Когда в корне может быть (Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных) - Выпишите в тетрадь выделенные буквосочетания и запомните их. СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ - Вы молодцы! Ваши выводы говорят о том, что вы мыслите, как взрослые. Устали? | Выполняют упр. 223 учебника, производят устный частичный фонетический разбор слова;
Делают выводы, сверяют свои выводы с теоретическим материалом
По очереди учащиеся называют буквосочетания, фиксируют ответы в тетрадь | Пр. – применяют знание П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением ихсущественных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, Р – выполняют действия по намеченному плану,
К – строят монологическое высказывание с учетом П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов; | Фронтальный. Устные ответы | |
Физкульт-минутка | Мы работали, устали, Дружно все мы тихо встали. Ручками похлопали – раз, два, три! Ножками потопали - раз, два, три! Сели, встали, встали сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнём И работать вновь начнём! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни | Правильное выполнение движений | |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа | – Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. В каком слове есть непроизносимый согласный? | Читают предложенный материал, вставляют пропущенные буквы, объясняют | Пр. – владеют орфографической зоркостью; применяют знание фонетического материала при использовании правил правописания. Р – овладевают способами решения учебной задачи; выполняют учебныедействия в материализо- | Фронтальный. Правильное | |
2. Наблюдение над особенностями произношения непроизносимого согласного в проверяемом и проверочных словах Работа с правилом | – Внимательно прочитайте - Найдите пары однокоренных слов и ответьте какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным. Звездныйсолнышко Солнце сердечный Грустный здравствуй Здравие звезда Грусть сердце – Спишите в тетрадь пары слов, обозначьте новую орфограмму. – Попробуйте сформулировать правило проверки написания непроизносимого согласного. – В какой значимой части слова находится изучаемая орфограмма? (Изучаемая орфограмма находится в корне) Какое слово может быть проверочным? (Однокоренное слово, в котором согласный произносится отчётливо) (Слайд 5) – Прочитайте правило на с. 118 учебника. - Сравним свои формулировки с правилом в учебнике. - Молодцы! | Читают задание, отвечают на вопросы. Письменно выполняют задание в тетради. Делают попытки сформулировать
Сверяют свои формулировки с правилом в учеб- | Пр. – владеют орфографической зоркостью; находят в словах непроизносимые согласные и умеют применять орфографическое
П – составляют простейшие инструкции при решении лингвистической Р – учитывают правило | Фронтальный. Правильное | |
Физкульт-минутка | А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни | Правильное выполнение движений | |
3. Формирование умения | – Выполните упр. 226 (подберите | Письменно выполняют задание в тетради. Один ученик выполняет у доски. После завершения орфограммы. Дети сверяют свои записи с записями на доске | П – ориентируются – осознают познавательную задачу, решают ее самостоятельно Р – учитывают правило | Фронтальный (ответы на вопросы); индивидуальный | |
VII. Задание-"ловушка".
| - У вас на партах лежит текст. В нём множество ошибок.Я предлагаю вам побыть в роли учителей.Возьмите красный карандаш и исправьте ошибки. Конец ноября - самое грустное время. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. Но вот засияло яркое солнце. Пришёл осенний день с первым морозом. Дети: Здесь нет слов с ошибками. | Проверяют задание на карточках. Комментируют выполненное задание. | Пр. – владеют орфографической зоркостью; находят в словах непроизносимые согласные и умеют применять орфографическое
| Правильное | |
VIII. Рефлексия учебной Самооценка. | – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… - Оцените свою работу сигнальными каточками: Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми. Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов. В паре помогал подбирать проверочные слова. Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
Сигнальными карточками делают самооценку. | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа | |
Домашнее (рабочая тетрадь, | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие | Р – принимают учебное |
|