ГБОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия им. Н.Трублаини»
Открытый урок по физике
7 класс
Лабораторная работа № 5
Определение плотности твердого тела.
Подготовил и провел
учитель физики ГБОУ ЛНР
«гимназии им. Н.Трублаини»
Друппов Юрий Сергеевич
г. Ровеньки
Открытый урок по физике
7 класс
Лабораторная работа № 7
Тема. Определение плотности твердого тела.
Цель: научиться определять плотность твердых тел с помощью весов и мензурки.
Приборы и материалы: рычажные весы с разновесами; линейка; мерный цилиндр; стакан толстостенный с водой; тело неправильной формы; фильтровальная бумага; компьютеры.
Ход работы
Учащиеся делятся на две группы. Первая группа выполняет работу в лабораторных условиях. Вторая группа выполняет работу с помощью компьютеров. Затем группы меняются местами. В результате , каждый ученик выполняет работу дважды: в компьютерном варианте и экспериментально.
1 группа
(в лабораторных условиях)
Подготовка к эксперименту
Установите цену деления шкалы измерительного цилиндра и линейки:
Ц.д.л =___________________; Ц.д.ц =___________________.
Эксперимент
Определение плотности твердых тел
1. Определите плотность бруска. Для этого:
1) Определите объем бруска, измерив его длину, ширину и высоту с помощью линейки:
l =________см; d =________см; h = ________ см;
V = l x d x h =___________________________=___________ см3
2) Измерьте массу бруска с помощью весов: m = ______________ г.
3) Вычислите плотность бруска:
ρ = m / V ρ =_____________________ =_________ г/см3
4) Результаты измерений и вычислений занесите в табл. 1.
2. Вычислите плотность тела неправильной геометрической формы.
1) Определите объем тела с помощью мензурки:
V1 =________ см3; V2 =________см3;
V = V2 - V1 = _________________________.
2) Измерьте массу этого же тела с помощью весов: m =_________г.
3) Рассчитайте плотность тела:
ρ = m / V ρ =_____________________ =_________ г/см3
4) Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 1.
Тело | Масса т, кг | Объем V, см3 | Плотность р | Вещество | |
г/см3 | кг/ м3 | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ эксперимента и его результатов
1. Воспользовавп1ись таблицами плотностей, определите название веществ, из которых изготовлены исследуемые тела, и закончите заполнение табл.1.
2. Сформулируйте вывод. Не забудьте указать; что вы определяли в ходе выполнения работы, какие результаты получили, какие факторы повлияли на точность результатов.
Вывод. Сегодня в ходе выполнения лабораторной работы я определял ___________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
В результате я выяснил, что_________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2 группа
(в компьютерном варианте)
Используется программа «Лабораторные работы по физике Virt-lab-physics»
Предложите способ определения плотности твердого тела неправильной формы:
Ход работы:
Задание 1.
Измерение массы тела.
1. С помощью весов определите массу парафиновой свечи и болта.
2. Подумайте, как можно взвесить машинку или другой тяжелый предмет.
3. Определите массу машинки.
4. Результаты вычислений занесите в таблицу.
Задание 2.
Определение объема твердого тела
1. Определите цену деления измерительного цилиндра.
2. Определите начальный объем жидкости в цилиндре Vo.
3. Подвесьте первое тело на крючок и полностью погрузите его в жидкость.
4. Определите объем жидкости с погруженным в нее телом V1.
5. Вычислите объем тела Vт.
6. Запишите результаты в таблицу.
Задание 3.
Определение плотности тела
1. По известной формуле вычислите плотности тел.
2. Используя таблицу плотностей, определите вещества, из которых сделаны тела.
3. Заполните таблицу 2.
предмет | т, г | V, мл | р, г/см3 | вещество |
болт |
|
|
|
|
машинка |
|
|
| Железо |
Задание 4.
Сравните полученную плотность железной машинки с табличными значением плотности железа. Позволяет ли данный способ определить плотность вещества, из которого она сделана? Почему?
Подведение итогов урока