Цель: формировать у первоклассников убеждение в том, что соблюдение правил техники безопасности при обращении с предметами домашнего обихода снижает риск бытового травматизма; формировать умение обращаться за экстренной помощью в случае пожара и т. д.
Задачи:
1.Организовать деятельность учащихся по систематизации и обобщению знания правил безопасного поведения в быту (умению предвидеть опасность, избегать опасных ситуаций).
2.Организовать деятельность по развитию коммуникативных навыков работы в паре и группе;
3.Содействовать формированию и развитию познавательного интереса;
4.Содействовать формированию культуры ЗОЖ;
5.Способствовать формированию собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
6.Создавать условия, способствующие сохранению и укреплению физического, психологического и эмоционального здоровья учащихся.
Ход урока.
1 . Эмоциональный настрой.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Мир вокруг разнообразный,
И урок наш очень важный.
-Ребята, давайте настроимся на важную работу.
2.Формулирование темы и целей урока.
Ребята, отгадайте загадку.
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый...(Дом)д-предметная картинка!!
Д-поговорка «Мой дом –моя крепость»
- Почему так говорят?
- Да, дома мы находим убежище, укрытие от холода, голода, находим понимание и любовь наших близких людей. Мой дом – моя крепость.
- Вы полностью согласны с этой пословицей?
Придя домой, мы привыкли чувствовать себя уютно, комфортно и спокойно. Мы привыкли к своему дому, и нам все кажется в нём известным и обычным. Нам даже в голову не приходит, что дома нас могут поджидать какие- то опасности.
3.Новая тема.
- А теперь подумайте, можно ли оставаясь дома, чувствовать себя в безопасности? Нет ли каких-нибудь домашних опасностей?
(ответы на вопрос)
-Какова же тема нашего урока?
« Опасные ситуации в доме» (на доске)
Д- предметная картинка с изображением дома!!
Учитель: Сегодня мы поговорим о доме, где живет каждый из нас, и о самых обычных вещах в нашем доме. Каждый дом – это не просто крыша и стены. Свое жилье человек наполнил удобными механизмами. В доме каждого человека много вещей: бытовая техника, посуда, одежда, мебель, острые и режущие предметы и многое другое. Все эти вещи – наши помощники, они помогают человеку, создают удобства в нашей жизни. К нам на урок сегодня пришел Домовенок Кузя, который никогда не жил в городской квартире и мы с вами вместе постараемся ему рассказать обо всех опасных домашних предметах. А вот, что за вещи окружают человека в доме, вы назовете, отгадав загадки.
(Загадываю загадки, слова-отгадки вывешиваются на доску предметные картинки)
1. В ней варят щи,
компот и каш
На всю семью
Большую нашу .(Кастрюля)
2. В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
3. На железной клумбе
Цветы голубые –
Помогают стряпать
Кушанья любые. (Газовая плита)
4. За белой дверцей стужа, лед,
Там Дед Мороз, друзья, живет. (Холодильник)
5. Он учиться помогает,
Информацию хранит,
В игры он с тобой играет,
С дисков музыка звучит. (Компьютер)
6. Что за чудо, что за ящик?
Сам певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Может показать кино. (Телевизор)
7.Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)
8.Маленького роста я,
Тонкая да острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка)
9.Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень –
Хлеб, картошку,
свёклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
.(читает наиз. 1 уч-ся)
Вывод: Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи.
Учитель: Молодцы! Все загадки отгадали. Давайте разберемся, что же может быть опасным в доме? Назовите, о каких колющих и режущих предметах говорилось в загадках?
Учитель: Первая опасность в доме – острые и колющие предметы. Порядок в доме нужен не только для красоты, но и для безопасности.
Ты навсегда запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней не должен ты играть,
Шпильку, гвоздь туда совать -
Дело кончится бедой:
Ток в розетке очень злой!!! .(читает наиз. 1 уч-ся)
Физкультминутка для глаз???
- Выполнение задания № 1 в рабочей тетради: отметить красными кружками рисунки предметов – источников опасности, а зелеными – предметов, помогающих ее избежать.
Проверка – светофоры у каждого из учащихся.
-Выполнение задания № 2 в рабочей тетради: обведи красным цветом рисунки, на которых дети не соблюдают правила безопасности.
-Проверка.
Д-пословицы:
1.Берегись бед – пока их нет.
2.Осторожность – мать безопасности .(Как вы понимаете смысл этих пословиц?)
Д- автомобили экстренных служб, рассматривают иллюстрации в рабочей тетради и учебнике.(можно включить сигналы машин экстренной помощи)
Стихи про экстренные службы (читают наизусть 4 учащихся):
1.Знает каждый гражданин
Этот номер – 101.
Если в дом придет беда-
Позвони скорей туда.
Если нету телефона,
Позови людей с балкона.
2.Если вдруг беда у вас,
Позвони 102 сейчас.
Если вдруг пробрался вор,
С ним короткий разговор.
Стоит вам меня позвать,
Я приеду вас спасать
От грабителя и вора,
-Ох, получит эта свора.
3.Это кто звонит 103?
Громче адрес говори!
Корь? Ангина? Кто больной?
Ждите доктора со мной,
Привезу его в два счета,
Это ведь моя работа!
Доктор сделает укол!
Где больной?
-Залез под стол.
4.104-телефон,
Вам всегда поможет он.
«Аварийку» вызывай
И спасателей встречай.
Если в доме пахнет газом,
Вызывай на помощь сразу!
Ведь спасателей отряд
Вам помочь, конечно, рад!
-Выполняют задание № 3 в рабочей тетради: соедини рисунки специального транспорта с рисунками опасных ситуаций. Напиши телефонов для вызова помощи.
Физкультминутка
1.Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре? (маршируют)
2.Кто, поставив греться кашу, полчаса играет в мячик? (приседают)
3.Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар! Горим!» (маршируют)
4.Признавайтесь быстро в том, кто из вас шалит с огнем? (приседают)
5.Кто, почуяв газ в квартире, вызывает 104? (маршируют)
6.Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке? (приседают)
- Молодцы, вы узнали опасности и правильно выполнили упражнения.
4.Закрепление.
Инсценировка стихотворения «Советы мамы»
Сын: На кухне газ у нас горит,
Меня он тянет, как магнит.
Как мама я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,
И спички ловко зажигать,
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:
Мама:
– К плите чтоб руки не совал!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай,
Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать,
А к газу ты не подходи –
Сперва немного подрасти!
Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз да глаз.
Запах, чувствуя в квартире,
Позвоните 104. ??- о чем предупреждала мать своего сына?
Работа в парах – придумать свои запрещающие знаки по безопасности в доме(на партах круги). Отчет о работе пар.
5.Подведение итогов урока- Давайте ещё раз повторим эти правила. Расскажите их родным и знакомым.
Я предлагаю вам игру «Доскажи словечко»
Дыма столб поднялся вдруг,
Кто не выключил …? (утюг)
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками …? (играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё …? (над газом)
Столб огня чердак объял.
Кто там спички …? (зажигал)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жёг …? (траву)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …? (предметы)
Дым увидел – не зевай,
А пожарных … (вызывай)
Помни, каждый гражданин
Этот номер … (1 01)
101 – пожарная часть
Когда пожар,
Рецепт один
– Звоните срочно 101
102 – милиция,
Если кто-то лезет в дом,
Пробивая двери лбом.
Двери держатся едва
– Позвони скорей «102»!
103 – скорая медицинская помощь,
Если что-то в глаз попало,
Поврежденный глаз не три,
Позови на помощь старших,
Пусть звонят скорей «103»!
Если утюгом обжегся,
Воду на ожег не лей,
Отправляйся к телефону
И звони «103» скорей!
104 – газовая служба.
Служба газа «104».
Газ, почувствовав в квартире,
Иди к соседям – звони104.
6.Рефлексия. д- стихотворение, у детей – фигурки человечков. Прикрепляют фигурки человечков к одной из четырех строчек. «Урок полезен, все понятно…»