Муниципальная предметная олимпиада по русскому языку
для выпускников начальной школы
2015 - 2016 учебного года
Участник (Ф.И.)_______________________________________________
1. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? ___________
2. Вспомните, как называется в народе такой человек:
Ел да устал, спал да намаялся – ______________________________________
Язык без костей: что хочет, то и лопочет - ____________________________
3. Поставьте ударение в словах:
Облегчить, углубить, щавель, баловать, позвонишь, иконопись, торты, жалюзи, ломота, цыган, сливовый, ожил, шарфы, включишь, красивее.
4. В каждом из приведенных ниже словосочетаний слово верный имеет разные значения. Докажите это, подбирая к нему синонимы.
верный друг - ______________________________________________________
верное средство - __________________________________________________
верный расчёт - ___________________________________________________
верный глаз - ______________________________________________________
верный ответ - ____________________________________________________
5. Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
хозяин - _______________________ ружьё - _______________________
солдат - ______________________ полотенце - ______________________
санаторий - ____________________ носок - __________________________
чулок - ________________________ туфля - __________________________
6. Произнесите звуки каждого слова в обратном порядке и запишите полученные слова:
лог - ___________________ лей- ____________________
ложь - __________________ сад - ___________________
код - ___________________ альт - ___________________
7. В каких ребусах зашифровано не то слово, что в остальных четырёх? Обведи нужный ребус, запиши слово. ________________________________
8. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные. Заполните таблицу.
Существительное | Прилагательное | Род |
бандероль | |
|
мозоль | |
|
тюль | |
|
шампунь | |
|
овощ | |
|
рояль |
|
|
9. Подчеркните грамматическую основу в следующих предложениях:
Дерево червь изнутри точит.
Встретить ночь готовится природа.
10. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.
Пятлая куш… | Дормый делаж… |
Бурявый папалош… | Вылюный вагач… |
Мяувыая дуч… | Желомная беч… |
11. Расшифруй транскрипцию и запиши, соблюдая правила орфографии:
[лазур` н`иб`эснай`а см`ий`оца/ нач`ной амытай`а гразой/ и м`эжду гор рас`иста в`й`оца дал`ина св`этлай` паласой|//]
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
12. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй из них новое слово:
Пластинка, картина, павлин -_____________________________________
Сапоги, парашют, фантазия - ____________________________________
Косари, заморозки, лётчик - ______________________________________
13. Отгадайте слово:
В нём первый звук как последний в слове зверь, 2 звук в слове пятно
звучит вторым, 3 звук дважды повторяется в слове вокруг, а 4 звук - безударный в слове свекла. ____________________
Подберите к этому слову 3 однокоренных.
__________________________________________________________________
14. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:
МЕ ( . . . ) ОЛАД, ОБЫ ( . . . ) КА
15. Запишите, как называют людей, которые живут:
в Москве________________________, на острове________________________
в Пскове________________________, на Волге__________________________
на хуторе_______________________, в селе____________________________
в Костроме___________________, в Санкт-Петербурге__________________
16. Определи части речи в предложении, надпиши над словами:
Вероокая трышь грузно окисляла бузявшую закорявку.
17. К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение:
по шоссе - ______________________________________________________
об Отчизне -_____________________________________________________
18. Отгадайте и запишите слово, в котором
Корень из слова СНЕЖИНКА, приставка из слова ПОДЪЕХАЛ,
суффиксы из слова ЛЕСНИК, окончание из слова УЧЕНИКИ.
19. Подчеркните слова, которые нельзя переносить:
Иголка, улей, овёс, пшеница, урок, класс, тополь, берёза, ужин, Кремль, пальто, заяц, ёлка, стриж, урожай, тетрадь, ель, май, якорь
20. Найдите фразеологизмы-синонимы. Впишите в таблицу номера фразеологизмов, составляющих пару. Например: 9-17.
Валиться с ног. 7. Ни зги не видно
Работать спустя рукава. 8. И след простыл.
Тьма кромешная. 9. Хлопать ушами.
Глядеть в оба. 10. Ловить ворон.
Поминай, как звали. 11. Делать из рук вон плохо.
Держать ухо востро. 12. Ног под собой не чуя.
1 пара | 2 пара | 3 пара | 4 пара | 5 пара | 6 пара | Например |
|
|
|
|
|
| 9-17 |
21. Какое из следующих предложений можно понять двумя способами? Укажи предложение. Поясни своё решение.
А) Что ты видишь?______________________________________________
Б) Что ты смотришь?___________________________________________
В) Что ты плачешь?_____________________________________________
Г) Что ты сердишься?___________________________________________
Д) Каждое из этих предложений можно понять только одним способом.
22. Впиши пропущенное слово в обрывок стихотворения С.Я. Маршака «Кошкин дом»
В пойло раньше стариков пятачком не лезьте.
Тут десяток пятачков, сколько это вместе?
Ай-люли, Ай-люли, тут __________________________________________вместе!
А) пятёрка, Б) полушка, В) полтинник, Г) целковый, Д) пять фунтов.
23. Чтобы сварить кофе, мама его сначала…____________________________
А) молит, Б) молет, В) мелет, Г) мелит, Д) ни один из вариантов не подходит.
24. В каких из этих четырёх слов есть звук [т]?
1) царство, 2)птица, 3) грустный, 4) город.
А) только в первом, втором и третьем, Б) только в первом, В) только во втором, Г) только в первом и втором, Д) только в первом и четвёртом.
25. В юности А.С. Пушкин часто подписывал свои стихи псевдонимом «Александр Н.к.ш._____.» Какая буква стояла на месте пропуска? Впиши эту букву. Объясни свой выбор____________________________________________________________
А) щ, Б) в, В) н, Г) п, Д) а.
26. Читаем у Л.Н. Толстого «В два года он изучил алгебру, геометрию, историю, которую он особенно любил» Что здесь, скорее всего, означает в два года? Обведи правильный ответ.
А) в возрасте двух лет, Б) в очень раннем возрасте,
В) во втором классе, Г) за два года, Д) два года назад.
27. На языке народов страны Папуа – Новая Гвинея 2 будет-netewa, 4-netewa netewa, 5- netewa netewa nao. А как на этом языке будет 3? Обведи правильный ответ.
А) nao, Б) netewa nao, В) nao netewa ,
Г) nao nao nao , Д) netewa nao netewa.
28. Каким бывает только знак? Обведи правильный ответ.
А) твёрдым, Б) мягким, В) восклицательным,
Г) вопросительным, Д) препинания.
29. - Я знаю слово, в котором букв больше, чем слогов! – сказал Андрей.
- Я знаю слово, в котором букв столько же, сколько слогов! – сказал Боря.
- Я знаю слово, в котором букв меньше, чем слогов! – сказал Витя.
Кто из ребят точно не прав? Обведи правильный ответ.
А) только Андрей, Б) только Боря, В) только Витя, Г) только Боря и Витя,
Д) все трое могут быть правы.
30. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» читаем: « Вот мои две комнаты. За дверью помещается моя хозяйка, госпожа Ресслих». Что здесь означает вторая фраза? Выдели правильный ответ.
А) за дверью сейчас находится хозяйка,
Б) хозяйка устраивается за дверью,
В) хозяйке хватает места за дверью,
Г) за дверью располагаются комнаты хозяйки,
Д) за дверью ведёт дела хозяйка – помещица.
Общее количество баллов:______________________
7