Общее понятие о частях речи

Развивать умение распознавать части речи, показать роль изучаемых частей речи в предложении, тексте.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ТЕМА: ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЧАСТЯХ РЕЧИ

ЦЕЛЬ:

  • формировать первоначальное представление об имени существительном, имени прилагательном, глаголе, предлоге как частях речи

  • развивать умение распознавать части речи на основе лексико-грамматического значения, вопросов, синтаксической роли в предложении

  • показать роль изучаемых частей речи в предложении, тексте

  • воспитывать интерес к русскому языку, любовь к родной природе



Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое в последнем предложении.

Птицы

Наступила в..сна. Из дал..них стран в город прил..тели гр..чи, ч..жи и скв..рцы. Р..бята сделали домики для птиц. У гр..чей много дел. Они чинят старые гнёзда. В л..су слышны звонкие г..лоса птиц.

- Что называется орфограммой?

- Какие правила нужно было вспомнить, чтобы вставить пропущенные буквы? (слайд)

растопило засияло

вылезать погнало

весну замочило

встречать поворчал

пошел



III. Орфографическая разминка (слайд)

Иду по тр..пинке.

У самой с..сны

с..неет подснежник –

фонарик в..сны.

Сигналит, что скоро

в з..лёный наряд

оденется лес

и п..ля зашумят.



­­– На какую орфограмму пропущены буквы?

–­ Какие гласные вставили, почему?



IV. Чистописание

– О какой поре года идёт речь в стихотворении?

– Какой первый цветок расцветает в лесу?

Напишем элементы букв, которые похожи на лепестки подснежника.

– Как называются весенние месяцы?

Загадки

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц, кто узнает?

Март

Яростно река ревёт

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Апрель

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, что за месяц это?

Май



Записать слова

март апрель май



V. Тема урока

– Что обозначают слова, которые мы написали в чистописании?

Тема нашего урока – это слова, которые обозначают предметы, признаки предметов, их действия и слова совсем маленькие, но без них не будет связной речи – это предлоги.

– К каким частям речи относятся?

– На какие вопросы отвечают?

– Какими членами предложения являются?



VI. Работа с текстом (прочитать)

Весна

1) Пришла (ранняя) весна. Светит (яркое) солнышко. Быстро тает (рыхлый) снег. Журчат (говорливые) ручьи. Зеленеет (молодая) травка. На деревьях набухли (маленькие) почки. (слайд)

– На какие вопросы отвечают подчеркнутые слова? Что обозначают? Каким членом предложения являются?

Это часть речи имя существительное.

2) Включить в текст слова, обозначающие признаки предметов.

Ранняя, яркое, рыхлый, говорливые, молодая, маленькие.

– Каким стал текст (более выразительным)?

– Что обозначают слова, которые нам в этом помогли? Каким членом предложения они являются?

Это часть речи имя прилагательное.

3) Записать получившийся текст.

4) Каждый предмет в предложении выполняет определённое действие.

Найти в предложениях эти слова.

– Каким членом предложения они являются?

Это часть речи глагол.

5) Найти в тексте предложение, в котором есть предлог.

– Что мы знаем об этой части речи?



VII. Работа с правилом по учебнику

VIII. Закрепление изученного

1) Работа с предложением.

– Разбор по членам предложения.

– Обозначение частей речи.

Возвращаются на родину перелетные птицы.

2) Работа с деформированным текстом.

– Как мы можем помочь обустроиться птицам весной?

Построим домик для птиц.

– Распределить предложения так, чтобы получилось четверостишие. (слайд)

На берёзе теремок,

Не висит на нём замок.

Дверь открыта для жильца –

Говорливого скворца.

– Выписать из текста имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.



IX. Словарная работа

Рисовать



X. Подведение итогов

– Пользуясь кластером, ещё раз отвечаем на вопросы, поставленные в начале урока.



XI. Домашнее задание

Знание орфограмм, которые мы повторили в начале урока, и умение различать части речи помогут нам без ошибок выполнить домашнее задание.

(Д.з. подготовить вопросы о частях речи для класса)



XII. Рефлексия «Четыре угла»

Знаю всё, могу Знаю всё

рассказать другим



Знаю, но нужна помощь Тему необходимо

повторить

























ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

3 КЛАСС





ТЕМА: ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

О ЧАСТЯХ РЕЧИ











Учитель: Корней И.М.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее