Тема: РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ
Цели деятельности
педагога
Дать понятие о качественных, относительных, притяжательных прилагательных, способствовать формированию навыка отличия прилагательных по значению, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности
Тип урока
Урок объяснения нового материала
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать определение имени прилагательного как части речи и определять его синтаксическую роль, знать разряды прилагательных, уметь доказывать свою точку зрения при определении разряда прилагательного по морфологическим признакам.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в парах и группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные: формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию, потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения
Проблемный метод, наблюдение над языком, фронтальная, групповая и в парах
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, классная доска
Наглядно-демонстрационный материал
Презентация по теме урока, выполненная учителем
Основные понятия
Качественные, относительные, притяжательные прилагательные
Организационная структура урока
1.Создание настроя на восприятие нового материала
2слайд
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая».
Учитель: Без какой части речи мы не сможем обойтись?
2.Проверка домашнего задания (работа в парах)
Учитель: дома вы на листочках написали друг для друга 5 пословиц. На листочках написали: Работу составил и написали фамилию, имя.
Поменялись листочками с соседом.
Задание: найдите в предложениях имена прилагательные, укажите главное слово, подчеркните прилагательное как член предложения и наверху напишите часть речи.
Напишите: Работу выполнил и фамилию, имя.
Вновь обменяйтесь листочками, проверьте выполненную работу и оцените.
Работы сдали учителю.
3.Закрепление пройденного материала (фронтальный опрос)
Учитель: Я вам тоже приготовила пословицы, но прилагательные пропустила. Вставьте их по смыслу.
3 слайд
Под … камень вода не течёт.
Маленькое дело лучше … безделья.
Старый друг лучше … двух.
Корень ученья горек, а плод его … .
Учитель: Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
В какой форме употреблено последнее прилагательное? Как будет его полная форма?
Что же такое прилагательное?
4. Создание проблемной ситуации для самостоятельной формулировки темы урока
Учитель: Сегодня, ребята, вы сами будете добывать знания, но сначала нужно определить тему урока.
4 слайд
смелый деревянный верблюжий
отзывчивый сельский сестрицын
требовательный летний отцов
Учитель: Как вы думаете, почему я прилагательные разделила на 3 группы? По какому признаку я это сделала?
Давайте сформулируем тему урока.
(Вариант: Три группы прилагательных по значению)
Запишите в тетради тему урока.
5.Самостоятельное добывание знаний (групповая работа)
5 слайд
Добрый, трусливый, стальной, утренний, мамин, медвежий, чайный, красивый, акулий, злой, лживый, пригородный, морской, синицын, лисий, обеденный, мраморный, вежливый, обидчивый, черепаший, дедушкин
Учитель: 1 группа выписывает слова в 1 столбик, 2 – во 2, 3 – в 3. Чтобы вам правильно выполнить задание, посмотрите, слова какого столбика имеют краткую форму? Чем отличаются слова третьего столбика от первого и второго?
Примечание: ребята распределены на 3 группы, но сидят за 6 столами. Задание выполняют по группам. Одна группа читает слова в столбике, другая такая же контролирует.
Учитель: Теперь подпишем столбики, но самостоятельно.
6 слайд
Разряды прилагательных:
относительные
притяжательные
качественные
Учитель: Предоставляю слово каждой группе для защиты названия.
Учитель: В каком столбике признаки могут проявляться в большей или меньшей степени? К ним можно подставить слова «более, менее».
Можно ли к словам 2 столбика подставить слова «более, менее»?
На какой вопрос отвечают слова 3 столбика?
Примечание: пока ребята отвечают, 3 ученика от каждой группы записывают столбики на доске.
6. Первичное закрепление знаний
Учитель: Читаю словосочетания. Если в нём качественные прилагательные, хлопает 1 группа, если относительные – 2, если притяжательные – 3.
Папин автомобиль, дорогой костюм, ковровая дорожка, железная дорога, звонкий голос, собачий хвост, волчья пасть, колючий кактус, заячьи следы, комариный укус, подсолнечное масло, прилежный ученик
7 слайд
Буквенный диктант
Загадка
Этот птичий царь могучий
Вьёт гнездо на горной круче.
Он наводит дикий страх
На больших и малых птах.
Перед ним все птицы меркнут.
Кто же это? Гордый …(беркут)
Учитель: Запишите код прилагательных по порядку одной буквой.
7.Творческое задание (групповая работа)
Учитель: Вставьте в текст прилагательные. Какого разряда, вам указано.
Наступила (к) весна. (к) солнце согрело (к) землю. В лесу по ложбинке пробежал (к) ручей. На пути он заметил под корнями (о) берёзы (к) норку. Здесь с осени спал ёжик. Ручей забрался в (п) норку и разбудил зверька. Ёжик выбрался из (к) убежища, лёг на (к) спинку и подставил (к) солнцу брюшко.
Примечание: Проверка 1-2 вариантов.
8. Домашнее задание
Запишите дома свой вариант текста.
9. Рефлексия
Учитель: Что вы сегодня узнали на уроке? Нарисуйте смайлик вашего настроения