Учитель на современном этапе развития образования в связи с реализацией ФГОС
Подготовил
Кондраков В.В.
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №3 с.Арзгир
Сегодня Россия на пути инноваций и модернизации различных сфер жизни. Большинство школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства.
Изменения, происходящие в стране, в обществе, модернизация системы общего образования предлагают новый подход к организации обучения. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. А для того, чтобы УУД формировались активно и необходимо использовать новые и уже известные технологии обучения.
Акцентируя внимание на технологиях обучения, приукрашивается только «фасад» системы образования, но не меняется сущность. К сожалению, нечеткое понимание в учительской среде между технологией обучения и технологией организации учебного процесса, новациями и инновациями продолжают приводить к отчуждению ученика от процесса учения.
Да и современные дети существенно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
резко возросла информированность детей;
современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
ограниченность общения со сверстниками.
Некоторые учащиеся с трудом воспринимают требования стандарта, рассчитанного на здоровых, нормальных детей. Сложно стимулировать подобный контингент в освоении учебного материала на уровне стандарта, не говоря о продвинутом и творческом уровнях.
В школе с адаптивной системой образования складывается новый тип отношений «учитель-ученик». Обучение строится от ученика. Учитель из информатора превращается в организатора учебного процесса, доминируют сотрудничество, обеспечивается мотивационное обучение, развивается самооценка, самоанализ. Управление учебной деятельностью осуществляются при условии готовности педагогов и учащихся к самоуправлению, саморегуляции, где каждый участник педагогического процесса управляет собой на основе самоанализа и рефлексии.
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.
Переход на новые стандарты – это веление времени, так как ничто не стоит на месте, а развивается, значит, должно развиваться и образование. Если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового стандарта на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности. Следовательно, деятельность учителя сводится к развивающей функции обучения, применению на уроках таких методов и приемов, которые несут в себе деятельностный подход и способствуют развитию ученика как личности.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности. Обучение на основе коммуникативно – деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию.
Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта»,
На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового. Знаний - море, но способы получения их кардинально улучшились. Используя компьютеры с выходом в Интернет, учащиеся могут получить более эффективный доступ к источникам знаний.
Коллективная учебная, преимущественно поисковая деятельность способствует формированию познавательных мотивов. Выбор мнения в группе, выступление от группы помогают почувствовать ответственность. А это способствует осознанию учеником себя свободной личностью, свободной и ответственной. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяет решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.
Эффективным способом реализации коммуникативно-деятельностного подхода является творческая игра. Она даёт школьникам возможность пережить и перечувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Игра – это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль-действие, и мысль-образ. И в этом её воспитывающая сила.
Но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Это урок - познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, творчество, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в общении, комфорт. Современный урок обязательно закладывает основу для будущего.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счёт свое, совершенно твёрдое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока - идеальное воплощение новых стандартов на практике. Дети ощущают, что ведут урок сами. Наша задача состоит в применении технологий обучения, ориентированных на системно- деятельностный подход как основу учебно-воспитательного процесса начальной школы. Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели и следовательно порядок разработки можно представить в виде следующей структуры:
Необходимо помнить, что выбор технологии зависит от ряда факторов:
приоритетности целей образования;
специфики содержания обучения;
состава детей и их количества;
уровня технической оснащенности учебного процесса, создания единой образовательной среды,
Я считаю, что суть обучения, согласно новым стандартам, состоит в такой организации учебного процесса, при которой все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Каким государство и общество видит учителя на современном этапе развития образования в связи с реализацией ФГОС? Готов ли к этому учитель?
По-моему, это человек, который любит свою профессию, преданный своему делу и своим ученикам, так как без любви к детям в нашей непростой работе (профессии) нельзя. Учитель - это профессионал, учитывающий то, что каждый ребёнок – личность, и принимающий ученика таким, какой он есть: с его трудностями в учёбе, переживаниями. Педагог, находящийся в постоянном поиске, непрерывном обогащении своего опыта, компетентный в области ИКТ, применяющий в своей педагогической деятельности различные технологии, в том числе и здоровьесберегающие. Сегодня быть учителем не просто. Это, прежде всего призвание души, ее состояние.
В результате модернизации образования педагог должен стать не источником знаний, а его функция сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. И от его готовности воплощать идеи, заложенные в новых образовательных стандартах, как в личностном, так и в профессиональном плане зависит очень многое.
Давайте вспомним слова замечательного педагога - новатора В. А. Сухомлинского, который говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни… И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Действительно, это так.
На моих уроках реализуются принципы обучения, заложенные в новых стандартах. За урок необходимо успеть научить детей думать, анализировать, сравнивать. Эффективность любого урока определяется не тем, что дает учитель, а тем, что дети взяли в процессе обучения. Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем индивидуальной деятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе урока.
Цель моей профессиональной деятельности – способствовать освоению знаний учащимися о роли географии в формировании современной общественно-научной картины мира; овладение умениями применять географические знания для объяснения процессов и явлений природы, формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни. В результате работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету.
Работа по новым образовательным стандартам особенно на этапе их внедрения достаточно кропотлива.
Трудно работать в условиях введения стандарта? Непросто…
Соответствовать Стандарту – основная цель педагогических стремлений. С другой стороны, его идеи определяют условия для развития осознанного отношения личности ко всему: духовной работе по осмыслению оценки личностью природы и социума. Всякое начало трудно – это истина для каждой науки. Быстро измениться вряд ли удастся в силу заложенных в нас стереотипов. Кому-то понадобятся месяцы, годы, чтобы заработать по- новому. Учителю необходимо развивать качества организатора, координатора и консультанта познавательной деятельности. Он должен уметь организовать обучение и управление деятельностью ученика, быть сценаристом, режиссёром, организатором, речевым партнёром, контролёром, исследователем. На сегодняшний день, учитель – это специалист, способный на творческую самореализацию, умеющий работать с постоянно возрастающим потоком информации.
Когда мы говорим, что учитель – это призвание, мы забываем, что это и профессия. Быть профессионалом – значит находиться в постоянном движении и поиске. Ни одна реформа не состоится, если учитель не реформирует себя. Мы обязаны привыкнуть к мысли, что образование – это процесс длиною в жизнь, и он не заканчивается с окончанием вуза. «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель» - утверждает Ушинский.