Галяс Марина Юрьевна
Г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края
Из опыта работы с детьми с ОВЗ
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы МБОУ «Ржевская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Связано это с тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья, обучаясь в специальных (коррекционных) учреждениях, остаются изолированными от сверстников с нормальным развитием, лишены участия в общественной жизни. Таким образом, эта категория детей лишена конституционного права на получение полноценного образования, возможности социализации, что противоречит национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Преобразования в нашем обществе, произошедшие в последние годы, реструктуризация системы образования диктуют необходимость создания такой модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования всем детям. Такой моделью может стать модель интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Понятия «интеграция» и «инклюзия» при определенных отличиях имеют много общего. Интеграция – выборочное помещение учеников с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные школы или создание специальных классов, ученики которых часть учебного времени проводят со своими сверстниками с нормативным темпом развития. Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг. Таким образом, актуальность новой модели образования заключается во включении детей с ограниченными возможностями здоровья в воспитательно-образовательный процесс обычной общеобразовательной школы с целью их адекватной социализации в обществе, создании безбарьерной среды для всех категорий обучающихся. Нечто подобное происходит и в нашей школе. В настоящий момент перед нами стоит задача: создать условия и отработать модель интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы с целью получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Подобное образование должно: - исключить любую дискриминацию детей; - обеспечить толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса; - обеспечить индивидуальный подход к обучающемуся; - позволить детям с ограниченными возможностями здоровья получить необходимые образовательные услуги и поддержку; - предоставить детям с ограниченными возможностями здоровья возможность учиться рядом с домом, жить в семье, быть вместе со своими сверстниками; - способствовать успешной социализации личности. Итак, каким же мы идем путем? А мы идем путем проб и ошибок, как, впрочем и многие, потому что данный вид образования ещё мало изучен. Различают следующие модели инклюзивного образования: - полная инклюзия - частичная инклюзия - внеурочная инклюзия - специальные (коррекционные) классы Полная инклюзия - дети с ОВЗ посещают школу наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, который может совпадать с учебным планом соответствующего класса. Могут посещать кружки, секции, различные внеклассные мероприятия. Частичная инклюзия - дети с ОВЗ обучаются на дому по индивидуальному учебному плану и частично посещают школу (по согласованию с родителями). Могут посещать кружки, секции, различные внеклассные мероприятия. Внеурочная инклюзия - дети с ОВЗ обучаются только на дому по индивидуальному учебному плану и (по согласованию с родителями) посещают кружки, секции, различные внеклассные мероприятия. Специальные (коррекционные) классы - дети с ОВЗ обучаются в специальном классе III-IV, V видов по специальному учебному плану, по направлению ПМПК. Посещают кружки, секции, различные внеклассные мероприятия. В течение последних лет у нас был опыт организации учебного процесса по принципу частичной инклюзии, но мы сами этого не осознавали. В нашей школе один ребенок с ОВЗ находилисьтся на «домашнем обучении», но вместе с тем частично посещает уроки и различные мероприятия, когда это позволяет здоровье. Первый год у нас в учреждении обучается ребёнок-инвалид с ОВЗ по специальной (коррекционной) программе VII вида. Это тоже очень сложное дело, потому что прежде всего создать необходимые условия: - наличие высококвалифицированных педагогических кадров - методическое обеспечение - материально-техническая база - наличие педагогических кадров (учитель имеет высшую квалифицированную категорию; учитель-логопед имеет првую квалификационную категорию, социальный педагог – высшую квалификационную категорию, педагог-психолог – молодой специалист; все специалисты прошли курсы повышения квалификации) - методическое обеспечение: (индивидуальный учебный план для данного ученика составлен на основе адаптированной образовательной программы, приобретены учебники; разработаны рабочие программы логопедического воздействия для обучающегося специальной (коррекционной) программы VII вида, рабочие программы психологического воздействия для обучающегося специальной (коррекционной) программы VII вида. - материально-техническое обеспечение: педагоги, работающие в классах данного вида имеют доступ к компьютерам, пандус уроки физической культуры проходят в спортивном зале занятия спортом у детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе дети занимаются с логопедом в специальном кабинете, оснащенном в соответствии со всеми нормами дети получают двухразовое питание в школьной столовой В школе планируется обучать детей с ОВЗ с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Конечно, будут проблемы: штатное расписание, индивидуальный учебный план… А ещё для сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо полное или частичное присутствие тьютера. Но мы готовы преодолевать эти трудности. Таким образом, мы создаем определенные условия для детей с ОВЗ, что способствует достижению ими адекватного уровня физического, психического и социального развития;- определенного уровня образования; формирования положительных качеств личности; подготовки к самостоятельной жизни; успешности в производственных, деловых и человеческих отношениях. Пока еще рано подводить итоги, работа по интегрированию детейинвалидов в образовательный процесс продолжается. Но уже сейчас очевидно, что дети-инвалиды должны учиться со всеми дру