«Зимний фестиваль знаний 2025»

Обобщение опыта работы по теме "Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка"

Данная работа представляет опыт работы по теме "Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка".

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Изучая требования ФГОС на уроках иностранного языка, можно сказать, что согласно стандартам нового поколения приоритетом образования является развития речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а для это необходимы УСЛОВИЯ! У – это развитие УУД, С – Самореализация и системно-деятельностный подход, Л – личносто-ориентированый подход, О – обучение в сотрудничестве, В – вариативность, И – использование информационно- коммуникационных технологии, Я – язык.

В настоящее время знание иностранных языков – это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни. Главной целью изучения иностранного языка на сегодняшний день является «формирование и развитие у школьников иноязычной коммуникативной компетенции». И сейчас вашему вниманию я представляю опыт работы по теме «Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»

Формирование коммуникативной компетенции основывается на развитии навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, умении осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах, что является одним из важнейших метапредметных результатов освоения образовательной программы обозначенных ФГОС начального, основного общего образования.

Иноязычная коммуникативная компетенция понимается как «формирование у школьников способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка».

В состав иноязычной коммуникативной компетенции входят 5 компонентов

1) Языковая компетенция (отвечает за развитие лексических, грамматических и фонетических навыков);

2) Речевая компетенция (формирование и развитие речевых умений в 4-х видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме);

3) Социокультурная компетенция (знание культурных реалий, социокультурных норм, норм речевого этикета, общения);

4) Компенсаторная компетенция (умение при недостатке языковых средств выйти из сложных ситуаций при коммуникативном сбое, т. е. использование синонимов, антонимов, перифраз, невербальных средств);

5) Учебно-познавательная ( умение учиться , например, уметь найти слово в словаре, прочитать транскрипцию незнакомого

Требования к формированию коммуникативной компетенции

- адекватно воспринимать устную речь и быть способным представлять содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией общения;

- выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;

- владеть монологической и диалогической речью, соблюдая этические нормы общения;

- владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;

- создавать письменные высказывания, адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации;

- составлять план, тезисы, конспект;

- владеть иностранным языком на уровне функциональной грамотности.

Условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся
- Постоянная речевая практика учащихся.

- Речевой характер урока.

- Использование коммуникативного материала.

Факторы, способствующие коммуникативной мотивации

- Доброжелательная обстановка на уроке.

- Положительный эмоциональный климат.

- Доверительные отношения между учителем и учащимися.

Формы и технологии, используемые для обучения иностранному языку, реализуют компетентностный и личностно-деятельностный подходы, которые в свою очередь, способствуют формированию и развитию поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других культур; способностей  учеников осуществлять различные виды деятельности, используя английский и немецкий язык; готовности учеников к саморазвитию и самообразованию, а также способствуют повышению творческого потенциала личности к осуществлению своих профессиональных обязанностей:

-метод проектов, 

-технология критического мышления (ТРКМ),

- проблемное обучение и обучение в сотрудничестве.

Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

В своей педагогической деятельности я использую следующие компетентностные методы и формы, способствующие коммуникативной мотивации
а) метод проектов Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией

б) развитие критического мышления; Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

в) метод дебатов; Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

г) игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация);

д) кейс-стади; Кейс-метод — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского языка: case — случай; case study — обучающий случай; case – портфель, чемоданчик.

е) парная и групповая работы;

з) языковой портфель; Языковой портфель - это инструмент самооценки  собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Рост интереса к  изучению  английского  языка;

– рост количества учащихся, умеющих организовать самостоятельную деятельность по английскому языку;

– рост мотивации учащихся к изучению английского языка;

– рост числа обучающихся, вовлеченных

в проектную и исследовательскую деятельность;

– рост творческой активности, предметной, социокультурной компетентности обучаемых и уровня их межкультурной коммуникации.

ж) использование аудиовизуальных средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.

Приёмы, направленные на развитие коммуникативной компетенции.
Деловые игры. Видео – урок. Урок – концерт. Урок– интервью. Обучающие игры. Урок – экскурсия. Ролевые игры. Метод проектов. Конкурсы – марафоны. Драматизация литературных произведений.

В свою очередь можно сказать, что использование данных методов, приёмов и форм, способствуют развитию коммуникативной компетентности.

Сравнивая качество обучение на последние 3 года, глядя на диаграмму на слайде можно сделать вывод использование активных методов и приёмов обучение способствуют стабильному проценту качества что составляет от 70-85%.

По результативности участие в различных конкурсах, различного уровня можно сделать вывод, что мотивация к изучению иностранного языка, а в частности английского языка повышается, что подтверждает призовые места и участие в конкурсах. С сентября по ноябрь текущего достигнуты следующие результаты:

Как сказал один английский философ «He who dares to teach must never cease to learn» Тот, кто берется учить сам, никогда не должен прекращать учиться. Следуя, данному высказыванию и реализуя себя как учитель, не прекращаю учиться, участвовать в конкурсах, очных, заочных и дистанционных, вебинарах, делюсь опытом с коллегами, пополняю свой багаж новыми знаниям. Время не стоит на месте, новые стандарты требуют постоянному росту педагога. И хотелось закончить свое выступление моим педагогическим кредо: Учить, создавая условия для самореализации каждого учащегося в соответствии с его интересами и способностями, для максимального удовлетворения его интеллектуальных потребностей». Творческих успехов, спасибо за внимание!

















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее