Изучая требования ФГОС на уроках иностранного языка, можно сказать, что согласно стандартам нового поколения приоритетом образования является развития речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а для это необходимы УСЛОВИЯ! У – это развитие УУД, С – Самореализация и системно-деятельностный подход, Л – личносто-ориентированый подход, О – обучение в сотрудничестве, В – вариативность, И – использование информационно- коммуникационных технологии, Я – язык.
В настоящее время знание иностранных языков – это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни. Главной целью изучения иностранного языка на сегодняшний день является «формирование и развитие у школьников иноязычной коммуникативной компетенции». И сейчас вашему вниманию я представляю опыт работы по теме «Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»
Формирование коммуникативной компетенции основывается на развитии навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, умении осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах, что является одним из важнейших метапредметных результатов освоения образовательной программы обозначенных ФГОС начального, основного общего образования.
Иноязычная коммуникативная компетенция понимается как «формирование у школьников способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка».
В состав иноязычной коммуникативной компетенции входят 5 компонентов
1) Языковая компетенция (отвечает за развитие лексических, грамматических и фонетических навыков);
2) Речевая компетенция (формирование и развитие речевых умений в 4-х видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме);
3) Социокультурная компетенция (знание культурных реалий, социокультурных норм, норм речевого этикета, общения);
4) Компенсаторная компетенция (умение при недостатке языковых средств выйти из сложных ситуаций при коммуникативном сбое, т. е. использование синонимов, антонимов, перифраз, невербальных средств);
5) Учебно-познавательная ( умение учиться , например, уметь найти слово в словаре, прочитать транскрипцию незнакомого
Требования к формированию коммуникативной компетенции
- адекватно воспринимать устную речь и быть способным представлять содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией общения;
- выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;
- владеть монологической и диалогической речью, соблюдая этические нормы общения;
- владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;
- создавать письменные высказывания, адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации;
- составлять план, тезисы, конспект;
- владеть иностранным языком на уровне функциональной грамотности.
Условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся
- Постоянная речевая практика учащихся.
- Речевой характер урока.
- Использование коммуникативного материала.
Факторы, способствующие коммуникативной мотивации
- Доброжелательная обстановка на уроке.
- Положительный эмоциональный климат.
- Доверительные отношения между учителем и учащимися.
Формы и технологии, используемые для обучения иностранному языку, реализуют компетентностный и личностно-деятельностный подходы, которые в свою очередь, способствуют формированию и развитию поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других культур; способностей учеников осуществлять различные виды деятельности, используя английский и немецкий язык; готовности учеников к саморазвитию и самообразованию, а также способствуют повышению творческого потенциала личности к осуществлению своих профессиональных обязанностей:
-метод проектов,
-технология критического мышления (ТРКМ),
- проблемное обучение и обучение в сотрудничестве.
Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.
В своей педагогической деятельности я использую следующие компетентностные методы и формы, способствующие коммуникативной мотивации
а) метод проектов Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией
б) развитие критического мышления; Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
в) метод дебатов; Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:
г) игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация);
д) кейс-стади; Кейс-метод — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского языка: case — случай; case study — обучающий случай; case – портфель, чемоданчик.
е) парная и групповая работы;
з) языковой портфель; Языковой портфель - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Рост интереса к изучению английского языка;
– рост количества учащихся, умеющих организовать самостоятельную деятельность по английскому языку;
– рост мотивации учащихся к изучению английского языка;
– рост числа обучающихся, вовлеченных
в проектную и исследовательскую деятельность;
– рост творческой активности, предметной, социокультурной компетентности обучаемых и уровня их межкультурной коммуникации.
ж) использование аудиовизуальных средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.
Приёмы, направленные на развитие коммуникативной компетенции.
Деловые игры. Видео – урок. Урок – концерт. Урок– интервью. Обучающие игры. Урок – экскурсия. Ролевые игры. Метод проектов. Конкурсы – марафоны. Драматизация литературных произведений.
В свою очередь можно сказать, что использование данных методов, приёмов и форм, способствуют развитию коммуникативной компетентности.
Сравнивая качество обучение на последние 3 года, глядя на диаграмму на слайде можно сделать вывод использование активных методов и приёмов обучение способствуют стабильному проценту качества что составляет от 70-85%.
По результативности участие в различных конкурсах, различного уровня можно сделать вывод, что мотивация к изучению иностранного языка, а в частности английского языка повышается, что подтверждает призовые места и участие в конкурсах. С сентября по ноябрь текущего достигнуты следующие результаты:
Как сказал один английский философ «He who dares to teach must never cease to learn» Тот, кто берется учить сам, никогда не должен прекращать учиться. Следуя, данному высказыванию и реализуя себя как учитель, не прекращаю учиться, участвовать в конкурсах, очных, заочных и дистанционных, вебинарах, делюсь опытом с коллегами, пополняю свой багаж новыми знаниям. Время не стоит на месте, новые стандарты требуют постоянному росту педагога. И хотелось закончить свое выступление моим педагогическим кредо: Учить, создавая условия для самореализации каждого учащегося в соответствии с его интересами и способностями, для максимального удовлетворения его интеллектуальных потребностей». Творческих успехов, спасибо за внимание!