«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Нравственная проблематика произведений Ы. Алтынсарина и И.С. Тургенева»

Урок предназначен для сравнения тем творчества двух выдающихся писателей, казахского и руского.Эта тема бессмертна: отцы и дети, взаимоотношения в семье, прошлое и будущее.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

«Риддер қалалық білім беру орталығы» ММ «№10 орта мектебі»КММ КГУ «Средняя школа № 10» ГУ «Отдел образования города Риддера»







РАЗРАБОТКА

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

«Ы.Алтынсарин мен И.С Тургеневтің шығармаларындағы адамгершілік мәселелері»

«Нравственная проблематика произведений Ы.Алтынсарина и И.С. Тургенева»

(казахская и русская литература)



Учитель: Метелкина А.О.

















Риддер, 2017











Сабақтың тақырыбы/ тема урока: «Ы.Алтынсарин мен И.С Тургеневтің шығармаларындағы адамгершілік мәселелері» - «Нравственная проблематика произведений Ы.Алтынсарина и И.С. Тургенева».

Сабақтың мақсаты:

  1. Қазақ,орыс жазушыларының шығармаларындағы адамгершілік мәселелерінің жасөспірімдер өміріндегі өзектілігін қарастыру.

  2. Шығармаларды оқып, мазмұндау арқылы тілдерін дамыту.

  3. Білімді болуға, үлкенді сыйлауға ,ата-ананы құрметтеуге тәрбиелеу.

Цели урока:

  1. Рассмотреть проблематику произведений казахского и русского писателей, их взаимосвязь и актуальность в современной жизни подростков.

  2. Развивать навыки с помощью интерактивных методов обучения, в частности, логико-смысловых моделей, стратегий критического мышления осмыслить проблематику произведений И.С. Тургенева и Ы. Алтынсарина, соспоставлять биографии и темы произведений двух писателей., проводить аналогии с современной жизнью.

  3. Воспитание чувства уважения к старшему поколению, умения прислушиваться к их мнению и не отрицать важность прошлого;

  4. Воспитание полиязычной личности в современном обществе в рамках реализации Государственной програмы трехъязычия.

Түрі: Біріктірілген сабақ (сабақта АКТ элементтерін қолдану) Тип урока: интегрированный (с использованием ИКТ и стратегий КМ)

Формасы мен әдісі :топпен жұмыс,әңгімелесу,сұрақ-жауап, мұғалімнің сөзі. Формы и методы: работа в группах, слово учителя, беседа, опрос.

Құралы: көмекші сөздер, плакат, суреттер, сызбалар, презентация,тақта. Оборудование: мультимедийная доска, слайд – презентация, ноутбуки, фрагмент мультфильма, иллюстрации, карточки с заданиями, критические статьи по роману И.С. Тургенева и материал учебника.

Сабақтың барысы:

І. Ұйымдастыру кезеңі. Амандасу. Сабаққа дайындықтарын тексеру.

ІІ. Балалар,өткен сабақта біз шағын әңгімелердің шебері Ы.Алтынсаринның өмірімен таныстық.Ондай болса мынындай сұрақтарға жауап берейік:

1. Ы.Алтынсарин кім,қай жерде туған? (СЛАЙД 1)

2. Ол қандай игілікті істер жасаған?

3. Қандай еңбектері бар? Өте жақсы. Енді сендер қаншалықты дұрыс айттыңдар экраннан байқайық. (3 мин.) (СЛАЙД 2)


ІІІ. Жаңа сабақ:

1. Енді балалар кітаптарыңның 172 – 173 бетін ашыңдар. Бүгін сендер Ыбырай атамыз -дың екі шағын әңгімесімен танысасыңдар. Олар «Мейірімді бала» және «Бақша ағаштары». Мен сендерге әңгімелермен жақсылап танысып, көмекші сөздер арқылы түсініп , әңгімелерден негізгі ойды, идеяны табуды ұсынамын. (5 мин.) (СЛАЙД 3)

Айтады. (4-5 мин.) Звучат идеи на двух языках.

2. Беседа.

- Давайте подумаем, с каким произведением русской литературы схожи темы, затронутые в рассказах выдающегося казахского писателя. ( И. С. Тургенев, роман «Отцы и дети»). (СЛАЙД 4)

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока… (Я и Жанат Сабыровна).

- Каковы будут наши задачи? Чего должны достичь?


Стратегия «10 ключевых фраз» - класс слушает и заносит информацию в тетрадь.

(СЛАЙД 5 - 8) ОИЗ – биография писателя, Корниенко Валерия

со слайд-поддержкой; (СЛАЙД 9) ОИЗ - история создания произведения,

Немцева Милена, Емцева Алина.

- Алина, глядя на обложки романа, вышедшие в свет в разное время, можем

мы увидеть отраженные в нем конфликты? Кто еще может предположить

или вспомнить? (Да, тема взаимоотношений, любовная тема ...)

ТЛ – рассказ, повесть, роман, стратегия «Перепутанные цепочки».

- Итак, роман написан... Давайте выясним, почему роман. Для этого повторим основные эпические жанры. Параллельный класс, зная, что у вас открытый урок, приготовил для вас подсказки на столе. Зачитайте, пожалуйста, первое определение. Ой, что-то не так. Кажется, термины перепутались. Даю одну минуту восстановить их и воспроизвести. Работу выполняйте любым способом. Помните, почему вы в прошлый раз неэффективно сработали?

- Почему же роман? (Так как затрагивает волнующие проблемы, описывает борьбу и социальные противоречия, повествование о жизни и развитии личности ведется.)

  • Спасибо за работу, мы успешно рассмотрели биографию и историю создания романа. (10 мин.)

ІѴ. Работа в группах.

Учитель русского языка:

-Ребята, нашу работу над изучением произведений мы продолжим по группам.

Учитель казахского языка:

-Балалар, әрі қарай жұмысымызды топпен жалғастырамыз. Енді мен сендерге әңгімелердің қысқаша мазмұнын айту мен қатар рөлге бөліп әңгімелеуді ұсынамын.


Учитель русского языка:

- Ребята, у нас задание по роману «Отцы и дети» и по тематике и творчеству двух писателей.

Группа 3. Вы видите перед собой раздаточный материал – это критические статьи по роману, мнения литературоведов и просто эссе ваших сверстников. Вам необходимо рассмотреть точки зрения на проблему отцов и детей в романе, создать модель развития конфликта, его завершение, сделать вывод по проанализированной и осмысленной информации. Помните – ваша сила в … правильном распределении полномочий.

Группа 4. Мы рассмотрели биографии, проблематику произведений двух писателей. Создайте диаграмму Венна, о творчестве писателей, тематике произведений, найдите точки соприкосновения или различия. Сделайте вывод. Есть ли затруднение в том, что биографию Ы. Алтынсарина вы изучали на казахском языке? Что вам поможет преодолеть его? (Глоссарий на столе.)

- Какая информация, полученная в ходе урока, вам поможет? (Биография, история создания романа – 10 ключевых фраз.)

- Не забывайте, критерии работы в группе и оценивания находятся у вас на столе.

Работа в группах – около 10 минут.

Выступление групп. (СЛАЙД 10, 11 ) Работа с оценочными листами.

Подведение итогов рассмотренных произведений двух авторов - Жанат Сабыровна.


Беседа:

- Ребята, как доказать, что произведения авторов, о которых мы сегодня говорим, актуальны и в прошлом, и в наши дни? Кто из литераторов быстрее всего реагирует на проблемы современности, перенося в свои произведения переживания о происходящих вокруг событиях? (Поэты, создавая лирические произведения.)

Звучат стихи на казахском языке (СЛАЙД 13 - 15).


- Спасибо за стихи, ребята. Я же хочу добавить: уже прозвучала сегодня мысль о том, что мир устроен так, что молодость и старость в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость ограничивает чрезмерный консерватизм отцов… Но и И.С. Тургенев, и Ы. Алтынсарин, и наши с вами родители схожи в одном: передать все самое лучшее своему ребенку, помочь ему стать настоящим человеком, достойно идущим по дороге жизни…


И как и казахстанские поэты, поэт Вадим Егоров в своем произведении выразил эти стремления в прекрасных строках: (СЛАЙД 16 - 18)

Мать склонилась над дочкой,

как кувшин над стаканом,

Мать за каплею капля

в дочку перетекает –

Этот вечен порядок

и несокрушим:

Вот и полон стакан…

вот и высох кувшин…

- Берегите своих родителей, не дайте этому источнику любви засохнуть от непонимания, обид, ссор, прислушивайтесь к их мнению, оно ценно и полезно именно вам, ведь вы – их дети, их надежда и вера в лучшее будущее…

V.Рефлексия - Жанат Сабыровна (стратегия «Острова»).

ѴІ. Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание: написать эссе на любом языке «Я и мои родители», «Проблема взаимоотношений детей и родителей».

  2. Оценки за урок. Сбор оценочных листов.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее