УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
ХАРЦЫЗСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
КОНСПЕКТ УРОКА
МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС
ТЕМА: « РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»
учитель 1 категории
Харцызской общеобразовательной
школы № 22
Донецкой Народной Республики
Сокол Елена Викторовна
Харцызск 2017
Тема: « Решение уравнений»
Цель:
Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал, проверить усвоение учащимися изученного материала и формировать умение применять его; повторить понятия уравнения и корня уравнения; повторить решение простых уравнений; закрепить навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия;
Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, развивать творческие способности учащихся; развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, воспитывать культуру умственного труда, воспитывать упорство в достижении цели.
Тип урока: закрепления и систематизации полученных знаний.
Форма урока: урок-путешествие « Интересные факты о Черном море»
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока
Организационный момент.
Этап включения учащихся в работу.
Урок сегодня у нас необычный. Сейчас мы с вами совершим путешествие по Черному морю. И узнаем самые интересные факты о нем. Чтобы это совершилось, мы должны повторить и обобщить материал по теме «Решение уравнений». Для успешного проведения данного урока необходимо создать хорошее, дружелюбное настроение. И чтобы его поднять хочу начать следующими словами:
Вот оно какое море!
Разноцветно-голубое
Волнами шумящее,
чайками кричащее,
чистое, солёное,
тёплое, рифлёное
С небом обнимается,
Солнцу улыбается!( слайд 2)
А знаете ли вы, что первые упоминания о Черном море встречаются в документах, относящихся к V веку до нашей эры. Именно по Черному морю Ясон и аргонавты шли в Колхиду за золотым руном.( слайд 3)
Актуализация опорных знаний.
На уроке нам с вами потребуются наши знания, умения решать уравнения, выходить из трудных ситуаций. Чтобы быстрее отправиться в путешествие и узнать один из фактов о Черном море необходимо ответить на вопросы, установить соответствие и заполнить таблицу ( слайд 4,5)
1 | Как найти неизвестное слагаемое
| а | 79 |
2 | Решить уравнение – это значит | к | 201 |
3 | Результат вычитания | с | от уменьшаемого вычесть разность |
4 | Сумма – 345, 1 слагаемое – 108, 2 слагаемое - ? | к | 1086 |
5 | Уменьшаемое -124, разность – 45, вычитаемое - ? | н | разность |
6 | 1 слагаемое- 765, 2 слагаемое – 321, сумма - ? | п | от суммы вычесть известное слагаемое |
7 | Как найти уменьшаемое | с | К разности прибавить вычитаемое |
8 | Результат сложения | о | Найти все его корни |
9 | Уменьшаемое – 432, вычитаемое – 67, разность - ? | й | 46 |
10 | Как найти вычитаемое | н | 365 |
11 | Вычитаемое – 45, разность – 156, уменьшаемое - ? | и | сумма |
12 | Уравнение – это… | и | равенство содержащее неизвестное |
13 | 2 слагаемое – 854, сумма – 900, 1 слагаемое - ? | т | 237 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
п | о | н | т | а | к | с | и | н | с | к | и | й |
ФАКТ. Древнегреческое название моря — Понт Аксинский (греч. Πόντος Ἄξενος), что значит «Негостеприимное море» (слайд 6).
Теоретическими знаниями мы с вами запаслись, теперь перейдем к практике, но сначала выясним о чем говорят легенды.
Легенды говорят, что племена тавров, населявших тогда берега Черного моря, были чрезвычайно свирепы: они приносили в жертву свои богам всех пришлых людей. Но море не может отвечать за тех, кто на нем живет. И позже, древние греки переименовали негостеприимное море в гостеприимное ( слайд 7).
Формирование умений и навыков
Продолжаем узнавать интересные факты. А знаете ли вы, что в схеме течений Черного моря выделяются два огромных замкнутых водоворота. В честь океанолога Николая Книповича, который первым описал эту схему, ее назвали « Очки Книповича» ( слайд 9,10)
Решим уравнения и узнаем интересные факты о нем ( слайд 11,12)
х – 123 = 227
3885 + х = 1423 + 2862
Решение:
х = 123 + 227
х = 350
Ответ: 350
3885 + х = 4285
х = 4285 – 3885
х = 400
Ответ: 400
Путешествие продолжается и мы опускаемся на дно Черного моря. На дне Черного моря обитают мидии, устрицы и моллюск — хищник рапана, зане сённый с кораблями с Дальнего Востока. ( слайд 13,14). Интересные факты о рапанах мы узнаем, если решим следующие уравнения.
Решить уравнения:
15 + ( х + 1) = 35
( х – 11) + 58 = 94
Решение
х + 1 = 35 – 15
х + 1 = 20
х = 20 – 1
х = 19
Ответ: 19
х – 11 = 94 – 58
х – 11 = 36
х = 36 + 11
х = 47
Ответ: 47
Объединив два ответа мы узнаем в каком году хищный моллюск попал в Черное море ( 1947 год ). Хищный моллюск рапана попал в Черное море в 1947 году. К сегодняшнему дню он съел практически всю популяцию устриц и гребешков. Молодые рапаны, найдя себе жертву, просверливают ее раковину и выпивают содержимое. Взрослые особи охотятся немного иначе – они выделяют слизь, которая парализует створки жертвы и позволяет хищнику без проблем съесть моллюска. Самой же рапане ничего не угрожает, ведь из-за низкой солености воды в море нет ее главных врагов – морских звезд ( слайд 15,16,17,18)
5.Физкульминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Отдохнули и продолжим дальше. Морская фауна черного моря не очень разнообразна, но довольно интересна. Водится в нем даже один вид акул. Какая это акула помогут нам узнать корень следующего уравнения ( слайд 19)
Решите уравнение и узнайте о ней интересные факты.
( х + 4279) + 408 = 4847
Решение
х + 4279 = 4847 – 408
х + 4279 = 4439
х = 4439 – 4279
х = 160
Ответ:160
Акула - катран редко вырастает более метра в длину и старается держаться на глубине 160 см, где вода холоднее и людей нет ( слайд 20)
Среди рыбаков катран считается настоящим трофеем. Дело в том, что жир печени акулы обладает лечебными свойствами. Вместе с тем акула может быть опасна для человека, так как ее спинные плавники имеют шипы с ядом( слайд 21). А еще в море встречаются медузы. Чаще всего это аурелия и корнерот. Корнерот – наиболее крупная медуза черного моря, в то время как аурелия, наоборот, самая мелкая ( слайд 22).
Решим уравнения и узнаем еще немного интересного о медузах ( слайд 23)
328 – ( 316 – х) = 42
Решение:
316 – х = 328 – 42
316 – х = 285
х = 316 – 285
х = 30
Ответ: 30
( 200 – х ) – 98 = 52
Решение:
200 – х = 52+98
200 – х = 150
х = 200 – 150
х = 50
Ответ: 50
Ответы: 30 и 50
Аурелия, как правило, не вырастает более 30 сантиметров в диаметре. А вот корнерот может достигать и 50 см. Аурелия не ядовита, а корнерот в случае контакта с человеком может нанести ожог, схожий с ожогом крапивы. Он вызывает легкое покраснение, жжение, в редких случаях - даже волдыри. Корнерот имеет голубоватую окраску с фиолетовым куполом. Если увидите эту медузу в воде, просто возьмите ее за купол и отведите подальше от себя. Купол, в отличие от щупалец, не ядовит ( слайд 24,25). Среди планктонных водорослей, обитающих в Чёрном море, есть очень необычный вид — ночесветка. Она обладает возможностью фосфорецировать, и именно из-за нее в августе Черное море иногда светится( слайд 26). Решим уравнения и продолжим узнавать интересные факты о « жителях» Черного моря ( слайд 27.28)
765 – х = 234 + 529
Решение
765 – х = 763
х= 765 – 763
х= 2
ответ : 2
10876 – 478 = Х + 10378
10398 = х + 10378
Х = 20
Ответ: 20
Ответы: 2,20
Вот и подошел к концу наш необычный урок. Вы сегодня молодцы! Совершив небольшое путешествие, мы не только закрепили наши умения решать уравнения, но и выяснили интересные факты об обитателях Черного моря и какие загадки природы скрываются за его могущественными водами.
Подведение итогов урока
Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Уравнение»
Закончить наш урок я хочу словами:
Море шепчет не грусти,
Лучше в гости приходи.
Подарю тебе ракушку,
Ласково шепну на ушко,
Искупаю в пене даже,
Полежишь со мной на пляже.
Улыбнёшься облакам,
А потом вернёшься к нам( слайд 29,30)
Рефлексия.
На уроке мне было интересно
Я все понял. Урок понравился.
Я ничего не понял и с нетерпением ждал конца урока( слайд 26)
Спасибо за урок!
Использованная литература:
1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/10/07/fizkultminutki-v-stihah
2.http://fb.ru/article/261699/osobennosti-chernogo-morya-flora-i-fauna-chernoe-more-interesnyie-fakt