«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Нестандартный урок " Интересные факты о Черном море" по теме: " Решение уравнений"

Конспект урока в 5 классе по теме: " Решение уравнений", направленный на обобщение и систематизацию знаний учащихся, на проверку усвоения учащимися понятия уравнение, корень уравнения, умений решать простейшие уравнения и уравнения, содержащих более одного арифметического действия;

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА

ХАРЦЫЗСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ





КОНСПЕКТ УРОКА

МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС

ТЕМА: « РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»



учитель 1 категории

Харцызской общеобразовательной

школы № 22

Донецкой Народной Республики

Сокол Елена Викторовна

Харцызск 2017

Тема: « Решение уравнений»

Цель:

Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал, проверить усвоение учащимися изученного материала и формировать умение применять его; повторить понятия уравнения и корня уравнения; повторить решение простых уравнений; закрепить навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия; 

Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, развивать творческие способности учащихся; развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету,  воспитывать культуру умственного труда, воспитывать упорство в достижении цели.

Тип урока: закрепления и систематизации полученных знаний.

Форма урока:  урок-путешествие « Интересные факты о Черном море»

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Этап включения учащихся в работу.

Урок сегодня у нас необычный. Сейчас мы с вами совершим путешествие по Черному морю. И узнаем самые интересные факты о нем. Чтобы это совершилось, мы должны повторить и обобщить материал по теме «Решение уравнений». Для успешного проведения данного урока необходимо создать хорошее, дружелюбное настроение. И чтобы его поднять хочу начать следующими словами:

Вот оно какое море!
Разноцветно-голубое
Волнами шумящее,
чайками кричащее,
чистое, солёное,
тёплое, рифлёное
С небом обнимается,
Солнцу улыбается!( слайд 2)

А знаете ли вы, что первые упоминания о Черном море встречаются в документах, относящихся к V веку до нашей эры. Именно по Черному морю Ясон и аргонавты шли в Колхиду за золотым руном.( слайд 3)

  1. Актуализация опорных знаний.

На уроке нам с вами потребуются наши знания, умения решать уравнения, выходить из трудных ситуаций. Чтобы быстрее отправиться в путешествие и узнать один из фактов о Черном море необходимо ответить на вопросы, установить соответствие и заполнить таблицу ( слайд 4,5)

1

Как найти неизвестное слагаемое


а

79

2

Решить уравнение – это значит

к

201

3

Результат вычитания

с

от уменьшаемого вычесть разность

4

Сумма – 345, 1 слагаемое – 108, 2 слагаемое - ?

к

1086

5

Уменьшаемое -124, разность – 45, вычитаемое - ?

н

разность

6

1 слагаемое- 765, 2 слагаемое – 321, сумма - ?

п

от суммы вычесть известное слагаемое

7

Как найти уменьшаемое

с

К разности прибавить вычитаемое

8

Результат сложения

о

Найти все его корни

9

Уменьшаемое – 432, вычитаемое – 67, разность - ?

й

46

10

Как найти вычитаемое

н

365

11

Вычитаемое – 45, разность – 156, уменьшаемое - ?

и

сумма

12

Уравнение – это…

и

равенство содержащее неизвестное

13

2 слагаемое – 854, сумма – 900, 1 слагаемое - ?

т

237





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

п

о

н

т

а

к

с

и

н

с

к

и

й



ФАКТ. Древнегреческое название моря — Понт Аксинский (греч. Πόντος Ἄξενος), что значит «Негостеприимное море» (слайд 6).

Теоретическими знаниями мы с вами запаслись, теперь перейдем к практике, но сначала выясним о чем говорят легенды.

Легенды говорят, что племена тавров, населявших тогда берега Черного моря, были чрезвычайно свирепы: они приносили в жертву свои богам всех пришлых людей. Но море не может отвечать за тех, кто на нем живет. И позже, древние греки переименовали негостеприимное море в гостеприимное ( слайд 7).

  1. Формирование умений и навыков

Продолжаем узнавать интересные факты. А знаете ли вы, что в схеме течений Черного моря выделяются два огромных замкнутых водоворота. В честь океанолога Николая Книповича, который первым описал эту схему, ее назвали « Очки Книповича» ( слайд 9,10)

Решим уравнения и узнаем интересные факты о нем ( слайд 11,12)

  1. х – 123 = 227

  2. 3885 + х = 1423 + 2862

Решение:

  1. х = 123 + 227

х = 350

Ответ: 350

  1. 3885 + х = 4285

х = 4285 – 3885

х = 400

Ответ: 400

Путешествие продолжается и мы опускаемся на дно Черного моря. На дне Черного моря обитают мидии, устрицы и моллюск — хищник рапана, зане сённый с кораблями с Дальнего Востока. ( слайд 13,14). Интересные факты о рапанах мы узнаем, если решим следующие уравнения.

Решить уравнения:

  1. 15 + ( х + 1) = 35

  2. ( х – 11) + 58 = 94

Решение

  1. х + 1 = 35 – 15

х + 1 = 20

х = 20 – 1

х = 19

Ответ: 19

  1. х – 11 = 94 – 58

х – 11 = 36

х = 36 + 11

х = 47

Ответ: 47

Объединив два ответа мы узнаем в каком году хищный моллюск попал в Черное море ( 1947 год ). Хищный моллюск рапана попал в Черное море в 1947 году. К сегодняшнему дню он съел практически всю популяцию устриц и гребешков. Молодые рапаны, найдя себе жертву, просверливают ее раковину и выпивают содержимое. Взрослые особи охотятся немного иначе – они выделяют слизь, которая парализует створки жертвы и позволяет хищнику без проблем съесть моллюска. Самой же рапане ничего не угрожает, ведь из-за низкой солености воды в море нет ее главных врагов – морских звезд ( слайд 15,16,17,18)

5.Физкульминутка

Над волнами чайки кружат,

 Полетим за ними дружно.

 Брызги пены, шум прибоя,

 А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

 Мы теперь плывём по морю

 И резвимся на просторе.

 Веселее загребай

 И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Отдохнули и продолжим дальше. Морская фауна черного моря не очень разнообразна, но довольно интересна. Водится в нем даже один вид акул. Какая это акула помогут нам узнать корень следующего уравнения ( слайд 19)

Решите уравнение и узнайте о ней интересные факты.

( х + 4279) + 408 = 4847

Решение

х + 4279 = 4847 – 408

х + 4279 = 4439

х = 4439 – 4279

х = 160

Ответ:160

Акула - катран редко вырастает более метра в длину и старается держаться на глубине 160 см, где вода холоднее и людей нет ( слайд 20)

Среди рыбаков катран считается настоящим трофеем. Дело в том, что жир печени акулы обладает лечебными свойствами. Вместе с тем акула может быть опасна для человека, так как ее спинные плавники имеют шипы с ядом( слайд 21). А еще в море встречаются медузы. Чаще всего это аурелия и корнерот. Корнерот – наиболее крупная медуза черного моря, в то время как аурелия, наоборот, самая мелкая ( слайд 22).

Решим уравнения и узнаем еще немного интересного о медузах ( слайд 23)

328 – ( 316 – х) = 42

Решение:

316 – х = 328 – 42

316 – х = 285

х = 316 – 285

х = 30

Ответ: 30

( 200 – х ) – 98 = 52

Решение:

200 – х = 52+98

200 – х = 150

х = 200 – 150

х = 50

Ответ: 50

Ответы: 30 и 50

Аурелия, как правило, не вырастает более 30 сантиметров в диаметре. А вот корнерот может достигать и 50 см. Аурелия не ядовита, а корнерот в случае контакта с человеком может нанести ожог, схожий с ожогом крапивы. Он вызывает легкое покраснение, жжение, в редких случаях - даже волдыри. Корнерот имеет голубоватую окраску с фиолетовым куполом. Если увидите эту медузу в воде, просто возьмите ее за купол и отведите подальше от себя. Купол, в отличие от щупалец, не ядовит ( слайд 24,25). Среди планктонных водорослей, обитающих в Чёрном море, есть очень необычный вид — ночесветка. Она обладает возможностью фосфорецировать, и именно из-за нее в августе Черное море иногда светится( слайд 26). Решим уравнения и продолжим узнавать интересные факты о « жителях» Черного моря ( слайд 27.28)

  1. 765 – х = 234 + 529

Решение

765 – х = 763

х= 765 – 763

х= 2

ответ : 2

  1. 10876 – 478 = Х + 10378

10398 = х + 10378

Х = 20

Ответ: 20

Ответы: 2,20

Вот и подошел к концу наш необычный урок. Вы сегодня молодцы! Совершив небольшое путешествие, мы не только закрепили наши умения решать уравнения, но и выяснили интересные факты об обитателях Черного моря и какие загадки природы скрываются за его могущественными водами.

  1. Подведение итогов урока

  2. Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Уравнение»

Закончить наш урок я хочу словами:

Море шепчет не грусти,
Лучше в гости приходи.
Подарю тебе ракушку,
Ласково шепну на ушко,
Искупаю в пене даже,
Полежишь со мной на пляже.
Улыбнёшься облакам,
А потом вернёшься к нам( слайд 29,30)

  1. Рефлексия.

На уроке мне было интересно

Я все понял. Урок понравился.

Я ничего не понял и с нетерпением ждал конца урока( слайд 26)

Спасибо за урок!

Использованная литература:

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/10/07/fizkultminutki-v-stihah

2.http://fb.ru/article/261699/osobennosti-chernogo-morya-flora-i-fauna-chernoe-more-interesnyie-fakt







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее