«Осенний фестиваль знаний 2024»

Научно Исследовательская работа на тему: "Мотивации успеха с ценностными ориентациями у старшеклассников»

Работа связана с мотивами достижения школьников а именно спартсменов занимаюшихся командными и индивидуальными видами спорта.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Исследовательская работа

на тему: «Мотивации успеха с ценностными ориентациями у старшеклассников»
















Выполнила: Ничаева А.Е.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КОМАНДНЫМ ВИДОМ СПОРТА 9

1.1 Теоретический анализ изучения проблемы ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте в зарубежной и отечественной психологии 9

1.2 Особенности мотивации достижения успеха старших школьников, занимающихся командным видом спорта в отечественной и зарубежной психологии 12

1.3 Выводы по главе……………………………………………………………………………16

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КОМАНДНЫМ ВИДОМ СПОРТА…………………………………..17

2.1 Методологическая база исследования………………………………………………….…17

2.2 Результаты экспериментального исследования особенностей ценностных ориентаций и мотивации достижения успеха старших школьников, занимающихся командным видом спорта……………………………………………………………………………………………19

2.3 Выводы по главе…………………………………………………………………………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...28

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………...………33



ВВЕДЕНИЕ

Современный спорт высших достижений немыслим без жестокой соревновательной борьбы. Соревнования требуют от спортсмена мобилизации всех сил — и физических, и психических, причем, психических, прежде всего, так как участие в соревнованиях всегда непросто личное дело спортсмена, а дело высокой общественной значимости. Столь ответственная и высокомотивированная деятельность волнует спортсмена, как бы опытен он ни был, вызывает целую гамму переживаний — от трезвой уверенности в своих силах до панического страха и нежелания выходить на старт. В таких условиях спортсмены подвержены различным неблагоприятным состояниям, вероятностно ухудшающим их деятельность. Степень волнения и опасения за успех в данном соревновании во многом определяет психическое состояние спортсмена перед выходом на старт и уровень его мотивации. Мотив не только определяет поведение спортсмена, но и обусловливает конечный результат его деятельности.

Актуальность проблемы исследования определена социальной, педагогической и психологической важностью проблематики, ее практической важностью, как для осмысления каждого школьника его системы ценностей, так и для осмысления современных школьников в целом.

Современное состояние данной проблемы определено социальной, педагогической и психологической важностью проблематики, ее практической важностью, как для осмысления каждого школьника его системы ценностей, так и для осмысления современных школьников в целом.

В старшем школьном возрасте начинает устанавливаться определенная сфера интересов, которая постепенно приобретает широкую устойчивость. Сфера интересов является психологической основой ценностных ориентаций старшего школьника. Как составляющая структуры личности ценностные ориентации определяют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывая на направленность ее поведения. [10; 6-10].

Ценностные ориентации, являются психологической характеристикой личности, одной из центральных личностных образований, которое оказывает содержательное отношение человека к общественной действительности и в этом признаке определяет мотивацию его поведения, выражает существенное воздействие на все стороны его деятельности.

Таким образом, есть необходимость понять, что для старших школьников, на сегодняшний день является значимым, каковы их жизненные ценности, а также, что следует сделать, чтобы направить эти ориентиры в необходимое русло. Проблема формирования и развития ценностных ориентаций у старшеклассников является сегодня актуальной.

Еще одной важной на сегодняшний день проблемой является проблема мотивации достижения успеха, то есть старшеклассники мотивированные на избегание неудач не находят сами такую сферу активности, где можно было бы реализовать свои допустимые возможности. Преобразовывая деятельность через образование ситуации успеха, возможно обеспечить изменение внутриличностной мотивации, что будет содействовать определенной перестройке на уровне личности. Такая личность сама способна включиться в деятельность, стремясь добиться успеха [8; 265]. Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортивными командами.

По признанию многих спортивных психологов, мотивационная сфера спортсмена - это стержень, ядро его личности, совокупность внутренних побудительных сил к действию.

Мотивация спортсмена играет одну из самых важных ролей в достижении результатов. Мотивация - это внутреннее побуждение к достижению цели. Мотивировать спортсмена требуется, но степень мотивации не должна превышать определенного значения. Чрезмерное старание приводит к ухудшению результатов для некоторых спортсменов, но существуют ситуации, когда требуется максимальная мотивация спортсмена. Кроме того существует понятие «оптимальный уровень мотивации», который зависит не только от спортсмена, но и от вида спорта. Максимальная мотивация необходима в тех видах спорта, где требуется большая выносливость, быстрота реакции. В то же время, слишком высокая мотивация помешает в тех видах спорта, где потребуется четко координируемые движения.

Таким образом, для того, что бы старшие школьники достигли высоких результатов и победы, очень важно во время тренировочного процесса развивать у них мотивацию достижения успеха. А для этого необходимо знать, какие именно мотивы являются доминирующими для спортсменов, какие факторы способствуют формированию мотивации достижения успеха и какое влияние ценностных ориентаций на мотивацию достижения успеха старших школьников, занимающихся командным видом спорта.

Объектом исследования является мотивация успеха старшеклассников, занимающихся командным видом спорта.

Предметом исследования является взаимосвязь мотивации успеха с ценностными ориентациями старшеклассников, занимающихся командным видом спорта.

Целью является изучение мотивации успеха и ценностных ориентаций старших школьников, занимающихся командным видом спорта (на примере баскетболистов).

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1.Определить сущность понятий "ценностные ориентации" и "мотивация достижения успеха" в отечественной и зарубежной психологии;

2. Рассмотреть специфику проблемы ценностных ориентаций и мотивации достижения успеха старших школьников, занимающихся командным видом спорта;

3.Исследовать особенности ценностных ориентаций и мотивации достижения успеха старших школьников, занимающихся командным видом спорта;

4. Обработать результаты эмпирического исследования и сформулировать выводы по проделанной работе.

В данной работе была выдвинута следующая гипотеза:

Существует взаимосвязь между мотивацией успеха и ценностными ориентациями у школьников, занимающихся командными видами спорта, а именно: чем выше уровень мотивации достижения успеха, тем выше будет приоритет таких ценностей, как достижение, самостоятельность, безопасность, гедонизм, стимуляция, универсализм, власть.

Теоретическая база исследования: основополагающие труды отечественных и зарубежных философов и социологов (С.Ф. Анисимов, О. Г. Дробницкий, А.Т. Здравомыслов, М. С. Каган, К. Клакхон, Г. Парсонс, М. Рокич, П. И. Смирнов, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др.); труды психологов и педагогов по проблемам развития ценностной сферы личности и личностно-ориентированного образования (Б.Г. Ананьев, Н.А. Асташова, Л.И. Божович, А.M. Булынин, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Я. Ляудис, Н.И. Непомнящая, К.К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, и др.). Многочисленные исследования (Д. Аткинсон, Д. Макклеланд, А.К. Маркова, Ю.М. Орлов, Х. Хекхаузен и др.) говорят о том, что мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач являются важными видами человеческой мотивации.

Методы исследования:

  1. теоретический анализ литературных источников;

  2. психологическое тестирование;

  3. статистическая обработка результатов с помощью коэффициента корреляции Спирмена.

В соответствии с целью и задачами был подобран следующий методический инструментарий:

1) методика Ш. Шварца, направленная на изучение ценностных ориентаций личности [11; 26].

2) методика "Мотивация успеха и боязнь неудачи" А.А. Реан [8; 515].

3) методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса [8; 512].

Эмпирическую базу исследования составили 30 человек в возрасте 13-17 лет, учащиеся школ города Риддера, занимающиеся командным видом спорта (баскетболом).















1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КОМАНДНЫМ ВИДОМ СПОРТА
1.1 Теоретический анализ изучения проблемы ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте в зарубежной и отечественной психологии

В современной психологии ценностные ориентации рассматриваются как стержень сознания, важнейший элемент внутренней структуры личности, который концентрирует жизненный опыт индивида, представляет систему переживаний, позволяет отделить значимое от несущественного. Ценность - это многоаспектное явление, обусловливаемое социальными обстоятельствами, которые имеют отчетливо заданный культурный смысл, включающий позитивную или негативную оценку мира в широком значении. Следовательно, ценность является не чем иным, как образованием, в котором присутствует непосредственное или опосредованное отношение человека к окружающей его среде и самому себе [2]. Поскольку человек находится в среде своего существования в состоянии целенаправленной активности, то каждая область его взаимодействия с окружающим миром подвергается ценностному освоению.

Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Есть общепринятые ценности, такие как, любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье и пр.; внутригрупповые ценности: политические, религиозные, а также индивидуальные (личностные). Ценности изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни. Функции ценностей разнообразны. Они являются ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля.

У каждого человека существует своя система ценностей, и в этой системе ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. В процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру.

В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия, установки (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В.В. Сусленко, В. А. Ядов) [11; 9 - 10]. Ценностные ориентации личности изучались такими психологами как А.В. Петровским, Л.И. Божович, А. Маслоу, А.В. Франклом, И.А. Ракитовой и др. Сущность ценностных ориентаций выявлена философами Н.А.Бердяевым, И.С.Коном, Л.Н. Столовичем и др. [11; 98 - 103]. Значимость формирования ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте отражена в работах А.С. Макаренко, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, Ю.П. Азарова, А.В. Мудрика [30].

Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [19].

Б.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [4; 122].

Отмечается тесная взаимосвязь мотивационной сферы личности с ценностными ориентациями. В.А. Ядов разграничивая социально-психологические и общепсихологические подходы к исследованию ценностных ориентаций, отмечает, что в социальной психологии «это сфера исследования социализации индивида, его адаптация к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии - изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности» [31; 122].

Таким образом, ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью [2].

Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей и ценностных ориентации является концепция М. Рокича [12; 96]. На концепцию М.Рокича в последние десятилетия в той или иной мере опираются многие исследователи данной проблемы, в том числе и Ш. Шварц. В концепции М. Рокича под ценностями понимается вид убеждений, имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни. Ценности определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться [12].

Ш. Шварц отталкивался из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, - это тип мотивационных целей, которые они выражают [11; 26-32]. Поэтому Ш. Шварц сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в соответствии с общностью их целей. Он обосновывал это тем, что базовые человеческие ценности, с высокой вероятностью обнаруживаемые во всех культурах, - это те, которые представляют универсальные потребности человеческого существования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы). Он отобрал ценности, выявленные предшествующими исследователями, а также найденные им самим в религиозных и философских трудах, посвященных ценностям разных культур. Затем сгруппировал их в десять мотивационно отличающихся типов, которые, с его точки зрения, охватывают базовые типы.

Это такие типы, как: власть - социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами; достижение - личный успех в соответствии с социальными стандартами; гедонизм - наслаждение или чувственное удовольствие; стимуляция - волнение и новизна; самостоятельность - самостоятельность мысли и действия; универсализм - понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы; доброта - сохранение и повышение благополучия близких людей; традиция - уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи; конформность - сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям; безопасность - безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Таким образом, ценностные ориентации являются основополагающим элементом структуры личности. Формирование ценностных ориентаций личности является объектом сосредоточенного внимания и всестороннего исследования. Ценностные ориентации взаимосвязаны с мотивационной сферой, они выступают значимым фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации являются внутренним компонентом самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности. Осмысление того, что является ценностью, является одним из самых значимых и решающих моментов, предопределяющих развитие личности.

1.2 Особенности мотивации достижения успеха старших школьников, занимающихся командным видом спорта в отечественной и зарубежной психологии

Первые исследования, связанные с проблемой мотивации достижения успеха, начали проводиться еще в начале XX века. Мотив достижения успеха как устойчивая характеристика личности впервые был выделен исследователем Г. Мюрреем и понимался как устойчивое стремление сделать что-то хорошо и быстро достичь определенного уровня в каком-либо деле. Но в процессе дальнейших исследований в рамках этого мотива были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи (Д.Макклелланд, Х.Хеккаузен) [27].

Американский ученый Д. Макклелланд считает, что потребность в достижении "является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства". Характерными чертами людей с выраженной мотивацией достижения являются, как он полагал: 1) предпочтение работать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности); 2) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других результатам, а высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения; 3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности; 4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий; 5) стремятся к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонны к новаторству [18].

Иные представления о мотивации достижения развиваются немецким психологом Х.Хекхаузеном. Согласно его взглядам, мотивация достижения - "попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче". Характерные признаки мотивации достижения: 1) сама идея достижения предполагает две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу. У лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха; 2) мотивация достижения проявляется тогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени трудности; 3) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения "характерен постоянный пересмотр целей"; 4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца [29; 59].

В отечественной психологии одним из наиболее авторитетных авторов по данной проблематике является Т. О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность - деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такая деятельность "мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании" [6].

На основе возникающей социальной мотивации развития в старшем школьном возрасте происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций. Прежде всего, это проявляется в упорядочивании, интегрировании всей системы потребностей их формирующимся мировоззрением. Старшие школьники не просто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем свою точку зрения, так как у них возникает потребность выработать свои взгляды на вопросы морали, самим разобраться во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у старшеклассников все большую социальную направленность. При этом старшеклассники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, что позволяет принимать достаточно осознанные решения. А это значит, что в процессе формирования социально направленных мотивов "внутренний фильтр" начинает играть ведущую роль. Чем более зрелым в социальном плане является старшеклассник, чем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формируется мотивационных установок, связанных с намечаемой перспективой жизни. У социально незрелой личности преобладают мотивы, связанные с удовлетворением потребностей "здесь и сейчас".

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого старшеклассника мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Другими словами, все старшеклассники обладают способностью быть заинтересованными в достижении успеха и тревожиться по поводу неудачи. Однако каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением.

Преобладание той или иной мотивационной тенденции всегда сопровождается выбором трудности цели. Старшеклассники, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Они предпочитают рисковать расчетливо. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам, одни из них нереалистично занижают, а другие - нереалистично завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают свои неудачи, а мотивированные на неудачу, напротив, переоценивают свои успехи [12; 375]. Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо отработанных навыков действуют быстрее, и их результаты снижаются медленнее, чем у мотивированных на успех. При заданиях проблемного характера, требующих продуктивного мышления, эти же старшеклассники ухудшают работу в условиях дефицита времени, а у мотивированных на успех она улучшается.

Особое место в психологическом компоненте спортивной деятельности является мотивация, побуждающая старших школьников заниматься спортом. Спортивная деятельность имеет много общего с понятием "игра". Мотивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, как, например, к трудовой деятельности, когда часто выполняемая человеком работа лишь опосредованно служит удовлетворению его жизненных потребностей, доставляя ему средства, которые он может использовать на те или иные свои нужды, а непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре. Вместе с тем, так и к спорту человек испытывает потребности, обусловливающиеся удовлетворением, самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней.

Непосредственные мотивы спортивной деятельности могут быть представлены потребностью в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности; потребностью в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; устремлением проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях; стремлением достигнуть рекордных результатов, проявить свое спортивное умение и достичь победы; потребностью в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественной известности. Опосредованные мотивы спортивной деятельности могут быть представлены стремлением стать сильным, здоровым; стремлением через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни; чувство долга; потребностью в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности [22].

Основными факторами формирования мотивации достижения успеха у спортсменов являются: стремление к стрессу и преодоление его; статус; стремление к совершенству; оптимальное соотношение поощрений и наказаний; установка на спортивное достижение; честолюбие в его положительном значении; благоприятный социально - психологический климат; особенности личности тренера; взаимоотношение тренера и спортсмена; развитие традиций в команде; осознание спортсменом своей полезности; совместное принятие решений [28].






1.3 Выводы по главе

Таким образом, мотивация достижения успеха - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач; стремление к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием успехов, достигаемых индивидом [28]. Принципиально важным является то, что мотивация достижения тесно связана с такими качествами личности, как инициативность, ответственность, добросовестное отношение к труду, реалистичность в оценках своих возможностей при постановке задач. Мотивация достижения является механизмом ценностной ориентации личности в мире ценностей и возвышает потребности личности к ценностям общества. Она придает вектору развития не только целенаправленный, но и целеустремленный характер, приближая его к смысловой оси самоопределения.


















2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КОМАНДНЫМ ВИДОМ СПОРТА

2.1 Методологическая база исследования.

Всего в исследовании приняли участие 30 старшеклассников в возрасте 13-17 лет, занимающихся командным видом спорта (баскетболом).

В соответствии с целью и задачами данного исследования были использованы следующие методики:

1.Методика Ш. Шварца, направленная на изучение ценностных ориентаций личности.

2.Методика "Мотивация успеха и боязнь неудачи" А.А. Реан.

3. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса [8; 512].

На первом этапе, с целью выявления уровня значимости ценностных ориентаций, использовался опросник Ш. Шварца для изучения ценностей личности. Он представляет собой шкалу, предназначенную для измерения значимости десяти типов ценностей. Опросник состоит из двух частей, отличающихся процедурой проведения. Первая часть опросника ("Обзор ценностей") предоставляет возможность изучить нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении. Представляет собой два списка слов и словосочетаний, характеризующих в сумме 57 ценностей. Все они имеют ясную мотивационную цель и являются в той или иной мере значимыми для разных культур. В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных, во втором списке содержатся инструментальные ценности, выраженные в виде прилагательных.

Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Используется шкала от - 1 до 7. Чем выше балл в диапазоне - 1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, тем более важной представляется ему эта ценность.

Вторая часть опросника "Профиль личности" изучает ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности. Приводится список из 40 описаний человека, соответствующих тому или иному из 10 типов ценностей. Испытуемого просят оценить, в какой степени описанный в опроснике человек похож или не похож на него. Используется шкала из 5 позиций: от "очень похож на меня" до "совсем не похож на меня".

Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника, характеризующих два уровня функционирования ценностей, отражает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социализацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций. Таким образом, данный опросник позволяет нам выявить наличие внутриличностного конфликта, то есть, если ценности, выявленные у отдельной личности по первой части опросника (обзор ценностей) не совпадут с ценностями, выявленными во второй части (профиль личности), то можно говорить о наличии внутриличностного конфликта у данного испытуемого. На втором этапе, для изучения мотивации достижения успеха в старшем школьном возрасте, были использованы следующие методики: методика "Мотивация успеха и боязнь неудачи" А.А. Реана (см. Приложение Г). В данной методике предлагалась анкета с 20 вопросами, на которой участникам исследования необходимо было выбрать ответ "да" или "нет".

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. Опросник предназначен для определения уровня мотивации к достижению цели к успеху. Испытуемым предлагалось ответить на 41 вопрос, выражая свое согласие или несогласие ответами "да" или "нет". Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом. На следующем, третьем этапе исследования с целью определения взаимосвязи между выявленными ценностями наибольшей значимости и различным уровнем мотивации достижения успеха.

2.2 Результаты исследования особенностей ценностных ориентаций и мотивации достижения успеха старших школьников, занимающихся командным видом спорта

В процессе психодиагностического исследования старших подростков были выявлены следующие результаты. По методике Ш.Шварца, направленной на изучение ценностей личности количественная обработка данных показала, что определяющими ценностями на уровне нормативных идеалов у группы испытуемых, занимающихся командным видом спорта, являются ценности "власть", "достижения" и "самостоятельность"; наименьшей значимостью обладают такие ценности, как "традиции", "безопасность" и "универсализм" (Таблица 1).

Таблица 1

Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов

Ранг

Ценность

Цифровое значение

I

Достижения

8,10

Определяющие ценности

II

Власть

5,121


III

Самостоятельность

4,8


IV

Гедонизм

4,256


V

Доброта

3,9755


VI

Конформизм

3,286


VII

Стимуляция

3,51


VIII

Безопасность

2,01

Ценности наименьшей значимости

IX

Традиции

2,1233


X

Универсализм

2,05



Определяющей ценностью является "достижения", следовательно, мы можем заключить, что для исследуемых старшеклассников определяющей целью является личный успех, который проявляется через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами, отмечается проявление социальной компетентности, (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов, что в свою очередь влечет за собой социальное одобрение.

Второй порядковый ранг в группе испытуемых,, занимающихся командным видом спорта присвоен ценности "власть", свидетельствует о том, что для исследуемых старшеклассников определяющая цель заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание).

Третьей определяющей ценностью является "самостоятельность", что свидетельствует о самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. А также для исследуемых характерно наличие потребности в самоконтроле и самоуправлении, в автономности и независимости.

Ценности "традиции" и "универсализм" имеют для исследуемых старшеклассников наименьшую значимость, что свидетельствует о том, что старшеклассники не проявляют таких качеств, как толерантность, понимание, защита благополучия всех людей (а не только своих друзей и близких). Старшеклассники не стремятся соблюдать единые ценности и правила окружающего их социума, в наименьшей степени проявляют уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, обычаев и идей которые существуют в культуре.

Ценности "безопасность" имеет наименьшую значимость, что свидетельствует о том, что для старшеклассников не характерна мотивационная цель, направленная на безопасность других людей и на себя, не характерно обретение гармонии и стабильности общества и наличие взаимоотношений в данном обществе.

При обработке второй части методики, позволяющей выявить уровень индивидуальных приоритетов, были получены следующие результаты: определяющими ценностями оказались ценности "стимуляция", "самостоятельность", "гедонизм". Наименьшая значимость была выявлена у ценностей "безопасность", "конформизм" и "традиции" (Таблица 2).

Таблица 2

Средние показатели уровня индивидуальных приоритетов в первой группе испытуемых

Ранг

Ценность

Цифровой показатель

I

Стимуляция

5,40

Определяющие ценности

II

Самостоятельность

5,11


III

Гедонизм

4,14


IV

Власть

3,7


V

Достижения

3,5


VI

Доброта

3,14


VII

Универсализм

3,21


VIII

Безопасность

2,41

Ценности наименьшей значимости

IX

Конформизм

2,355


X

Традиции

1,265



По результатам исследования, было выявлено, что на уровне индивидуальных приоритетов преобладающей ценностью является "стимуляция". Данная ценность является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. У старшеклассников, определяющих для себя данную ценность как значимую, отмечено стремление к новизне и глубоким переживаниям. Следует отметить, что на уровне нормативных идеалов данная ценность была отнесена к ценностям наименьшей значимости.

Второй порядковый ранг присвоен ценности "самостоятельность", что свидетельствует о самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. А также для исследуемых характерно наличие потребности в самоконтроле и самоуправлении, в автономности и независимости.

Третьей значимой ценностью является "гедонизм", что свидетельствует о преобладающем стремлении старших подростков к получению наслаждения и чувственного удовольствия от жизни.

Как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов наименьшей значимостью обладает ценности "традиции", что говорит об отсутствии стремления соблюдать единые ценности и правила окружающего социума, старшеклассники в наименьшей степени проявляют уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, обычаев и идей которые существуют в культуре.

Ценность "конформизм" также имеют наименьшую значимость, что позволяет говорить о том, что исследуемые старшеклассники не умеют сдерживать и предотвращать действия, а также склонности и побуждения к действиям, которые могут причинить вред другим людям или не соответствовать социальным ожиданиям. Такие качества, как послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших у исследуемых подростков не являются определяющими в поведении.

Ценность "безопасность" свидетельствует о том, что для данной выборки не характерна мотивационная цель, направленная на безопасность других людей и на себя, не характерно обретение гармонии и стабильности общества и наличие взаимоотношений в данном обществе.

Таким образом, мы видим, что показатели преобладающих ценностей и ценностей, обнаруживших себя в зоне наименьшей значимости в среднем по группе расходятся, что может объясняться наличием группового давления на личность со стороны общества и культуры. Автор данной методики так комментирует возможность получения аналогичных результатов: «данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведении вследствие ограничения возможностей человека, группового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам» [11; 39].

По методике А.А. Реана "Мотивация успеха и боязнь неудачи", результаты исследования показали, что из всей выборки 65% мотивированы на успех из них. При такой мотивации старшеклассники, начиная дело, имеют в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности старшеклассников лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Для изучения уровня мотивации к успеху у старшеклассников, занимающихся командным видом спорта была использована методика Т.Элерса. Анализ полученных данных позволил выяснить, у старшеклассников, занимающихся командным видом спорта - умеренно высокий и очень высокий уровень мотивации (более 70% испытуемых) и нет ни одного испытуемого с низким уровнем мотивации.

Следующим этапом работы является соотнесение определенных ценностных ориентаций у старших подростков с различной мотивацией достижения успеха. Для этого были выделены 2 группы испытуемых с различной мотивацией достижения успеха: 1 группа яркая выраженность мотивации достижения успеха - 56,9%; 2 группа слабовыраженная мотивация достижения успеха - 43% (Таблица 3).

Таблица 3

Средние значения по двум группам в зависимости от различной мотивации достижения успеха

№ группы

Ценности личности


Конформизм

Традиции

Доброта

Универсализм

Самостоятель-ность

Стимуляция

Гедонизм

Достижения

Власть

Безопасность

1 группа Мотивированы на успех

9,039

4,072

9,164

7,049

9,073

6,511

8,235

9,51

9,015

9,09

2 группа Слабовыраженная мотивация достижения успеха

4,392

3,08

5,466

2,482

5,35

4,187

5,608

4,25

3,72

1,48


В первой группе испытуемых с яркой выраженностью мотивации достижения успеха выявлены следующие особенности ценностных ориентаций: значимыми обнаружились ценности "доброта", "самостоятельность", "достижения". По сравнению с среднегрупповыми ценностями по всей выборке ценности "самостоятельность" и "достижение" совпали, это свидетельствует о том, что для данной группы старшеклассников определяющей целью является личный успех, который проявляется через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. С другой стороны старшеклассники пытаются обеспечить свою автономность, независимость, самостоятельность мышления и выбор способов действия.

Третьей значимой ценностью в данной группе выступает ценность "доброта", что позволяют говорить о том, что старшеклассники данной группы доброжелательны, для них важно сохранение благополучия людей, с которыми они находится в личных контактах.

Во второй группе испытуемых со слабовыраженной мотивацией достижения успеха выявлены следующие значимые ценности: ценности "доброта" и "самостоятельность", что свидетельствует о том, что старшеклассники данной группы доброжелательны, для них важно сохранение благополучия людей, с которыми они находится в личных контактах. С другой стороны старшеклассники пытаются обеспечить свою автономность, самостоятельность мышления и выбор способов действия, а также характерно наличие потребности в самоконтроле и самоуправлении.

Третьей значимой ценностью в данной группе выступает ценность "гедонизм", что свидетельствует о преобладающем стремлении старших подростков к получению наслаждения и чувственного удовольствия от жизни.

Для выявления взаимосвязи между значимыми тремя ценностями и различным уровнем мотивации достижения успеха был использован коэффициент корреляции рангов Спирмена [3, с. 63 - 65, 81; 27, с. 200 - 223, 340].

В соответствии с выделенными двумя группами рассматривалась взаимосвязь между выявленными тремя ценностями наивысшей значимости и мотивацией достижения успеха. В группе мотивированных на успех такими ценностями оказались "самостоятельность", "достижения", "доброта". В группе со слабовыраженной мотивацией достижения успеха - ценности "безопасность", "самостоятельность" и "гедонизм".

Для испытуемых мотивированных на успех и со слабовыраженной мотивацией достижения успеха, связь между тремя определяющими ценностями статистически значимой получились в следующих случаях (Приложение Д):

В группе мотивированных на успех и ценностями "самостоятельность", "достижения", "доброта" р = 0,996; 0,999 и 0,994 соответственно, что является статистически значимым показателем коэффициента корреляции при р 0,01, то есть с доверительной вероятностью 99%; - Для испытуемых со слабовыраженной мотивацией достижения успеха связь между тремя определяющими ценностями "безопасность", "самостоятельность" и "гедонизм" р = 0,973; 0,987 и 0,998 соответственно, что является статистически значимым показателем коэффициента корреляции при р 0,01, то есть с доверительной вероятностью 99%. Таким образом, по результатам исследования статистически значимыми оказались данные в двух группах, в группе мотивированных на успех и в группе со слабовыраженной мотивацией достижения успеха (Приложение Д). Следовательно, можно говорить о связи между вышеописанными особенностями ценностных ориентаций, в зависимости от различной мотивации достижения успеха.














2.3.Выводы по главе

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. На уровне нормативных идеалов определяющими ценностями для испытуемых, занимающихся командным видом спорта (баскетбол) являются "власть", "достижения" и "самостоятельность". Ценности "традиции", "безопасность" и "универсализм" имеют для исследуемых нами подростков наименьшую значимость. На уровне индивидуальных приоритетов для испытуемых, занимающихся командным видом спорта (баскетбол), были получены следующие результаты: определяющими ценностями оказались ценности "стимуляция", "самостоятельность" и "гедонизм". Наименьшая значимость была выявлена у ценностей "безопасность", "конформизм" и "традиции".

2. Показатели преобладающих ценностей и ценностей, обнаруживших себя в зоне наименьшей значимости в среднем по группе расходятся, так как ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведении вследствие ограничения возможностей человека, группового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.

3. У старшеклассников, занимающихся командным видом спорта - умеренно высокий и очень высокий уровень мотивации (более 70% испытуемых) и нет ни одного испытуемого с низким уровнем мотивации.

Следовательно, у старшеклассников, занимающихся командным видом спорта доминирует высокий уровень мотивации к успеху, для которого характерно планирование, высокий уровень обдуманности и просчитывания шагов по достижению определенной цели.

4. В группе мотивированных на успех преобладающими оказались ценности "самостоятельность", "достижения", "доброта"; в группе со слабовыраженной мотивацией достижения успеха значимые ценности - "доброта", "самостоятельность" и "гедонизм".

5. По результатам исследования взаимосвязь между значимыми тремя ценностями и различным уровнем мотивации достижения успеха была отмечена в следующих случаях: между старшими подростками со слабовыраженной мотивацией достижения успеха и ценностями "самостоятельность", "достижения", "доброта" при р 0,01, а именно р = 0,996; 0,999 и 0,994 соответственно, что 99% достоверности полученного результата; между старшими подростками со слабовыраженной мотивацией достижения успеха и ценностями "безопасность", "самостоятельность" и "гедонизм" при р 0,01, а именно р = 0,973; 0,987 и 0,998, что показывает 99% достоверности полученного результата.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ценностные ориентации - это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности. Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности [2].

Ценностные ориентации занимают высший ряд в диспозиционной системе спортсмена, они играют решающую роль в регуляции деятельности и поведения. Являясь центральным личностным образованием, выполняющим регулятивные функции в становлении мотивационной, волевой, эмоциональной сферы субъекта, готовности личности к преодолению трудностей, в том числе и в экстремальных условиях ответственных соревнований. Ценностные ориентации - это уровень, определяющий смысл жизни спортсмена [31].

Мотивация определяет побуждение к деятельности. Блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции: является пусковым механизмом деятельности; поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

На основе проведенного исследования можно говорить о том, что на уровне нормативных идеалов определяющими ценностями для старших школьников, занимающихся командным видом спорта (баскетболом) являются "власть", "достижения" и "самостоятельность". Ценности "традиции", "безопасность" и "универсализм" имеют для исследуемых нами подростков наименьшую значимость. На уровне индивидуальных приоритетов для испытуемых, занимающихся командным видом спорта (баскетболом), были получены следующие результаты: определяющими ценностями оказались ценности "стимуляция", "самостоятельность" и "гедонизм". Наименьшая значимость была выявлена у ценностей "безопасность", "конформизм" и "традиции".

Мотивация достижения успеха взаимосвязана с ценностной сферой старших школьников. Для старших школьников с высокой мотивацией достижения успеха характерны следующие типы ценностных ориентаций: "достижение", "самостоятельность", "гедонизм"; для старших школьников со слабовыраженной мотивацией достижения успеха являются ценности "стимуляция", "достижение" и "власть".

По результатам исследования взаимосвязь между значимыми тремя ценностями и различным уровнем мотивации достижения успеха была отмечена в следующих случаях: между старшими подростками со слабовыраженной мотивацией достижения успеха и ценностями "самостоятельность", "достижения", "доброта" при р 0,01, а именно р = 0,996; 0,999 и 0,994 соответственно, что 99% достоверности полученного результата; между старшими подростками со слабовыраженной мотивацией достижения успеха и ценностями "безопасность", "самостоятельность" и "гедонизм" при р 0,01, а именно р = 0,973; 0,987 и 0,998, что показывает 99% достоверности полученного результата.

Таким образом, гипотеза исследования, что старшие подростки с различным уровнем мотивации достижения успеха будут характеризоваться определенными особенностями ценностных ориентаций с высоким уровнем мотивации достижения успеха, будут характеризоваться следующие типы ценностных ориентаций, такие как достижение, самостоятельность, безопасность, гедонизм, стимуляция, универсализм, власть. С низким, либо средним уровнем мотивации достижения успеха, такие типы ценностных ориентаций как безопасность, стимуляция, гедонизм, власть, традиции, доброта, конформизм, самостоятельность, достижения подтвердилась, цель достигнута.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2007. - 271 с.

2. Артюхова, Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4.

3. Благинин,А.А. Математические методы в психологии и педагогике: учеб.пособие / А.А. Благинин, В.В. Торчило. 2-е изд. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. - 84 с.

4. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.- с. 256.

5. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2004.

6. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006.

7. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов. 2-е изд., испр. - М.: МПСИ, Флинта, 2003 - 336 с.

8. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. - с.701.

9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - с. 394.

10. Круглов, Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. - М., 1983.

11. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. - СПб.: Речь, 2004. - с.70.

12. Киселева, А.В. О возможности модификации методики М. Рокича "Ценностные ориентации" / А.В. Киселева // Психологическая диагностика. - М.: 2004. - № 4. - с. 101.

13. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.

14. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1994.

15. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г. Лидерс.- М.: 2004. - 256 с.

16. Магомед-Эминов, М.Ш. "Мотивация достижения: структура и механизмы" автореф. дис., М., 1987.

17. Макартычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Г.И. Макартычева. - СПб.: Речь, 2006. - 192 с.

18. Макклелланд, Д. Мотивация человека СПб., 2007.

19. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998.

20. Оганесян, Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян. - М.: "Ось-98", 2002. - 176 с.

21. Парсель, М. Баскетбол. Научись играть и стань звездой. - МАК Медиа. 2001.

22. Попов, А.Л. Психология спорта. - М., 1998.

23. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-Еврознак, 2006. - с. 651.

24. Регуш, Л.А. Психология современного подростка / Л.А. Регуш.-СПб.: 2005., с. 477.

25. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976., с. 365.

26. Серова, Л. К. Психология личности спортсмена. - Советский спорт. 2007

27. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии: практическое руководство / Е.В. Сидоренко. - СПб.: "Речь", 2007. - 350с.

28. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте. - М. 2006.

29. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения СПб., 2001.

30. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 208 с.

31. Ядов, В.А. Саморегуляция и пргнозирование социального поведения личности.-Л.: Наука, 1979.- с. 142.

32. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969.- с. 137.

33. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: (электронный ресурс) / М.: 2001. С. 127.








ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. Сводная таблица значений полученных по каждой ценности на уровне нормативных идеалов

ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ (уровень нормативных идеалов)

№ п/п

Ф.И.

конформизм

традиции

доброта

универсализм

самостоятельность

стимуляция

гедонизм

достижения

власть

безопасность

1

Артур В.

3,11

3,5

3,6

1,5

4,1

2,67

4,223

2,54

1,5

4,2

2

Владимир Г.

3,01

2,1

4,1

1,2

3,1

2,58

4,553

2,545

1,5

4,2

3

Евгений А.

3,10

3,4

5,6

0,5

3,2

3,41

4,554

4

2,5

5,2

4

Руслан В.

2,1

4,10

4,8

2,35

4,1

4

4,323

5,891

5

5,8

5

Дамир К.

5,04

1,55

4,55

1,125

5,818

2,333

3,311

4,566

3,5

5,4

6

Ержан М.

2,1

1,2

3,1

2,25

5,61

3,8

5,118

5,544

5,5

4,9

7

Ринат К.

3,4

1,588

1,2

3,8

5,21

2,3

2,515

5,745

4,25

4,4

8

Марат Д.

4,54

3,84

4,1

1,3

4,81

3,1

4,644

5,545

3,75

5,4

9

Серикбай С.

3,2

2,063

4,6

2,75

4,65

2

2,6121

4,145

4,75

4,8

10

Николай О.

5,1

2,01

5,5

1,875

5,65

4,333

4,215

5,112

4

4,6

11

Ерлан Г.

3,55

0,05

5,1

2,9

4,85

4,667

5,265

5,11

2

4,4

12

Александр Н.

3,1

2,1

3,1

2,14

3,42

1,33

4,484

3,54

2,5

5,8

Среднее

2,01

2,1233

3,9755

2,05

4,8

3,51

4,256

8,10

5,121

3,286


Баллы

Ценность

8,10

Достижения

5,121

Власть

4,8

Самостоятельность

4,256

Гедонизм

3,9755

Доброта

3,286

Конформизм

3,51

Стимуляция

2,01

Безопасность

2,1233

Традиции

2,05

Универсализм

Сводная таблица значений полученных по каждой ценности на уровне индивидуальных приоритетов

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ (уровень индивидуальных приоритетов)

№ п/п

Ф.И.

безопасность

традиции

доброта

универсализм

самостоятельность

стимуляция

гедонизм

достижения

власть

конформизм

1

Артур В.

1,545

3,8

3,6

3,25

3,8

3,666

4,686

4,75

3,75

4,6

2

Владимир Г.

1,55

2,2

5,2

4,125

5,6

5

3,967

4,5

4,25

3,6

3

Евгений А.

1,11

4,2

4,2

3,375

2,8

2,333

3,333

3

1

1,2

4

Руслан В.

1,454

4,8

4

5

5,2

4,333

6,548

4,25

4,25

2

5

Дамир К.

1,75

3,6

5,6

3

4

3,156


3,75

2,75

4,8

6

Ержан М.

0,1

3

5

4,25

4

3

4,896

5,5

4,75

1,4

7

Ринат К.

1,5

2,2

5,254

1,5

4,2

2,667

5,

2,75

2,75

2,4

8

Марат Д.

3,5

1,6

1,002

3

4

4,333


3,75

0,5

3,6

9

Серикбай С.

3

2,6

1,485

2,75

4,2

2,667

1,547

4,75

3

3

10

Николай О.

4,75

1,6

2,012

2,34

5,4

5

6,154

3,25

4,25

3,6

11

Ерлан Г.

0,75

0,4

1,8

0,75

0,8

5,215

4

0,75

0,5

2,2

12

Александр Н.

1,75

2,2

1,5579

3,25

4,4

5,676

6,154

3

4,75

2,3

Среднее

2,41

1,265

3,14

3,21

5,11

5,40

4,14

3,5

3,7

2,355



Баллы

Ценность

5,40

Стимуляция

5,11

Самостоятельность

4,14

Гедонизм

3,7

Власть

3,5

Достижения

3,14

Доброта

3,21

Универсализм

2,41

Безопасность

2,355

Конформизм

1,265

Традиции




График средне-групповых показателей выявленных ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов в первой группе испытуемых

Рис.1 График средне-групповых показателей выявленных ценностей на уровне нормативныхидеалов и на уровне индивидуальных приоритетов во второй группе испытуемых










Приложение Б. Методика "Мотивация успеха и боязнь неудачи" (А.А. Реан)

ТЕСТ ОПРОСНИКА 1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех. 2. В деятельности активен. 3. Склонен к проявлению инициативности. 4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них. 5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо не реалистически высокие по трудности. 6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. 7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. 8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля. 9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается. 10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели. 11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдалённую перспективу. 12. Если рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно. 13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. 14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем не реалистически высокие. 15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается. 16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач. 17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. 18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное. 19. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания от поставленной цели, как правило, не отказываюсь. 20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

"ДА": 1,2,3.6,8,10, 11, 12, 14,16, 18, 19,20.

"НЕТ": 4,5,7,9,13,15,17.


ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

За каждое совпадение с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).Если количество набранных балов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).Если количество набранных балов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полю ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8 или 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12 или 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.




















Приложение В. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Личностный опросник. Предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на достижение успеха.

Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов "да" или "нет". Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Инструкция: "Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте "да" или "нет".

Стимульный материал:

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.8. Я более доброжелателен, чем другие.9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.11. Усердие - это не основная моя черта.12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.16. Препятствия делают мои решения более твердыми.17. У меня легко вызвать честолюбие.18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.21. Нужно полагаться только на самого себя.22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.24. Я менее честолюбив, чем многие другие.25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.39. Я завидую людям, которые не загружены работой.40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

Ключ:

 По 1 баллу начисляется за ответы "да" на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.

 Также начисляется по 1 баллу за ответы "нет" на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39.

 Ответы на вопросы 1,11, 12,19, 28, 33, 34, 35,40 не учитываются.

Далее подсчитывается сумма набранных баллов.

Анализ результата.

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации;

свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху

Таблица 5

Результаты исследования по методике диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса





















Приложение Г. Распределение испытуемых по двум группам в зависимости от мотивации достижения успеха

1 группа Мотивация на успех

№ п/п

Ф.И.

Конформизм

Традиции

Доброта

Универсализм

Самостоятель-ность

Стимуляция

Гедонизм

Достижения

Власть

Безопасность

1.

Владимир Г.

3,01

2,1

4,1

1,2

3,1

2,58

4,553

2,545

1,5

4,2

2.

Евгений А.

3,10

3,4

5,6

0,5

3,2

3,41

4,554

4

2,5

5,2

3.

Петр В.

2,1

4,10

4,8

2,35

4,1

4

4,323

5,891

5

5,8

4.

Руслан В.

5,04

1,55

4,55

1,125

5,818

2,333

3,311

4,566

3,5

5,4

5.

Дамир К.

2,1

1,2

3,1

2,25

5,61

3,8

5,118

5,544

5,5

4,9

6.

Ержан М.

3,4

1,588

1,2

3,8

5,21

2,3

2,515

5,745

4,25

4,4

7.

Ринат К.

4,54

3,84

4,1

1,3

4,81

3,1

4,644

5,545

3,75

5,4

8.

Марат Д.

3,2

2,063

4,6

2,75

4,65

2

2,6121

4,145

4,75

4,8

9.

Серикбай С.

5,1

2,01

5,5

1,875

5,65

4,333

4,215

5,112

4

4,6

10.

Николай О.

3,55

0,05

5,1

2,9

4,85

4,667

5,265

5,11

2

4,4

11.

Ерлан Г.

2,1

1,2

3,1

2,25

5,61

3,8

5,118

5,544

5,5

1,1

12.

Михаил Ч.

3,4

1,588

1,2

3,8

5,21

2,3

4,515

5,745

4,25

1,2

13.

Рустам Б..

4,54

3,84

4,1

1,3

4,81

3,1

4,644

5,545

3,75

0,005

14.

Николай З.

3,2

2,063

4,6

2,75

4,65

2

4,6121

4,145

4,75

1,0035

15.

Данияр И.

5,1

2,01

5,5

1,875

5,65

4,333

4,215

5,112

4

1,001

16.

Алина З.

3,55

0,05

5,1

2,9

4,85

4,667

5,265

5,11

2

0,1

17.

Дарина П.

3,1

2,1

3,1

2,14

3,42

1,33

4,484

3,54

2,5

1

18.

Рамиль А.

1,2

1,8

2,41

2,1

5,811

2,323

1,125

5

3,25

1,6

Среднее значение

9,039

4,072

9,164

7,049

9,073

6,511

8,235

9,51

9,015

9,09

2 группа Слабовыраженная мотивация достижения успеха

1

Владислав А.

3,11

3,5

3,6

1,5

4,1

2,67

4,223

2,54

1,5

0,2

2

Владимир Д.

3,01

2,1

4,1

1,2

3,1

2,58

4,553

2,545

1,5

2,2

3

Жанат Р.

3,10

3,4

5,6

0,5

3,2

3,41

4,554

4

2,5

1,2

4

Иван И.

2,1

4,10

4,8

2,35

4,1

4

4,323

5,891

5

0,8

5

БахтиярЛ.

5,04

1,55

4,55

1,125

5,818

2,333

3,311

4,566

3,5

0,04

14

Тамерлан Р.

3,5

1,5

4,9

2,25

4,211

3,36

2,656

3,5

3

0,012

15

Канат В.

2

1,1

5,1

1,411

3,892

4,1

4,787

5,75

4,25

1,01

16

Кристина И.

4,15

1,4

3,2

2,565

5,4

4,343

2,145

4

1

1,1

17

Руслан Н.

3,7

1,9

2,4

2,5

5,948

2,1

4,565

5

2,75

0,004

18

Ерсай Г.

3,25

3,02

4,2

3,145

1,4

4,67

5

5,4

1,06

0,05

12

Александр Н.

3,1

2,1

3,1

2,14

3,42

1,33

4,484

3,54

2,5

5,8

Среднее значение

4,392

3,08

5,466

2,482

5,35

4,187

5,608

4,25

3,72

1,48














Приложение Д. Сводные показатели значений коэффициента корреляции Спирмена

№ п\п

Группы по уровню мотивации достижения успеха (количество человек)

Значимые ценности

Цифровое значение корреляции показателей

1.

Мотивация на успех (18 подростков старшего школьного возраста)

Доброта

0,996



Самостоятельность

0,999



Достижения

0,994

2.

Слабовыраженная мотивация достижения успеха (12 подростков старшего школьно возраста)

Безопасность

0,973



Самостоятельность

0,987



Гедонизм

0,998


Критические значения коэффициента корреляции Спирмена р:

Число пар (n)

Р = 0,05

Р = 0,01

18

0,378

0,516

12

0,457

0,612















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее