Урок обществознания в 10 классе
«Нации и межнациональные отношения»
Цель:
-создать условия для овладения учащимися знаниями об исторически сложившихся общностях людей.
Задачи урока:
Дидактическая: создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся.
Образовательная: 1.Знать, что такое «этнос» и «этнические общности»,понимать смысл основных понятий темы ( расизм, шовинизм, геноцид и др.),знать виды и причины межнациональных конфликтов и пути их решения.
Развивающая: овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, умение работать с источниками; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, проводить сравнение, делать выводы, приводить примеры из СМИ. В урок включены элементы тренировочных заданий ЕГЭ по обществознанию, что формирует у учащихся успешную подготовку к ЕГЭ по предмету.
Воспитательная: воспитывать у учащихся национальные патриотические чувства, толерантность, формирование активной жизненной позиции, воспитание у учащихся уважения к другим народам и формирование основ культуры межнационального общения.
Основные понятия: нация, национальность, этнос, племя, народность, межнациональные отношения, межнациональный конфликт, национализм, шовинизм, геноцид, расизм, толерантность
Межпредметные связи: история, музыка, география, литература
Дидактический материал: текст с фрагментом из произведений философов о нации и межнациональных отношениях, рабочие листы с заданиями, Конституция Российской Федерации
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация «Нации и межнациональные отношения»,пособие «Обществознание для подготовки к ЕГЭ» П.А. Баранов, Конституция РФ
Целеполагание.
Объявление целей занятия: отработать и закрепить основные умения и навыки по тренировочным заданиям ЕГЭ и в процессе выполнения заданий повторить основные термины, понятия, классификации и характеристики по теме.
Форма урока: урок-практикум с элементами интеграции и применением ИКТ.
Предоставление информации: презентация «Межнациональные конфликты»
(межпредметная связь с историей, музыкой)
Подход: компетентностный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1.Организация класса.
| Внимание, ребята! | Проверка готовности к уроку. | 1 мин |
2.Определение темы урока.
Слайд 1 | Тему нашего сегодняшнего урока, ребята, я попрошу попробовать определить самим. А чтобы это сделать послушайте, пожалуйста, старинную легенду. Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: — Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан! Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой! Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: — Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его... Затем мудрец обратился к чернокожему: А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его — цвета солнца... Черный и белый устыдились своего спора и помирились. А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцу» и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: Как хорошо, что все мы разные! Итак, как вы думаете, как звучит тема нашего урока . | Слушают текст легенды «Хорошо, что все мы разные!» |
|
3. Тема урока Слайд 2 | Тема нашего урока «Нации и межнациональные отношения» Скажите, ребята, а зачем нам изучать эту тему? | Учащиеся дают ответы и записывают тему в тетрадь |
|
4. Определение целей и задачи урока Слайд 3 | Сегодня перед собой и вами я ставлю такие цели и задачи .Чтение целей и задач урока со слайда |
|
|
5. Сообщение рассматриваемых вопросов
Слайд 4 | Запишите, ребята, вопросы, которые мы с вами рассмотрим в течение всего урока . Рассматривая каждый вопрос, мы с вами окажемся в роли этнографов, социологов и историков. То есть будем такими своего рода экспертами в данной области, чтобы полностью осветить тему урока | Учащиеся записывают вопросы в тетрадь |
|
6 Изучение нового материала Работа по первому вопросу ( обществоведы)
Слайд 5 | Первый наш с вами вопрос звучит «Этнические общности». Поговорим о том, что это такое и каковы виды этноса. Выполните схему в тетради
| Учащиеся выполняют схему в тетради |
|
| Запишите определение термина «этнос» | Записывают определение в тетрадь |
|
| Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком, или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями.
| Слушают информацию |
|
| На смену племенам пришла другая, исторически более высокая форма этноса – народность. Она свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма.Народность – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Она представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Народности – достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадались на более мелкие части, из них постепенно формировались новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшуюся в XII веке на образовавшиеся в последствии три самостоятельных этноса – русских, украинцев и белорусов.
| Слушают информацию |
|
Слайд 6 |
На базе народностей формируются нации – высший исторический тип этноса. Нации – исторически сложившаяся общность людей, для которых характерна общность экономической жизни, языка, территории, культуры. В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку.
|
Слушают информацию со слайда |
|
Слайд 7 | А сейчас давайте рассмотрим схему о признаках нации и запишем эти признаки в тетрадь | Учащиеся записывают признаки в тетрадь |
|
Слайд 8 | И, конечно, же надо сказать о том, что такое «национальность». Сформулируйте свое определение этого термина. | Учащиеся дают устные ответы |
|
7.Первичное закрепление | А теперь проверим, кто меня внимательно слушал. - Что является первой ступенькой развития этноса? Для какого периода развития общества характерно объединение людей в племена? - Как называется вторая ступень этноса? В связи с чем люди объединялись в народности? - Что является высшей степенью развития этноса? -Каковы признаки нации?
| Учащиеся дают устные ответы |
|
Слайд 9 | -Для закрепления прослушанного материала предлагаю выполнить задание в формате ЕГЭ
-Давайте проверим, правильно ли выполнено задание. | 1 человек выполняют у доски, остальные в тетради |
|
Работа по второму вопросу ( социологи) Слайд 10
| -Мы переходим к изучению второго вопроса, который звучит «Межнациональные отношения» | Информация со слайда |
|
Слайд 11 |
-Скажите, пожалуйста, что за текст перед вами. ( преамбула из Конституции РФ 1993 года). Давайте прочтем. |
Чтение преамбулы Конституции и ст. 1 Конституции |
|
Слайд 12
Слайд 13 | Ярким примером многонационального государства является наша страна На территории Российской Федерации проживает около 130 национальностей.
Самой многочисленной нацией являются русские – это государствообразующая нация и русский язык признан государственным языком, языком межнационального общения на территории России. | Слушают информацию со слайда
Слушают информацию со слайда |
|
Слайд 14 | - А вот люди каких национальностей проживают на территории Ростовской области | Слушают информацию со слайда |
|
Слайд 15 | - А это информация о количестве людей разных национальностей на территории Волошинского сельского поселения | Слушают информацию со слайда |
|
Слайд 16
| -Ребята, а это информация о национальном составе учащихся нашей школы |
|
|
Слайд 17
| - А теперь выполните следующее задание, которое перед вами на слайде.
-Давайте проверим результаты вашей работы над ситуацией. |
Выполнение задания в формате ЕГЭ (умение работать с документацией) |
|
Работа по третьему вопросу (историки)
Слайд 18 |
-Вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют духовное богатство нашей страны. Чтобы наглядно представить, как складывается многонациональная культура России. Приведём пример. - Прослушайте небольшой фрагмент песни и назовите автора слов. (Эти стихи написаны на аварском языке Расулом Гамзатовым, выросшим в небольшом ауле а Дагестане. На русский язык их перевёл русский поэт Николай Гребнёв. Затем стихи были положены на музыку. Сделал это композитор Ян Френкель, еврей по национальности. Исполнителями её стали Марк Бернес ( немец) и Иосиф Кобзон( еврей).И эта песня стала частичкой нашей общей культуры, частичкой нашей памяти о тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной войны. |
Слушают запись песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса |
|
Слайд 19 | -Давайте обратимся к военной статистике той поры. В числе Героев Советского Союза 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 160 татар, 108 евреев, 96 казахов, 90 армян, 90 грузин, 69 узбеков, 15 литовцев, 12 киргизов, а также представители других национальностей. Это был общий вклад в Великую победу.
| Слушают информацию со слайда |
|
Слайд 20 | - Но, к сожалению, далеко не всегда складываются такие добрые, ровные отношения между людьми разных национальностей. Из курса истории, материалов СМИ, телевидения мы можем привести множество примеров войн, конфликтов на национальной почве. Приведите примеры. - Чеченская война - Великая Отечественная война -Первая мировая война( 100-летие) -Арабо-израильский конфликт -Война во Вьетнаме и др. |
Учащиеся приводят примеры военных конфликтов между народами |
|
Слайд 21 | -Каковы же причины межнациональных конфликтов? Причины межнациональных конфликтов.
●ущемление достоинства личности Территориальные — борьба за изменение границ. Экономические — борьба этносов за обладание ресурсами. Социальные — требования гражданского равно- правия, равенства перед законом. Культурно-языковые — требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности.
| Учащиеся называют причины межнациональных конфликтов |
|
Слайд 22 | - Очень актуальным стало в последнее время такое явление как «национализм». Что же это такое? | Учащиеся записывают со слайда |
|
Слайд 23 | Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939 -1945 гг. Синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «шовинизм», «геноцид», «Холокост».
| Слушают информацию со слайда |
|
Слайд 24 | - 1/3 евреев уничтожено |
|
|
Слайд 25 | - Эти факты и цифры звучат ужасающе. Вы сами стали свидетелями страшных видеорепортажей с экранов телевизора о событиях гражданской войны на Украине. И не только телевидение предоставляет такую информацию, но об этом говорят люди, вынужденные покинуть свой дом, свою страну, Украину. Мы живем в приграничной зоне, и в этом году большое количество украинцев было принято родственниками или чужими людьми в свои семьи на территории нашего села. То, что рассказывают люди о войне- это боль, это страх, это потеря близких и родных. Значит, получается, любая война – это уничтожение человечеством самих себя. | Слушают учителя |
|
Слайд 26 | -Какую же роль играет государство в решении межнациональных конфликтов? Давайте узнаем об этом из учебника. ( Стр.191-192) Выберите и назовите принципы национальной политики государства. Как вы их понимаете? | Работа с учебником |
|
Слайд 27 | - Но не только, ребята, государство должно решать проблемы межнациональных отношений. Но начать это должен каждый прежде всего с себя, выбирая главный принцип отношений друг с другом- это толерантность. Что же означает это слово?
|
|
|
Слайд 28 | -Запишите определение со слайда. | Учащиеся записывают определение со слайда |
|
Слайд 29 | - Толерантность- это проявление уважения, терпимости не только к людям другой национальности, но и к друг другу, к разным мнениям, взглядам, религиям. |
|
|
Слайд 30 | - Ещё в 19 веке прозвучали слова, которые по праву можно считать мечтой людей не только той эпохи, но и нас, современников. Мечта о времени, «..когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…» Кто автор этих строк? ( А.С.Пушкин)
| Ответы учащихся |
|
Слайд 31
| -А поэтому нелишним будет каждому пользоваться правилом трёх «П» -П- признание П-понимание П-принятие |
|
|
8. Закрепеление изученного материала Слайд 32-33
Слайд 34
| -А сейчас, ребята, давайте обобщим материал, по которому мы сегодня с вами работали. Реалии сегодняшнего дня тревожат новостями, происходящими в Сирии. Прежде всего –это проблема беженцев. Предлагаю вам задания по группам ( привести по 1 позитивному и негативному аргументу по проблеме беженцев из Сирии в Европу)
2. А это задание в формате ЕГЭ. | Учащиеся дают устные ответы.
Все работают над ситуацией в группах |
|
Слайд 35
Видеоинтервью «Что вы считаете главным в межнациональ-ных отношениях?»
Слайд 36 | - И в заключение , ребята, хочу дать вам несколько советов.
Такую позицию разделяют и наши земляки, жители нашего села.
Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. |
|
|
9.Рефлексия. Слайд 37 |
- А теперь, ребята, прошу выразить своё отношение к теме нашего сегодняшнего урока. |
Учащиеся дают устные ответы. |
|
10. Домашнее задание.Оценки. Слайд 38 | Домашнее задание. 1.§ 17, стр184-192 2. Составить сложный план по теме «Национальная политика»
| Учащиеся записывают домашнее задание. |
|
Слайд 39
| Спасибо за внимание!!!
|
|
|