Нации и межнациональные отношения

Урок обществознания в 10 классе о проблеме, причинах межнациональных конфликтов в современном мире.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок обществознания в 10 классе

«Нации и межнациональные отношения»



Цель:
-создать условия для овладения учащимися знаниями об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи урока:

Дидактическая:  создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся.                                   

Образовательная: 1.Знать, что такое «этнос» и «этнические общности»,понимать смысл основных понятий темы ( расизм, шовинизм, геноцид и др.),знать виды и причины межнациональных конфликтов и пути их решения.

Развивающая: овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, умение работать с источниками; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, проводить сравнение, делать выводы, приводить примеры из СМИ. В урок включены элементы тренировочных заданий ЕГЭ по обществознанию, что формирует у учащихся успешную подготовку к ЕГЭ по предмету.

Воспитательная: воспитывать у учащихся национальные патриотические чувства, толерантность, формирование активной жизненной позиции, воспитание у учащихся уважения к другим народам и формирование основ культуры межнационального общения.

Основные понятия: нация, национальность, этнос, племя, народность, межнациональные отношения, межнациональный конфликт, национализм, шовинизм, геноцид, расизм, толерантность

 

Межпредметные связи: история, музыка, география, литература

 

Дидактический материал: текст с фрагментом из произведений философов о нации и межнациональных отношениях, рабочие листы с заданиями, Конституция Российской Федерации 



Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация «Нации и межнациональные отношения»,пособие «Обществознание для подготовки к ЕГЭ» П.А. Баранов, Конституция РФ

Целеполагание.

Объявление целей занятия: отработать и закрепить основные умения и навыки по тренировочным заданиям ЕГЭ и в процессе выполнения заданий повторить основные термины, понятия, классификации и характеристики по теме.

Форма урока: урок-практикум с элементами интеграции и применением ИКТ.

Предоставление информации: презентация «Межнациональные конфликты»

(межпредметная связь с историей, музыкой)

Подход: компетентностный















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Организация класса.


Внимание, ребята!

Проверка готовности к уроку.

1 мин

2.Определение темы урока.


Слайд 1

Тему нашего сегодняшнего урока, ребята, я попрошу попробовать определить самим. А чтобы это сделать послушайте, пожалуйста, старинную легенду.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

— Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего оберну­ли бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согла­сию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: — Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...

Затем мудрец обратился к чернокожему:

А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на верши­нах наших гор, а волосы его — цвета солнца...

Черный и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцу» и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любо­вью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музы­ки и песен чей-то молодой голос:

Как хорошо, что все мы разные!

Итак, как вы думаете, как звучит тема нашего урока .

Слушают текст легенды «Хорошо, что все мы разные!»


3. Тема урока

Слайд 2

Тема нашего урока

«Нации и межнациональные отношения»

Скажите, ребята, а зачем нам изучать эту тему?

Учащиеся дают ответы и записывают тему в тетрадь


4. Определение целей и задачи урока

Слайд 3

Сегодня перед собой и вами я ставлю такие цели и задачи .Чтение целей и задач урока со слайда



5. Сообщение рассматриваемых вопросов



Слайд 4

Запишите, ребята, вопросы, которые мы с вами рассмотрим в течение всего урока .

Рассматривая каждый вопрос, мы с вами окажемся в роли этнографов, социологов и историков. То есть будем такими своего рода экспертами в данной области, чтобы полностью осветить тему урока

Учащиеся записывают вопросы в тетрадь


6 Изучение нового материала

Работа по первому вопросу

( обществоведы)


Слайд 5

Первый наш с вами вопрос звучит «Этнические общности». Поговорим о том, что это такое и каковы виды этноса.

Выполните схему в тетради






Учащиеся выполняют схему в тетради




Запишите определение термина «этнос»

Записывают определение в тетрадь





Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком, или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями.


Слушают информацию




На смену племенам пришла другая, исторически более высокая форма этноса – народность. Она свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма.Народность – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Она представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.

Народность по численности превышает племя. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство.

Народности – достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадались на более мелкие части, из них постепенно формировались новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшуюся в XII веке на образовавшиеся в последствии три самостоятельных этноса – русских, украинцев и белорусов.


Слушают информацию



Слайд 6


На базе народностей формируются нации – высший исторический тип этноса.

Нации – исторически сложившаяся общность людей, для которых характерна общность экономической жизни, языка, территории, культуры.

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку.



Слушают информацию со слайда


Слайд 7

А сейчас давайте рассмотрим схему о признаках нации и запишем эти признаки в тетрадь

Учащиеся записывают признаки в тетрадь


Слайд 8

И, конечно, же надо сказать о том, что такое «национальность». Сформулируйте свое определение этого термина.

Учащиеся дают устные ответы


7.Первичное закрепление

А теперь проверим, кто меня внимательно слушал.

- Что является первой ступенькой развития этноса? Для какого периода развития общества характерно объединение людей в племена?

- Как называется вторая ступень этноса? В связи с чем люди объединялись в народности?

- Что является высшей степенью развития этноса?

-Каковы признаки нации?

Учащиеся дают устные ответы


Слайд 9

-Для закрепления прослушанного материала предлагаю выполнить задание в формате ЕГЭ


-Давайте проверим, правильно ли выполнено задание.

1 человек выполняют у доски, остальные в тетради


Работа по второму вопросу

( социологи)

Слайд 10


-Мы переходим к изучению второго вопроса, который звучит «Межнациональные отношения»

Информация со слайда







Слайд 11






-Скажите, пожалуйста, что за текст перед вами. ( преамбула из Конституции РФ 1993 года). Давайте прочтем.






Чтение преамбулы Конституции и ст. 1 Конституции


Слайд 12


Слайд 13

Ярким примером многонационального государства является наша страна На территории Российской Федерации проживает около 130 национальностей.





Самой многочисленной нацией являются русские – это государствообразующая нация и русский язык признан государственным языком, языком межнационального общения на территории России.

Слушают информацию со слайда







Слушают информацию со слайда


Слайд 14

- А вот люди каких национальностей проживают на территории Ростовской области

Слушают информацию со слайда


Слайд 15

- А это информация о количестве людей разных национальностей на территории Волошинского сельского поселения

Слушают информацию со слайда


Слайд 16


-Ребята, а это информация о национальном составе учащихся нашей школы



Слайд 17


- А теперь выполните следующее задание, которое перед вами на слайде.





-Давайте проверим результаты вашей работы над ситуацией.








Выполнение задания в формате ЕГЭ

(умение работать с документацией)





Работа по третьему вопросу (историки)


Слайд 18




-Вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют духовное богатство нашей страны. Чтобы наглядно представить, как складывается многонациональная культура России. Приведём пример.

- Прослушайте небольшой фрагмент песни и назовите автора слов.

(Эти стихи написаны на аварском языке Расулом Гамзатовым, выросшим в небольшом ауле а Дагестане. На русский язык их перевёл русский поэт Николай Гребнёв. Затем стихи были положены на музыку. Сделал это композитор Ян Френкель, еврей по национальности. Исполнителями её стали Марк Бернес ( немец) и Иосиф Кобзон( еврей).И эта песня стала частичкой нашей общей культуры, частичкой нашей памяти о тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной войны.







Слушают запись песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса


Слайд 19

-Давайте обратимся к военной статистике той поры. В числе Героев Советского Союза 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 160 татар, 108 евреев, 96 казахов, 90 армян, 90 грузин, 69 узбеков, 15 литовцев, 12 киргизов, а также представители других национальностей. Это был общий вклад в Великую победу.


Слушают информацию со слайда


Слайд 20

- Но, к сожалению, далеко не всегда складываются такие добрые, ровные отношения между людьми разных национальностей. Из курса истории, материалов СМИ, телевидения мы можем привести множество примеров войн, конфликтов на национальной почве. Приведите примеры.

- Чеченская война

- Великая Отечественная война

-Первая мировая война( 100-летие)

-Арабо-израильский конфликт

-Война во Вьетнаме и др.








Учащиеся приводят примеры военных конфликтов между народами


Слайд 21

-Каковы же причины межнациональных конфликтов?

Причины межнациональных конфликтов.

  • ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей;

  • ущемление прав данного этноса;

  • из – за насильственного удержания народа в составе другого государства

●ущемление достоинства личности

Территориальные — борьба за изменение границ.

Экономические — борьба этносов за обладание

ресурсами.

Социальные — требования гражданского равно-

правия, равенства перед законом.

Культурно-языковые — требования сохранения

или возрождения, развития языка, культурной общности.


Учащиеся называют причины межнациональных конфликтов


Слайд 22

- Очень актуальным стало в последнее время такое явление как «национализм».

Что же это такое?

Учащиеся записывают со слайда


Слайд 23

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939 -1945 гг. Синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «шовинизм», «геноцид», «Холокост».


Слушают информацию со слайда


Слайд 24

- 1/3 евреев уничтожено



Слайд 25

- Эти факты и цифры звучат ужасающе. Вы сами стали свидетелями страшных видеорепортажей с экранов телевизора о событиях гражданской войны на Украине. И не только телевидение предоставляет такую информацию, но об этом говорят люди, вынужденные покинуть свой дом, свою страну, Украину. Мы живем в приграничной зоне, и в этом году большое количество украинцев было принято родственниками или чужими людьми в свои семьи на территории нашего села. То, что рассказывают люди о войне- это боль, это страх, это потеря близких и родных. Значит, получается, любая война – это уничтожение человечеством самих себя.

Слушают учителя


Слайд 26

-Какую же роль играет государство в решении межнациональных конфликтов?

Давайте узнаем об этом из учебника.

( Стр.191-192) Выберите и назовите принципы национальной политики государства. Как вы их понимаете?

Работа с учебником






Слайд 27

- Но не только, ребята, государство должно решать проблемы межнациональных отношений. Но начать это должен каждый прежде всего с себя, выбирая главный принцип отношений друг с другом- это толерантность.

Что же означает это слово?




Слайд 28

-Запишите определение со слайда.

Учащиеся записывают определение со слайда


Слайд 29

- Толерантность- это проявление уважения, терпимости не только к людям другой национальности, но и к друг другу, к разным мнениям, взглядам, религиям.



Слайд 30

- Ещё в 19 веке прозвучали слова, которые по праву можно считать мечтой людей не только той эпохи, но и нас, современников. Мечта о времени, «..когда народы, распри позабыв, в

великую семью соединятся…» Кто автор этих строк? ( А.С.Пушкин)

Ответы учащихся


Слайд 31



-А поэтому нелишним будет каждому пользоваться правилом трёх «П»

-П- признание

П-понимание

П-принятие



8. Закрепеление изученного материала

Слайд 32-33


Слайд 34


-А сейчас, ребята, давайте обобщим материал, по которому мы сегодня с вами работали.

Реалии сегодняшнего дня тревожат новостями, происходящими в Сирии. Прежде всего –это проблема беженцев.

Предлагаю вам задания по группам ( привести по 1 позитивному и негативному аргументу по проблеме беженцев из Сирии в Европу)







2. А это задание в формате ЕГЭ.

Учащиеся дают устные ответы.













Все работают над ситуацией в группах


Слайд 35


Видеоинтервью «Что вы считаете главным в межнациональ-ных отношениях?»




Слайд 36

- И в заключение , ребята, хочу дать вам несколько советов.






Такую позицию разделяют и наши земляки, жители нашего села.





Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный.
Н.А.Добролюбов




9.Рефлексия.

Слайд 37



- А теперь, ребята, прошу выразить своё отношение к теме нашего сегодняшнего урока.



Учащиеся дают устные ответы.


10. Домашнее задание.Оценки.

Слайд 38

Домашнее задание. 1.§ 17, стр184-192

2. Составить сложный план по теме «Национальная политика»


Учащиеся записывают домашнее задание.


Слайд 39


Спасибо за внимание!!!





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее