Направления работы классного руководителя.
(из опыта работы Рябовой Анны Ивановны)
«Воспитание детей – рискованное дело,
ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи –
горе, несравнимо ни с каким другим»
Демокрит.
III век до нашей эры.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие – наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель и наравне с ним конечно же воспитатель.
Одна из главных задач классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Воспитательная работа классного руководителя ведется по плану. План работы классного руководителя - важный документ. В нем отмечаются цели, задачи, способы и формы воспитательной деятельности, а также отражаются функции, права и обязанности классного руководителя.
План учебно-воспитательной работы состоит из нескольких разделов.
Раздел 1. «Сведения о классе»: количество учащихся (списочный состав), краткие сведения о здоровье, поведении, успеваемости, занятости общественной работой, о занятиях в кружках, спортивных секциях; сведения о семьях (количество полных, неполных, есть ли семьи, где родителей замещают другие лица), адреса, место работы, телефоны.
Раздел П. «Цель и задачи учебно-воспитательной работы». В нем определяются цель и задачи работы с учащимися, отмечаются пути и способы достижения цели и решения задач.
Цель:
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося и раскрытие его потенциальных способностей.
Задачи:
-формирование и развитие коллектива класса;
-совершенствование навыков общения между обучающимися;
-гуманизация отношений между обучающимися и взрослыми;
-защита прав и интересов обучающихся;
-формирование базовых ориентиров здорового образа жизни;
-формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.
Раздел III. «Учебно-воспитательная работа». Сюда относится:
а) работа с учителями класса (беседа с ними, приглашение на] родительские собрания, педагогические консилиумы, организация консультаций для учеников и родителей);
б) в раздел также входят: проведение викторин (в классе и по параллелям), тематических вечеров, классных часов (в день, определенный для школы), а также мероприятии по тому виду деятельности, которым занимается класс; индивидуальная работа с учащимися: беседа с детьми, организация консультаций психолога или социального работника, подбор индивидуальных поручений, обсуждение каких-либо проблем (лучше индивидуальное, но иногда надо провести и коллективное);
Если в классе уже сложились определенные традиции, например празднование дня рождения (по месяцам), то это тоже надо отразить в плане.
Раздел IV. «Внеклассная работа».
При планировании внеклассной работы классный руководитель осуществляет так же выбор форм работы с детьми. Можно различать формы по видам деятельности – и учебная, и трудовая, и спортивная, и художественная; по способу влияния – непосредственная и опосредованная.
По времени проведения формы можно разделить на:
- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
- продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);
- традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки можно говорить о формах работы, проводимых с учащимися без включения их в предварительную работу, подготовку учащихся.
По числу участников формы могут быть:
- индивидуальные (учитель-ученик);
- групповые (учитель-класс);
- массовые (учитель – несколько классов).
Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставит педагогов перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев и т.д.
При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующими положениями:
1. учесть воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть); каждая форма работы должна способствовать их решению;
2. на основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;
3. составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом:
- принципов организации воспитательного процесса;
- возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей;
- внешних условий (культурные центры, производственное окружение);
- возможностей педагогов, родителей.
Также в обязанность педагога входит и проведения информационных и классных часа. Следует учитывать, что информационный час и классный час имеют разные задачи, содержание, организационные формы и методы проведения, иначе определяют роль, функции, позицию педагога и его взаимоотношение с детьми.
Информационный час-форма просвещения учащихся, направленная на воспитание гражданской, нравственно-правовой и информационной культуры учащихся. Они способствуют формированию познавательной мотивации, интереса к чтению, собственной социальной значимости.
(«Классики литературы о добре и зле», «Никто не забыт, ничто не забыто», «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ: касается всех, касается каждого!»)
Классный час – это возможность обсуждения проблем класса. Он может быть организационным («Выборы актива класса») и тематическим («Мои права и обязанности»)
Раздел V. «Работа с родителями». В него входят:
а) работа с активом родителей;
б) проведение родительских собраний (раз в четверть); родительские собрания проводятся в определенные дни по плану школы: если проводятся общешкольные родительские собрания, то они тоже включаются в план;
в) собеседования с родителями и консультации для них, которые может проводить классный руководитель, учителя, работающие в данном классе, психолог, социальный работник, представитель администрации школы;
г) посещение семей учащихся (по необходимости).
Можно выделить следующие направления деятельности классного руководителя:
- работа с учениками;
-работа с родителями;
-взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками;
-работа с учителями в рамках методобъединения;
-работа по оформлению документации.
Работа классного руководителя с учениками прежде всего начинается с анализа класса и учеников (отдельно). Я начала работу с новым коллективом еще до того, как дети перешли в 5 класс. В ходе беседы с их первым учителем я старалась узнать как можно больше об особенностях детского коллектива, о сотрудничестве родителей со школой, о традициях, которые были заложены в начальной школе учителем начальных классов. Ведь зная интересы учащихся, особенности и склонности, уровень их воспитанности, классному руководителю легче составить целеустремленный и действенный план работы с учениками. Порою классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется только по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения, но забывают об остальных, что является ошибочно, все нуждаются в особом внимании, так как, за внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников безисключений.
После изучения класса и каждого ученика, классный руководитель приступает к непосредственной своей деятельности - осуществляет выбор форм работы с детьми. Ведь организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель и конечно же воспитатель. Именно мы непосредственно взаимодействуем с учениками, стремимся помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно с пользой организовывать школьную жизнь. Для меня приоритетной представляется функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Много времени на классных часах я отвожу на нравственно – эстетическое воспитание учащихся («Разумное и нравственное всегда совпадают», «Наша история в семейном альбоме», «Как прекрасен родной край»). Учу ребят строить своё поведение в соответствии с нравственно – эстетическим воспитанием. Провожу с учениками занятия, на которых учу их анализировать, оценивать проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Учу ребят вести дискуссию, спорить, критиковать, отстаивать своё мнение, делать выводы. Дети делятся своими мыслями о дружбе, товариществе, хороших людях, рассказывают случаи из собственного опыта общения со сверстниками. Часть внеклассных мероприятий направлена на сохранение здоровья школьников, на предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности учеников («Как уберечься от простуды», «Огонь – друг, огонь – враг», «Причины детского травматизма») .
Важное место в своей работе классного руководителя отвожу регулярным контактам с учителями, отслеживаю оценки учеников, в дальнейшем провожу индивидуальные беседы с учащимися, родителями. При возможности посещаю уроки своих коллег. Это также помогает мне в работе, так как дети по-разному себя ведут в тех или иных ситуациях.
Мои ученики принимают активное участие во многих школьных мероприятиях (предметные недели, спортивные соревнования), интернет конкурсах (всероссийские викторины и конкурсы «Рыжий лис»всероссийский центр творчества «Мои таланты», международные олимпиады «Инфоурок», сетевой центр равных возможностей Омской области, международный проект Интолимп – серия олимпиад), за что и получают грамоты. Чтобы грамоты не были макулатурой в их рюкзаках, а имели социальную значимость были созданы партфолио. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Впервые такой «дневник достижений» был создан еще в начальных классах и продолжаем его пополнять перейдя в среднее звено. Многие хотят похвастаться конечно же и перед родителями грамотами- сначала уносят их домой, затем возвращают, а то и забудут. Но мы справились с этой проблемой - у всех ребят есть гаджиты, они фотографируют грамоту на телефон и показывают родителям (грамота сразу остается в портфолио).
Важным звеном в построении воспитательной работы школы является взаимодействие педагога с родителями учащихся. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она заполняется дома, вместе с родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
При работе с родителями, я использую различные формы связи с ними. Эта связь не должна ограничеваться проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников. Важной частью деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является: личное посещение учащихся дома, приглашение родителей в школу для беседы, переписка с родителями через дневник, проведение классных родительских собраний, организация бесед и лекций для родителей на педагогические темы .
Отношения “учитель – родители” могут существовать и формироваться без прямых контактов их участников, т.е. опосредованно. Связующим звеном в этом случае становится ребенок, и конечно же телефонныеи разговоры. Однако, отсутствие контактов может спровоцировать и ряд негативных последствий во взаимодействиях с родителями. Мы с воспитателем всегда рады видеть своих родителей в школе.
Так же классный руководитель взаимодействует и с учителями-предметниками, которые обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий педагогов, работающих с учениками конкретного класса.
Следующее направление в работе классного руководителя – это работа с учителями в рамках методического объединения классных руководителей. Заседания методобъединений проводятся 4 раза в год, иногда – более часто, по мере необходимости. Деятельность методического объединения классных руководителей разнообразна, но все ее содержание подчинено решению проблем совершенствования воспитательной работы с детьми. На заседаниях объединения рассматриваются вопросы повышения теоретического и методического уровней организации воспитательной работы, изучаются современные концепции, передовой педагогический опыт, нормативные документы. На основе проведения диагностического исследования обсуждается состояние воспитательной работы в школе в целом, в отдельных классах, параллелях, уровень воспитанности детей. Классные руководители знакомятся с методиками анализа, целеполагания, планирования деятельности классного коллектива. Происходит обмен опытом, разработка методических рекомендаций по отдельным направлениям деятельности классных руководителей.В течение года организуются открытые внеклассные мероприятия, дела; вместе со всеми педагогами школы участвуют в дискуссиях по проблемам воспитания.
Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию: исследует различные методики; проводит исследования учащихся и всего коллектива; составляет характеристики конкретных школьников и всего класса; проверяет дневники учащихся; заполняет классный журнал и составляет план воспитательной работы.
Столь разнообразная воспитательная работа приносит свои плоды. В коллективе создан здоровый микроклимат. У ребят формируются положительные межличностные отношения. Они учатся уважительно общаться друг с другом, сочувствовать и сопереживать, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. Дети берут на себя ответственность за порученное дело, помогают одноклассникам. Учатся высказывать своё мнение, отстаивать его, учатся признавать свою неправоту в случае ошибки. Развивают свой кругозор, демонстрируют свои умения, достижения и знания. Укрепляют здоровье, следят за соблюдением санитарно – гигиенических навыков. Растут эстетически и нравственно. Активно участвуют в делах.
Процесс воспитания длительный, кропотливый и трудоёмкий. Судить о результатах всей огромной комплексной работы, проведённой с сегодняшними учениками и их родителями мы будем ещё не скоро.
http://mirznanii.com/a/174944/osnovnye-napravleniya-raboty-klassnogo-rukovoditelya
http://festival.1september.ru/articles/537156/
http://www.ronl.ru/shpargalki/pedagogika/169511/