Городской конкурс «Современный урок истории»
Разработка урока «Начало правления Петра I»
Гребенщикова Анастасия Сергеевна учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ № 37 г. Пермь
Тема урока «Начало правления Петра I».
Цель урока: Обеспечить условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией в конце XVII - начале XVIII веков, рассмотрения основных мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления.
Тип урока: изучение нового материала, урок рассчитан на 2 часа.
Вид урока: смешанный
Форма учебной работы: фронтальная, групповая.
Методы обучения: проблемный, частично – поисковой, объяснительно – иллюстративный.
Педагогические приемы: кластер, кейс, кубик Блума.
Образовательные ресурсы:
- компьютер;
-мультимедийный проектор и экран,
- кесы: карточки с заданиями; исторические источники, карты, шаблоны кубика Блума.
Планируемые результаты обучения:
Требования к личностным результатам освоения курса:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Требования к метапредметным результатам освоения курса:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, принимать решения в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Установление причинно-следственных связей, логическое рассуждение.
Умение создавать, применять и преобразовывать, знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса.
Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений, спокойно и разумно относиться к критике.
смысловое чтение;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Навыки работы с историческими фактами и событиями, исторической картой, историческими источниками
Требования к предметным результатам освоения курса:
Учащийся научится:
объяснять события, связанными с приходом Петра I к власти;
определить основные задачи, которые стояли перед Россией в конце XVII века;
характеризовать основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления;
называть даты: рождения Петра 1 (1672г.), венчания Петра на царство (1682 г.), Азовских походов (1695-1696 гг.), Великого посольства (1697- 1698 гг.);
показывать на карте направления Азовских походов, путь Великого посольства;
Учащийся получит возможность научиться:
Добывать, сопоставлять и анализировать историческую информацию, полученную из различных источников.
Предлагать и анализировать варианты мотивов поступков исторических личностей изучаемого периода.
Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей конца XVII – начала XVIII веков.
Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого.
Ход урока.
Организационный момент: Взаимные приветствия учителя и учащихся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета; проверка подготовленности учащихся к уроку; внутренняя готовность, психологическая организация внимания.
На протяжении урока роль учителя в организации деятельности учащихся, оказании им помощи и сопровождения.
Этап урока. | Ресурс | Содержание. | Деятельность учащихся. |
1. Актуализация знаний. | Презентация – слайд 2-6.
| 1613 г., Земский собор, Михаил Федорович, венчание на царство, династия Романовых. Правление Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. | Беседа, дискуссия - ассоциации с датами, терминами, именами исторических личностей. Учащиеся отвечают на вопросы, актуализируют усвоенные ранее знания. |
2. Мотивация. Создание проблемной ситуации. | Видео 1. Слайд 7. (для просмотра нужно навести курсив на видео и кликнуть «воспроизведение)
| Наследники Алексея Михайловича, вопрос о престолонаследии.
Формулировка проблемы. | Просмотр видеоролика (отрывка из сериала Романовы,2013г.) Формулируют проблемную ситуацию, анализируют исходные данные, и формулируют проблему в виде проблемного вопроса, вскрывающего предмет изучения и определяющего направление поиска. |
3. Выдвижение гипотез. Постановка учебной задачи. | Доска,мел
| Наследники Алексея Михайловича, вопрос о престолонаследии, правление Федора Алексеевича, царевны Софьи, начало правления Петра Алексеевича.
| Выдвигают гипотезу – дают обоснование. Один или несколько учеников оформляют записи на доске в виде кластера. Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Происходит формулировка проблемы, темы и учебных задач, возможного плана изучения. |
4. Поиск решения. | Видео 2. Слайд 8. (для просмотра нужно навести курсив на видео и кликнуть «воспроизведение)
| Недолгое правление Федора Алексеевича и его значение. Начало правление правления Петра. Цели Софьи. Стрелецкий бунт. Хованщина. Двоецарствие. Десятилетие Софьи. | Сопоставляют решение кластера на доске с видеофрагментом. (отрывка из сериала Романовы,2013г.)
|
5. Проверка произведенного решения. | Кейсы – приложение. Слайд 9 – навести на значки звука – для прослушивания – отрывка из оперы Хованщина Мусоргского.
Шаблоны – кубика Блума.
Для двух учащихся задавших большее количество вопросов flash-игра
для запуска игры – зайти в папку flash-игра – Образование Российской империи – кликнуть на НАЧАЛО start
Презентация слайд 10-12 ( 12 слайд – воспроизвести видео) | Стрелецкий бунт. Причины, последствия. Правление Софьи, ее судьба. Начало правления Петра I. Внешняя политика. Азовские походы. Великое посольство.
Сподвижники Петра, Генерал адмирал Апраксин, адмирал Лефорт, князь Ромодановский, Борьба за выход к Азовскому, Черному, Балтийскому морям. Преобладающие цели и их итоги и последствия.
Конец XVII века. Роль Перта I. История русского царства заканчивалась – начиналась история российской империи. | Групповая работа. Учащимся предлагается проанализировать историческую ситуацию и ответить на вопросы. 6 групп: Подробные ситуационные задачи и кейсы в приложении.
Учащимся предстоит представить в себя в роли малолетнего Перта и его же уже вступающего в единоличное правление , в роли Софьи Алексеевны. Проанализировать их судьбу, интересные факты из биографии, роль их деятельности в истории нашего государства.
После выступления каждая группа используя кубик – задает выступающим вопрос. Учащимся предстоит в роли юного Петра I определять внешнеполитическое развитие России. От правильный действий (выборов) в ходе игры зависит становление могущественной Российской империи. В случае неправильного выбора можно вернуться к началу игры.
Диалог, дискуссия. Анализ внешнеполитической деятельности Петра концу XVII – началу XVIII века. |
6. домашнее задание. |
|
| Задания в рабочей тетради.
Индивидуальное задание: Историки спорят: С.М. Соловьев (из книги «История России с древнейших времен»): Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение … Руси, чувствующей жгучую потребность нового, потребность преобразований…
Н.А. Нарочницкая (из книги «Россия и русские в мировой истории»): Почти все успешные начинания Петра имели начала в предыдущие царствования, особенно в царствование его отца – Алексея Михайловича, по всем источникам просвещенного государя, при котором Русь вела многогранную международную деятельность. С Ивана III уже можно говорить о европеизации Московской Руси в смысле широких контактов и взаимопроникновения культур.
|
7. Рефлексия. | Цветные магниты либо бумажные стикеры.
Презентация слайд - 13 | На доске размещаются заготовленные или рисуются смайлы СЛАЙД. При обсуждении итогов в таблицу вписываются ответы на вопросы: Что вызвало затруднения на уроке? Что мне стало понятно? Что понравилось?
Оговаривается цвет магнитов или стикеров и учащиеся делают выбор смайла – их настроения «Я» в начале и в конце урока. На выходе каждый заносит в таблицу свою фамилию и оценку.
| Самоанализ хода урока, обобщенные выводы. |