«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Начало правления Петра I. От царства к империи."

Недолгое правление Федора Алексеевича и его значение. Начало правление правления Петра. Цели Софьи. Стрелецкий бунт. Хованщина. Двоецарствие. Десятилетие Софьи.Стрелецкий бунт. Причины, последствия. Правление Софьи, ее судьба. Начало правления Петра I. Внешняя политика. Азовские походы. Великое посольство.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Городской конкурс «Современный урок истории»



Разработка урока «Начало правления Петра I»


Гребенщикова Анастасия Сергеевна учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ № 37 г. Пермь
































Тема урока «Начало правления Петра I».


Цель урока: Обеспечить условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией в конце XVII - начале XVIII веков, рассмотрения основных мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления.

Тип урока: изучение нового материала, урок рассчитан на 2 часа.


Вид урока: смешанный


Форма учебной работы: фронтальная, групповая.


Методы обучения: проблемный, частично – поисковой, объяснительно – иллюстративный.


Педагогические приемы: кластер, кейс, кубик Блума.


Образовательные ресурсы:

- компьютер;

-мультимедийный проектор и экран,

- кесы: карточки с заданиями; исторические источники, карты, шаблоны кубика Блума.

Планируемые результаты обучения:

Требования к личностным результатам освоения курса:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Требования к метапредметным результатам освоения курса:


Регулятивные универсальные учебные действия:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, принимать решения в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные универсальные учебные действия:

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

  • Установление причинно-следственных связей, логическое рассуждение.

  • Умение создавать, применять и преобразовывать, знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса.

  • Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений, спокойно и разумно относиться к критике.

  • смысловое чтение;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и с взрослыми.

  • Навыки работы с историческими фактами и событиями, исторической картой, историческими источниками

Требования к предметным результатам освоения курса:

Учащийся научится:

  • объяснять события, связанными с приходом Петра I к власти;

  • определить основные задачи, которые стояли перед Россией в конце XVII века;

  • характеризовать основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления;

  • называть даты: рождения Петра 1 (1672г.), венчания Петра на царство (1682 г.), Азовских походов (1695-1696 гг.), Великого посольства (1697- 1698 гг.);

  • показывать на карте направления Азовских походов, путь Великого посольства;


Учащийся получит возможность научиться:

  • Добывать, сопоставлять и анализировать историческую информацию, полученную из различных источников.

  • Предлагать и анализировать варианты мотивов поступков исторических личностей изучаемого периода.

  • Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей конца XVII – начала XVIII веков.

  • Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого.
























Ход урока.

Организационный момент: Взаимные приветствия учителя и учащихся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета; проверка подготовленности учащихся к уроку; внутренняя готовность, психологическая организация внимания.

На протяжении урока роль учителя в организации деятельности учащихся, оказании им помощи и сопровождения.

Этап урока.

Ресурс

Содержание.

Деятельность учащихся.

1. Актуализация знаний.

Презентация – слайд 2-6.


1613 г., Земский собор, Михаил Федорович, венчание на царство, династия Романовых. Правление Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича.

Беседа, дискуссия - ассоциации с датами, терминами, именами исторических личностей. Учащиеся отвечают на вопросы, актуализируют усвоенные ранее знания.

2. Мотивация. Создание проблемной ситуации.

Видео 1.

Слайд 7.

(для просмотра нужно навести курсив на видео и кликнуть «воспроизведение)




Наследники Алексея Михайловича, вопрос о престолонаследии.


Формулировка проблемы.

Просмотр видеоролика (отрывка из сериала Романовы,2013г.)

Формулируют проблемную ситуацию, анализируют исходные данные, и формулируют проблему в виде проблемного вопроса, вскрывающего предмет изучения и определяющего направление поиска.

3. Выдвижение гипотез. Постановка учебной задачи.

Доска,мел


Наследники Алексея Михайловича, вопрос о престолонаследии, правление Федора Алексеевича, царевны Софьи, начало правления Петра Алексеевича.


Выдвигают гипотезу – дают обоснование. Один или несколько учеников оформляют записи на доске в виде кластера. Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Происходит формулировка проблемы, темы и учебных задач, возможного плана изучения.

4. Поиск решения.

Видео 2.

Слайд 8.

(для просмотра нужно навести курсив на видео и кликнуть «воспроизведение)



Недолгое правление Федора Алексеевича и его значение. Начало правление правления Петра. Цели Софьи. Стрелецкий бунт. Хованщина. Двоецарствие. Десятилетие Софьи.

Сопоставляют решение кластера на доске с видеофрагментом. (отрывка из сериала Романовы,2013г.)


5. Проверка произведенного решения.

Кейсы – приложение.

Слайд 9 – навести на значки звука – для прослушивания – отрывка из оперы Хованщина Мусоргского.











Шаблоны – кубика Блума.






Для двух учащихся задавших большее количество вопросов

flash-игра


для запуска игры – зайти в папку flash-игра – Образование Российской империи – кликнуть на НАЧАЛО start







Презентация слайд 10-12 ( 12 слайд – воспроизвести видео)

Стрелецкий бунт. Причины, последствия. Правление Софьи, ее судьба. Начало правления Петра I. Внешняя политика. Азовские походы. Великое посольство.
















Сподвижники Петра, Генерал адмирал Апраксин, адмирал Лефорт, князь Ромодановский, Борьба за выход к Азовскому, Черному, Балтийскому морям. Преобладающие цели и их итоги и последствия.














Конец XVII века. Роль Перта I. История русского царства заканчивалась – начиналась история российской империи.

Групповая работа. Учащимся предлагается проанализировать историческую ситуацию и ответить на вопросы.

6 групп:

Подробные ситуационные задачи и кейсы в приложении.


Учащимся предстоит представить в себя в роли малолетнего Перта и его же уже вступающего в единоличное правление , в роли Софьи Алексеевны. Проанализировать их судьбу, интересные факты из биографии, роль их деятельности в истории нашего государства.


После выступления каждая группа используя кубик – задает выступающим вопрос.











Учащимся предстоит в роли юного Петра I определять внешнеполитическое развитие России. От правильный действий (выборов) в ходе игры зависит становление могущественной Российской империи. В случае неправильного выбора можно вернуться к началу игры.

 
















Диалог, дискуссия. Анализ внешнеполитической деятельности Петра концу XVII – началу XVIII века.

6. домашнее задание.



Задания в рабочей тетради.


Индивидуальное задание:

Историки спорят:

С.М. Соловьев (из книги «История России с древнейших времен»): Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение … Руси, чувствующей жгучую потребность нового, потребность преобразований…


Н.А. Нарочницкая (из книги «Россия и русские в мировой истории»): Почти все успешные начинания Петра имели начала в предыдущие царствования, особенно в царствование его отца – Алексея Михайловича, по всем источникам просвещенного государя, при котором Русь вела многогранную международную деятельность. С Ивана III уже можно говорить о европеизации Московской Руси в смысле широких контактов и взаимопроникновения культур.


  1. Чье высказывание вам кажется более убедительным? Почему?

  2. Найдите аргументы за и против мнениям двух авторов.


7. Рефлексия.

Цветные магниты либо бумажные стикеры.


Презентация слайд - 13

На доске размещаются заготовленные или рисуются смайлы СЛАЙД. При обсуждении итогов в таблицу вписываются ответы на вопросы: Что вызвало затруднения на уроке? Что мне стало понятно? Что понравилось?


Оговаривается цвет магнитов или стикеров и учащиеся делают выбор смайла – их настроения «Я» в начале и в конце урока. На выходе каждый заносит в таблицу свою фамилию и оценку.


Самоанализ хода урока, обобщенные выводы.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее