«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Начальные этапы обучения игры на гитаре

  1. Цель: Выявление основных проблем при адаптации обучающегося на инструменте и освоении ими принципов звукоизвлечения. Способы их решения.
  2. Задачи:
  • Адаптировать учащегося на инструменте.
  • Научить правильной посадке и постановке рук.
  • Изучить основные способы, приемы звукоизвлечения. Выявить проблемы.
  • Научить слушать и исполнять музыкальное произведение.
  • Воспитание творческого сотрудничества ученика и педагога.
  • Создание внутреннего комфорта на уроке.
Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки


«Утверждаю»

Заместитель директора по УРКГКП «Восточно-Казахстанское училище искусствимени народных артистов братьев Абдуллиных» Управления образования ВКО

______Миськив О.Н.




Ашық сабақтың әдістемелік әзірлемесі

Методическая разработка открытого урока

Мамандық /Специальность: 02150100- Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

Біліктілігі /Квалификация: 4S02150103– Артист оркестра народных инструментов (дирижер), преподаватель детской музыкальной школы.Специализация «Русские народные инструменты»

Пәнатауы/ Наименование дисциплины: Специальный инструмент (Гитара)

Курс, группа: студент - Жанкулов Эльхан, 1 курс.

Сабақ тақырыбы /Тема урока: «Начальные этапы обучения игры на гитаре».

Оқытушылар / Преподаватель: Русаков Александр Александрович.




















Өскемен қ./г. Усть–Каменогорск 2023ж./г.




  1. Общие сведения

Учащийся 1 курса: Жанкулов Эльхан. Специальность «Русские народные инструменты».

  1. Цель: Выявление основных проблем при адаптации обучающегося на инструменте и освоении ими принципов звукоизвлечения. Способы их решения.

  2. Задачи:

  • Адаптировать учащегося на инструменте.

  • Научить правильной посадке и постановке рук.

  • Изучить основные способы, приемы звукоизвлечения. Выявить проблемы.

  • Научить слушать и исполнять музыкальное произведение.

  • Воспитание творческого сотрудничества ученика и педагога.

  • Создание внутреннего комфорта на уроке.


  1. В результате обучения (РО1) на уроке обучающийся должен научиться держать инструмент, посадкой, постановкой рук.

  2. В результате обучения (РО2) на уроке обучающийся должен научиться применять соответствующие штрихи звукоизвлечения.

Критерии оценивания РО2:

- на «5» - Полное владение штрихами правой руки (аппояндо и тирандо) и постановкой левой руки. Овладение игрой двумя руками;

- на «4» - Овладение одним из штрихов правой руки и поставкой левой руки. Овладение игрой двумя руками частично;

- на «3» не овладел штрихами правой руки, но справился с постановкой левой руки.

Критерии оценивания РО1:

- на «5» - Знать и демонстрировать посадку за инструментом и постановку рук;

- на «4» - Демонстрировать правильную посадку и правильную постановку одной руки;

- на «3» - Демонстрировать правильную посадку, но не правильную постановку рук.


  1. Тип урока: Открытый урок-практикум, комбинированный.

  2. Основные методы и приёмы обучения: Словесные, практические, и наглядные.

    1. Справочная литература:

  1. Э. Пухоль «Самоучитель игры на гитаре».

  2. Агафошин Н. П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: издательство «Музыка», - 1987 г.

  3. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – М.: издательство «Советский композитор», - 1987 г.

  4. Винницкий А. Учитель и ученик. – М.: издательство «Музыка», - 2013 г.

  5. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: издательство «Музыка», - 1979 г.



  1. Техническое оснащение: Гитара, подставка под ногу, ноты, пульт, стулья, интернет ресурсы, аудиозаписи.



Структура урока

  1. Организационная часть.

  • Приветствие;

  • Озвучивание темы, целей урока.

  • Проверка готовности учащегося к уроку;

  1. Контроль знаний

  2. Основной этап. Работа над художественным исполнением.

  3. Закрепление изученного материала.

  4. Домашнее задание.

  5. Рефлексия и самооценка обучающегося.



Добрый день! Для достижения успеха на начальном этапе обучения в классе гитары своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты, приёмов игры и умение применять их. Адаптационный период для юного гитариста важен, так как сложность освоения инструмента высока. Это трудное и хлопотное дело, но гитара, поверьте, того стоит. Чтобы обучающейся мог полноценно воспринимать и понимать музыку, прежде всего, необходимо научить его внимательно слушать. Умение слушать и слышать себя – очень важная и, наверное, самая главная проблема, с которой сталкиваются все преподаватели. Гитара как музыкальный инструмент имеет свои специфические особенности звучания, которые требуют от ученика постоянного и целенаправленного слухового внимания и контроля. Развитый слух-основа в работе над музыкой.

На первых уроках изучение нотной грамоты и освоение навыков игры на гитаре отходят на второй план - главное внимание сосредоточено на развитии музыкального слуха. Для того чтобы ученик привыкал к звучанию и тембру инструмента, занятия по развитию слуха следует проводить под гитару. Учитель проигрывает мелодию песенки или просто отдельные звуки, а ученик должен их спеть. К примеру, сейчас я сыграю небольшую пьеску РНП – «Во саду ли во городе». Ну и далее, при работе над музыкальным произведением, навык сольфеджирования основных мелодий будет очень полезен музыканту (для закрепления ассоциативных связей между зрением и слухом). Полезно на начальном этапе обучения включать в работу пение песен, народных, детских и массовых песен современных композиторов. В процессе этой работы педагог глубже узнает музыкальные способности ученика, стимулирует дальнейшее их развитие. Исполнение песен на первых уроках является, по сути дела, продолжением начальной проверки ученика, но здесь пассивное наблюдение постепенно переходит в активное обучение.

При посадке и постановке рук возникают некоторые проблемы, которые могут мешать полноценному развитию музыканта. Это и зажатость игрового аппарата и неправильное звукоизвлечение, и, самое главное, некачественный звук. Поэтому вначале, перед тем, как взять инструмент, необходимо показать ученику подготовительные упражнения, которые он будет выполнять на протяжении всего первого года обучения, в классе и дома. Продемонстрируем некоторые из них. Главное правило – это точность исполнения упражнений, ритмичность, координация и синхронность движений.


Постановка исполнительского аппарата.


Посадка и положение инструмента.


Посадка гитариста имеет весьма важное значение для овладения всем техническим «арсеналом» гитарной игры. Правильная посадка помогает максимально экономить энергию и не допускать большого мышечного напряжения. Главное-это предельная свобода игровых движений.

Сейчас Эльхан покажет, как нужно правильно сидеть и держать инструмент. Гитарист садится свободно на переднюю половину стула. Правильная посадка характеризуется прямой линией позвоночника от копчика до основания головы. Шея и голова вытянуты, грудь и спина расправлены, оба плеча находятся на одном уровне. Корпус исполнителя подается немного вперед, чтобы частично перенести вес тела на ноги. Ноги - активная опора. Левая нога слегка вытянута вперед, а правая отведена в сторону. Левая нога стоит на подставке, высота которой зависит от высоты стула и высоты корпуса исполнителя (чем выше корпус, тем выше подставка). Данная посадка позволяет быть гитаристу в активном физиологическом состоянии.

Положение инструмента имеет четыре точки опоры: 1) бедро левой ноги; 2) грудь; 3) предплечье правой руки; 4) поддержка правой ноги.

При посадке и установке инструмента могут возникнуть некоторые проблемы. Высокое положение левой ноги вызывает у некоторых исполнителей чувство дискомфорта в правой части спины. Решить эту проблему помогает подставка другого типа (не под ногу, а под гитару), которая позволяет ноге оставаться в естественном положении. На данный момент этот вид подставок становится все более популярным, так как он позволяет приспособить гитару к наиболее естественному положению тела.

Чтобы не поднималось и не зажималось плечо, необходимо опустить нижний овал корпуса гитары настолько, чтобы правая рука опиралась на него верхней частью предплечья, давление правого предплечья должно быть незначительным. Основная опора – на корпус и бедро. Головка грифа находится на уровне носа, что позволяет левой руке находиться ближе к корпусу исполнителя.

Также на посадку юного гитариста очень влияет размер инструмента. Поэтому для маленьких детей нужно приобретать гитары с меньшей мензурой, либо использовать каподастр, который обычно устанавливается на 3-ем ладу. Это позволит левой руке исполнителя принять более естественное положение (ноты на грифе изучаются как в первой позиции). При работе над посадкой и положением инструмента преподаватель должен следить, чтобы силуэт исполнителя был гармонично сбалансирован с обеих сторон.


Постановка правой руки.


Общие проблемы правой руки. Большинство из них вытекают или являются результатом ненужных напряжений или «крайностей» в постановке.

Наиболее характерные:


· Изгиб запястья слишком высок, далек от правильного и большой палец слишком удален влево.


· Слишком большой подъем («дуга») запястья, что держит его слишком высоко над струнами.


· Разделение пальцев друг от друга, особенно кончиков.


· Чрезмерная закругленность пальцев.


· Чрезмерное распрямление пальцев.


· Чрезмерное давление предплечья на корпус гитары.


Эти крайности вызывают мышечное напряжение, или «зажим», потерю контроля над действиями всей руки и пальцев и плохое качество звука.


Избежать этих крайностей можно с помощью адаптационных упражнений, которые должны быть метро-ритмически и динамически оформлены и прорабатываться несколько раз.


1 упражнение


Предплечье правой руки у локтя кладется на большой изгиб обечайки. На счет «раз» кисть правой руки положить на струны (причем сделать это нужно с акцентом, со «шлепком»), а после, на счет «два», расслабить, от чего рука должна свободно упасть вниз.


2 упражнение


Как и в предыдущем упражнении на счет «раз» кисть правой руки кладем на струны, на счет «два» переносим на обечайку (со «шлепком»).


3 упражнение


Соединяем два предыдущих упражнения. На счет «раз» - рука на струнах, на «два» - падает вниз, на «три» - на струнах, на «четыре» - на обечайке.


Данные упражнения позволяют учащемуся в состоянии расслабления руки, и так называемого исполнительского тонуса, адаптируют правую руку на инструменте.


4 упражнение


Кисть правой руки лежит на струнах Пальцы «ползут» к запястью, рука округляется, принимая физиологически удобное положение на правой струне.


5 упражнение


Пальцы правой руки ставим все на первую струну, большой палец впереди, как бы покачиваясь на струне при помощи предплечья. Тоже проделываем на каждой струне от первой к шестой и обратно. Это упражнение позволяет учащемуся закрепить ощущение верного и удобного положения правой руки на инструменте.


6 упражнение


Пальцы правой руки ставим: p – на четвертую струну, i – на третью, m – на вторую, a – на первую. Указательным пальцем (i) подтягиваем третью струну к четвертой, и опускаем, не теряя контакта. Тоже проделываем всеми пальцами по-очереди и также вместе. Эта работа поможет укрепить пальцы правой руки и подготовки к звукоизвлечению.

Начинать работу по звукоизвлечению удобнее с четвертой струны большим пальцем на апояндо. Полноценный звук получается тогда, когда струна предварительно оттягивается (нажимается во внутрь корпуса) пальцем и только потом отпускается. При этом все участки струны равномерно приходят в колебание, и основной тон преобладает над обертонами. Если же струна приведена в колебание ударом сверху, то возрастает количество обертонов. Звук получается некрасивым.

Далее мы можем приступить к упражнениям (и небольшим пьесам) на координацию движения по басовым струнам, оформляя их ритмически и динамически, ученик играет через паузу и с подготовкой, остальные пальцы расположены на разных струнах, на арпеджио. Сыграем с Ильей некоторые из них. Преподаватель обязательно должен сам проигрывать ученику каждое упражнение и пьесу. Это создает в восприятии ребенка определенную звуковую модель, на которую он будет ориентироваться при исполнении самостоятельных упражнений. На следующем этапе работы ученик сам старается воспроизвести услышанное.



Постановка левой руки.


Правильная посадка и устойчивая постановка правой руки исполнителя на гитаре устраняют необходимость поддерживания грифа левой рукой, что даёт ей полную свободу. Освоение грифа правильно начинать с V позиции. Покажем некоторые упражнения.


1 упражнение «Поймай гриф»


Ученик держит инструмент, правая рука на обечайке. Левая рука свободно опущена вниз. На счет «раз» - руку переносим на гриф, при этом 1,2,3,4 пальцы выпрямлены и параллельны порожкам, а большой напротив второго, с обратной стороны грифа. На счет «два»- снова опускаем руку вниз. Повторяем упражнение, пока ученик не привыкнет к правильному положению большого пальца на середине шейки грифа, правильному положению запястья (не должно прогибаться), и его движения не станут естественными и свободными.


2 упражнение


Ставим второй палец (ближе к ногтю) на четвертую струну (V позиция) и прижимаем. Следим за округлостью пальцев, ставим почти перпендикулярно грифу. Не отрывая палец от струны (не теряя контакта со струной) освобождаем мышцы пальца. Прорабатываем это упражнение на четвертой, пятой, шестой струнах. Это упражнение закрепляет ощущение верного положения левой руки на грифе, развивает мышцы пальца, помогает выработать точный нажим пальца на струны.


3 упражнение


Все пальцы левой руки ставим на лады, а первым стучим по струне. Тоже делаем и другими пальцами.


4 упражнение


Хроматизмы одним пальцем. Начинаем со второго пальца. Ставим палец на VI лад, скользим, не отрывая от струны на VII лад, и возвращаемся на VI лад. Освоив V позицию, делаем эти же упражнения в IV, III, II, I позициях. При работе в первой позиции подключаем правую руку (пульгар).

Всем упражнениям полезно давать образные названия, особенно при работе с маленькими детьми. Например, «Поймай гриф», «Лесенка», «Картинка на гвоздике», «Мячик», «Лифт», «Точки» и др.

Далее можно играть простые одноголосные пьесы в I позиции, на басовых струнах пульгаром, затем индике, медио на первых трёх струнах. С первых уроков, при игре по открытым струнам в первой позиции хорошо применять ансамблевое музицирование (Н. Парадизо «Учусь играть на гитаре», А. Виницкий «Учитель и ученик»).


Звукоизвлечение на начальном этапе.


Основным способом звукоизвлечения является смешанный: сочетание игры подушечкой и ногтем. На начальном этапе работы с детьми рекомендуется пользоваться безногтевым способом, при котором скольжение по струне производится подушечкой пальца. Этот способ применяется при отсутствии ногтей или их ломкости, особенно у детей, но при систематических занятиях ногти быстро крепнут. Достоинства безногтевого способа игры – в его мягкости и глубине, правильном ощущении контакта пальца со струной. Владея данным игровым способом, гитарист также имеет возможность легко перейти на него в случае поломки ногтей. Переход на ногтевой способ игры зависти от индивидуальности ученика и может происходить на 2-ом или 3-ем годах обучения.

Игра с подготовкой. Одним из важных моментов в звукоизвлечении является наличие подготовки звука (постановка пальца на струну перед звукоизвлечением). На слух «подготовка» воспринимается как игра штрихом non legato. Между каждым звуком есть небольшая пауза. Используя этот способ игры, начинающий гитарист может осуществлять контроль над ритмом и тембром, подготовить чистоту музыкального произношенияи избежать непопадания пальца на струну.

Основными приемами звукоизвлечения являются апояндо и тирандо. Поиграем с Эльханом некоторые упражнения и пьесы, демонстрируя данные приёмы игры.

Первое прикосновение к струне лучше выполнять приемом апояндо (удар, этот прием заключается в скольжении пальца по струне с опорой или остановкой на последующей струне), что дает точную фиксацию положения кисти правой руки. Необходимо следить при этом, чтобы пальцы долго не задерживались на опорной струне, а возвращались в исходное положение под струной, иначе они будут сковывать последующие движения. Если же при апояндо (ударе) у играющего прогибается первая фаланга пальца, то звук следует извлекать приемом тирандо (щипок) до тех пор, пока не окрепнут пальцы. Тирандо (щипок) — прием заключается в оттягивании струны дугообразно изогнутым пальцем. Остановки на струне он не имеет. Применяется тирандо (щипок) при исполнении двойных нот, арпеджио, аккордов, при проведении подголосков и в аккомпанементе. Используя оба приема звукоизвлечения, можно получить различную тембровую и динамическую окраску. Апояндо (удар) и тирандо (щипок) разнообразят средства музыкальной выразительности, ими следует владеть в равной мере и осваивать с первых шагов.



Подведём итог урока и сделаем вывод


Мы рассмотрели большой комплекс упражнений без инструмента и с инструментом, ведь верное, удобное положение учащегося с инструментом, точное выполнение постановочных задач, грамотное, точное звукоизвлечение – это главные слагаемые успеха на начальном этапе обучения.

Звук – основа музыки. Достижение качественного, наполненного гитарного звука является главной задачей педагога в классе гитары. В методических работах Э. Пухоля, Ч. Дункана, Р. Изнаолы, А. Карлеваро даны подробные рекомендации о свободе и организации игрового аппарата, рациональности и экономичности движений, подготовке звукоизвлечения.

Изложены все базовые принципы необходимые для работы над звуком и над артикуляцией в целом. Работа над звуком, процесс очень трудоемкий, требующий внимания, собранности, постоянного слухового контроля.

Гитара является богатейшим в тембровом отношении инструментом. Задача каждого, кто соприкасается с этим инструментом, овладеть секретом правильного звукоизвлечения. Это обязывает преподавателя и ученика с первых шагов добиваться красивого, интонационно выразительного, гитарного звука.

Какие главные точки постановки инструмента?

Расскажи об постановки правой руки?

Расскажи об постановки левой руки?

Какие есть звукоизвлечения в правой руке?




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее