«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

На заключительном этапе войны Великой Отечественной войны

Разработка урока по истории России позволяет изучить основные события Великая Отечественной войны

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки



Тема: На заключительном этапе войны Великой Отечественной войны


Цель урока:Познакомить обучающихся с главными событиями заключительного этапа Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательная:узнать о ходе и итогах военных операций января – мая 1945 года, познакомиться с решениями Крымской конференции.

Воспитательная:подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа во Второй Мировой войне.

Развивающая:продолжить формирование умений работать с исторической картой, датами, историческими источниками, анализировать их, делать выводы.

Подходы:системно – деятельный подход


Основные понятия: капитуляция, антигитлеровская коалиция, «второй фронт»


Основные персоналии: И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль, Г.К. Жуков.

.




Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте. Сегодня мы будем изучать тему «Заключительный этап Великой Отечественной войны». Сначала давайте вспомним пройденный материал.

Слайд 1


  1. Актуализация опорных знаний учащихся по пройденной теме

  1. Какие наступательные операции проводились Красной Армией в 1944 году (показать по карте)

  2. Какой была задача операции «Багратион»?

  3. Перечислите страны Восточной Европы, которых освободила Красная Армия к 1945 году


Слайд 2


III. Изучение новой темы

План:

  1. Военные операции конца 1944- начала 1945 годов

  2. Крымская (Ялтинская) конференция.

  3. Штурм Берлина.

  4. Победа. Окончание Великой Отечественной войны


Слайд 3


1. Рассказ учителя с элементами беседы, показ презентации

1945 году происходили крупные военные операции на фронтах войны, а также встречи глав держав антигитлеровской коалиции.

На фронтах войны происходили следующие военные операции


Слайд 4-5


Вопросы для беседы с обучающихся:: Что такое второй фронт, когда и где он был открыт? Почему Советское командование придавало его открытию важное значение?


2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по технологической карте


Вопросы для беседы с обучающихся:: Что такое антигитлеровская коалиция? Какую конференцию лидеров трех стран антигитлеровской коалиции вы уже знаете? Когда и где она проходила?


Слайд 6


Выступление учащихся с рассказом об итогах Крымской конференции. Задание для обучающихся:: Записать в тетрадьитоги конференции


Слайд 7


3. Рассказ учителя о Берлинской операции (в объеме учебника)


Слайд 8-11


Задание для обучающихся: работа с учебником (стр. 177)


Слайд 12-14



4. 2 мая 1945 г. – капитуляция Берлина(прослушивание объявления Ю.Б. Левитана по радио о захвате Берлина.)

Вопросы для беседы с учащимися: Когда произошло взятие Берлина? Какие командующие командовали штурмом Берлина?


Слайд 15


Что вы знаете о Г.К. Жукове? В каких военных операциях он принимал участие?

Слайд 16


Беседа с учениками о хронологических рамках Великой Отечественной войны.

Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? Сколько дней она шла?

Слайд 17


Работа с историческим источником. (Приложение 2)


И.В. Сталин. Выступление на приеме в Кремле

24 мая 1945 год.

Товарищи, позвольте поднять еще один, последний тост.

Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа.

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидая родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.

Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

За здоровье русского народа!

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.

Книга для тех, кто изучает историю Отечества.

Пермь, ПГУ, 1993. С. 59-60.)

Беседа по прочитанному.

- В чем Сталин видит причины победы СССР в войне? Согласны ли вы с его мнением.

- Можно ли считать речь Сталина признанием вины правительства и его лично в трагическом начале войны?


Слайд 18IV. Рефлексия (ученики письменно отвечают на вопросы (задание 5 Приложение 2), затем проверяют свои ответы с правильными ответами, которые выставлены на слайде)

Слайд 19


V. Подведение итогов урока

Слайд 20


Домашнее задание: Прочитать § 27(С.174- 180) учебника, ответить на вопросы 1-4 на С.180


Дополнительное домашнее задание на «4» и «5»:

Подготовить сообщения по следующим темам:

  1. Нюрнбергский процесс и его роль в послевоенной истории

  2. Депортация народов СССР































Приложение 1


Технологическая карта


Тема: На заключительном этапе войны

Цель урока: Познакомиться с главными событиями заключительного этапа Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательная - узнать о ходе и итогах военных операций января – мая 1945 г., познакомиться с решениями Крымской конференции

Воспитательная- понять причины победы советского народа во Второй Мировой войне.

Развивающая - продолжить формирование умений работать с историческими источниками, анализировать их, делать выводы.


Ход работы:


План урока:

  1. Военные операции конца 1944- начала 1945 годов (по ходу изучения нового материала актуализация ранее изученного)

  2. Крымская (Ялтинская) конференция (самостоятельная работа с текстом учебника).

  3. Штурм Берлина (беседа по теме, просмотр слайдов)

  4. Победа. Окончание Великой Отечественной войны (анализ исторических источников)

  5. Закрепления изученного (письменно)

  6. Дополнительное домашнее задание.


Работа в классе:


1. Крымская (Ялтинская) конференция (4-11 февраля 1945 г.).Самостоятельная работа с текстом учебника: стр.174-175

Какие решения были приняты на конференциях союзников в 1945 году? Для ответа подумайте над вопросами:

- Кто принимал участие в конференциях?

- Как решался вопрос о Германии?

-Что подтвердила принятая на конференции Декларация об освобожденной Европе?

- Почему СССР взял на себя обязательство начать войну с Японией после победы над Германией?

2. Выступление с рассказом об итогах Крымской конференции(устно)

Запишите в тетрадь итоги Крымской конференции (письменно):


3. Штурм Берлина (участвовать в беседе по теме, просмотр слайдов)



4.Работа с историческим источником (устно):

И.В. Сталин. Выступление на приеме в Кремле

24 мая 1945 г.

У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941- 1942 годах, когда наша армия отступала, покидая родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело - Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключить мир с Германией и обеспечить нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, - над фашизмом.

Спасибо ему, русскому народу за доверие!

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, ПГУ, 1993.С.59-60)


Беседа по прочитанному.


- В чем Сталин видит причины победы СССР в войне? Согласны ли вы с его мнением.

- Можно ли считать речь Сталина признанием вины правительства и его лично в трагическом начале войны?



  1. Вопросы для закрепления изученного (письменно ответить на вопросы (3 мин.), затем поменяться листочками с соседом по парте и самим проверить работу (правильные ответы и табло оценок будут указаны на слайде)




Вопрос

Ответ

Отметка о правильности

ответа

1

Какое сражение было самым крупным в Великой Отечественной войне в 1945 г.?



2

В наступлении на Берлин в 1945 г. 1-м Белорусским фронтом командовал Г.К. Жуков, а кто был командующим 1-м Украинским?



3

Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария?



4

Союзные или советские войска брали столицу Германии в 1945 г.?



5

Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?



6

Кто был первым награжден главным советским военным орденом «Победа»?



7

В этот союз борьбы против агрессоров в годы Второй мировой войны входило более 50 государств. Как он назывался?



8

В феврале 1945 г. состоялись Крымская конференция союзников по антигитлеровской коалиции. А где и когда проходила первая?



9

Что завершилось раньше - Великая Отечественная или Вторая мировая война?



10

Кто из крупных советских военачальников за годы Великой Отечественной войны не проиграл ни одного сражения?



11

Кто кроме У. Черчилля и Ф. Рузвельта на Крымской конференции представлял «большую тройку»?



12

До войны этот город назывался Кенигсберг и принадлежал Германии, а после войны он отошел к СССР. Как он стал называться?



13

30 апреля 1945 г. в Берлине произошло 2 исторических события: первое – водружено знамя Победы над рейхстагом. А какое второе?



14

Какую европейскую страну советские войска освободили от фашизма последней?



15

Сколько дней шла Великая Отечественная война?




6. Домашнее задание: Прочитать § 27(С.174- 180) учебника, ответить на вопросы 1-4 на С.180

Дополнительное домашнее задание на «4» и «5»:

Подготовить сообщения по следующим темам:

  1. Нюрнбергский процесс и его роль в послевоенной истории

  2. Депортация народов СССР






























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее