Музыкальная игра - как одно из активнейших средств для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Дошкольники с большим желанием включаются в передачу музыкально-игровых образов, привыкают не только слышать, но и слушать музыку, осознанно реагируя на особенности её формы, жанра, средств музыкальной выразительности.
Игры под инструментальную музыку:
сюжетные;
несюжетные;
инсценировки.
Игры с пением:
хороводы;
инсценирование песен;
народные игры с пением.
Музыкально-дидактические игры:
на развитие звуковысотного слуха;
чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти;
на развитие ладотонального и гармонического слуха.
Ритмические игры со словом:
на развитие чувства ритма;
на развитие ориентировки в пространстве.
Игры спектакли:
музыкально-драматические;
ритмо-пластические;
на обрядовой основе;
на основе певческих импровизаций.
При организации начала занятия я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Выполняя упражнения, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат. И сейчас одно из таких упражнений я вам покажу.
Упражнение на координацию речи с движением:
«В Казахстане мы живём...»
Есть у каждого свой дом,
Есть работа, есть друзья,
Папа, мама, ты и я!...
«Здравствуй солнце золотое!...»
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький цветок!
Я живу в родном краю,
Всех я вас приветствую!
Игра для развития чувства ритма: «Знакомство»
Предлагаю каждому по очереди назвать ритмично своё имя (по слогам) и украсить его каким-нибудь инструментом: хлопать, топать, шлёпать или щёлкать. «Инструмент» (звучащие жесты) каждый выбирает сам. Например: Ми-ша – с хлопками, Ай-ну-ра – со щелчками и т.д.
Постарайтесь непринуждённо дирижировать процессом, чтобы не было пауз, и выдерживался единый темп. Это очень важно. В этой игре именно единая пульсация имеет музыкальный смысл.
- (комментарии для педагогов) Вот такой эмоциональный настрой важен в работе с детьми. Такой прием организации детей можно использовать не только на музыкальных занятиях...
Игра с пением: «Музыкальный сундучок»
(учить находить варианты голосового сопровождения к изображению рисунков)
Вышли дружно поиграть, песню спеть и танцевать.
Игра с движением: «Дыбысты тыңда»
Зазвучит Аса-таяк, На носочек ножку так...
А потом стучит тұяқ, Мы на пятку ножку так...
Қонырау зазвенел, Хлопнуть трижды я успел.
Дети стоят в кругу. В середине круга дети-исполнители. У одного ребенка в руках Аса-таяқ, у второго тұяқ, у третьего қонырау. 1-4 такты. Дети поют и выполняют легкие пружинки. 5-8 такты. Дети выставляют ногу на носок, а ребенок у которого Аса-таяқ, играет на своем инструменте. 9-12 такты. Дети поют и выполняют легкие пружинки. 13-16 такты. Дети выставляют ногу на пятку, а ребенок у которого тұяқ играет на своем инструменте. 17-20 такты.Дети выполняют пружинки и поют. 21-24 такты. Дети передают ритм музыки хлопками, а ребенок у которого қонырау, играет на своем инструменте. Затем исполнители передают инструменты другим детям, игра повторяется.
Игра «Пиала»
Пиала идёт по кругу угостим чайком друг-друга,
Пили все, пили все, танцевать сейчас тебе…
(танец-импровизация под музыку)
Игра «Тюбитейка»
Потихоньку, незаметно, обойду я вас,
Тюбитейку положу кому-нибудь из вас.
Ты её скорей бери и за мной быстрей беги!
(кому досталась тюбитейка, догоняет водящего, пытаясь одеть на него)
Игра «Верблюжонок»
Верблюжонок, ты где? – (произнести 3 раза различными интонациями:
Нежно, ласково.
Сердито.
Рассержено.
(«верблюжонок» отвечает: Я здесь! – убегает…)
Музыкальные подвижные игры:
«Пяточка- носочек», «Вперёд четыре шага», «Мы повесим шарики», «Паровоз с Дедом Морозом»…
Рефлексия .