МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А.С. Шевелева
Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосвязаны. Это и слово о музыке: яркое, образное, предельно точное, и стихи песен или романсов, и, конечно, творческие работы детей, созданные под воздействием музыки.
Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом.
Полихудожественная деятельность («поли» – много, «художеств» – искусств, т.е. много искусств) – это организация такого художественного образования детей, которое позволяет ребёнку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса. Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и литература), взаимно влияя друг на друга, вызывает у учеников яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.
Характерные признаки полихудожественной деятельности:
содружество искусств;
многообразие художественно-информационного пространства;
познание через переживание, творчество и сотворчество;
эмоционально богатая партитура занятия;
успех, достижения, открытия учеников;
индивидуальность ребенка как ценность и др [1].
Использование полихудожественности на уроке музыки позволяет детям лучше осознать, что один и тот же образ можно выразить разными художественными средствами. Характер взаимодействия между видами искусства в ее процессе может быть различным.
В освоении полихудожественного пространства Б.П. Юсов предлагает различать 5 способов, которыми ученик может выразить то, что он понял - по возрастающей сложности (в разном возрасте у разных детей эти способы доминируют):
Действиями (движением, мимикой, жестами, танцем).
Чувствованиями.
Понятиями (словами, знаками-текстами).
Образами.
Символами (обобщенный сенсорный знак).
Б.П. Юсов выделил критерии полихудожественного развития, приемлемые на занятиях любым искусством:
Быстрота включения в творческий процесс.
Желание и умение работать в коллективе.
Вариативность и полихудожественного многообразие образов и действий (много вариантов).
Цельность поэтического пространства ребенка.
Способность продуктивно завершать работу (приходить к решению от нерешительности).
Скорость овладения рабочими навыками.
Взаимосвязь смыслового и художественного пространства.
Свободное развертывание и свертывание рабочего пространства (развертывание звука в цвет и движение, свертывание цвета, звука и танца до графики).
Эффект личного участия в произведении.
Учет региональных особенностей культуры.
Потребность общения с искусством.
Воображение и фантазия (широта, гибкость, вариативность), опережающее значение мечты.
Взаимоналожение: способность совмещения возможностей разных искусств.
Неожиданность и индивидуальность образа.
На всех искусствах: активность цвета, фонетики слова, интонации, пространственных представлений, чувство художественной среды.
Динамичность и интонация речи, словесная находчивость.
Связь региональных особенностей с глобальными и общечеловеческими проблемами культуры [2;15].
Под полихудожественной деятельностью мы подразумеваем, прежде всего, деятельность в которую учащиеся входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания в процессе общения с музыкой.
Музыкально-игровая полихудожественная деятельность - феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка. Именно поэтому музыкальные полихудожественные игры представляются эффективным средством не только креативного развития, но и диагностики развития эмоциональной сферы ребенка, в частности его эмоциональной отзывчивости на музыку.
Дети любят рисовать и двигаться под музыку, экспериментировать со звуками музыкальных инструментов и окружающих звучащих предметов, воспринимая это как увлекательное игровое действо, возможность для самовыражения, воплощения своих настроений, чувств и фантазий. Музыка в таких играх воздействует на эмоциональную сферу детей и является мощным стимулом к рождению ярких образов их фантазии.
Известно, что творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения и активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка-школьника. Как педагогический феномен игра - полифункциональна. В процессе игры реализуется ее познавательная, коммуникативная, эвристическая, социокультурная, психодиагностическая, развлекательная и другие функции. Ребенку школьного возраста доступно все богатство игровой деятельности. В педагогической практике могут быть использованы:
имитационные игры («Ритмическое эхо», «Где живут звуки?»);
сюжетно-образные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации («Сочиняем музыкальную сказку», «Музыкальные образы», «Музыкальные события»);
музыкально-дидактические, развивающие игры («Музыкальная лестница», «Тихо-громко», «Сколько звуков», «Отгадай инструмент»);
игры-импровизации («Музыкальные вопросы», «Сочиняем цвет, чувство, настроение», «Поющие звуки», «Цветные звуки», «Музыкальные портреты»);
игровой фольклор;
моделирующие игры («Запишем музыку», «Рисуем музыкальный альбом», «Как звучит картина»);
деловые игры («Идем в концертный зал», «Мы – фольклористы»);
компьютерные музыкальные игры.
Следует отметить, что наиболее важным условием развития творческих способностей ребенка является творчество самих педагогов, их увлеченность воспитательно-образовательным процессом, доставляющим всем удовольствие и радость. Кроме этого, только сотрудничество с семьей, понимание родителями важности развития творческой личности ребенка, дает необходимые желаемые результаты [3].
На занятиях следует привлекать произведения одного вида искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также использовать произведения различных видов искусства для создания эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального впечатления.
Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Специфические средства выразительности этих видов искусства, дополняя друг друга, помогают ребенку преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет «наглядности» другого [4].
Так, например, абстрактность музыки восполняется выразительностью литературного произведения или музыкальное произведение углубляет выразительность живописного полотна. Предлагаемые в программе музыкальные, литературные или иллюстративные примеры не всегда могут быть в наличии у педагога. В этом случае вступает в силу принцип вариативности, дающий возможность применять другой материал, не противоречащий теме занятия [5]. Подбирая материал к занятию, следует обращать внимание не столько на сходство или контраст содержания различных произведений искусства, сколько на сходство или контраст их по настроению. Хорошо, когда тема позволяет сочетать и то и другое, как, например, картины и стихи к произведению Э.Грига «Утро».
Содержание занятий желательно выстраивать по схеме: прочувствовать- осознать - выявить свое отношение. Только в такой последовательности полученные знания становятся частью мировоззрения ребенка и приобретают для него реальную ценность.
Таким образом, музыка, изобразительная деятельность и развитие речи - эти занятия должны стать триединством для решения задач формирования художественной культуры школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1 Юсов Б. П. и др. Виды искусства и их взаимодействие // Рос. акад. образования, Ин-т художеств. образования, Лаб. интеграции искусств. - М., 2001. - 210 с.
2 Юсов Б. П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование // Материалы науч.-практ. конф. – Астрахань, 1997. – 256 c.
3 Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981. – 96 с.
4 Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. – М., 2006. – 64 с.
5 Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М., 2003. – 174 с.