«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Музыка и здоровье человека

Конспект внеклассного мероприятия (классного часа) с презентацией для учащихся 8 класса и их родителей.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Музыка и здоровье человека.



Звучит тихая музыка и ученик читает…

Музыка…Такая земная и неземная. Музыка – словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и в шелесте листьев, и в пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце – сама музыка.


  1. «Из глубины веков»

«Музыка, её первый звук, родилась одновременно творением мира», - так утверж –

дали древние мудрецы. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе

подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека.

В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека:

  • на духовную сущность человека;

  • на интеллект;

  • на физическое тело.

Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягча –

ет любую боль, и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии

и Песни.

Именно «Единой силе Души, Мелодии и Песни» поклонялись друиды – кельтские

жрецы Британии. Кельтские жрецы придавали музыке настолько большое значение, что

в их ордене была установлена специальная категория – Барды, которые занимались изу –

чением и распространением музыки. Они имели понятие о цветовых оттенках музыки,

об инструментах, которые позволяют управлять; о том, как создать инструменты, способ –

ные исцелять или причинять вред.

Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии.

Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о

гармонии сфер, утвердив музыку, как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользо –

вались специальными мелодиями против ярости и гнева .Они проводили занятия матема –

тикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

Платон, великий Учитель древности и последователь Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.

Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определённым образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

Древние трактаты утверждают: Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.

Древний Мыслитель говорил: «Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное – значит,

улучшаться», - так ли это? (Проблема – размышление выписана на доске, озвучивает Учитель).


  1. «День сегодняшний».

Начиная с 19 века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздейст –

вии музыки на человека и живые организмы, полученные в результате экспериментальных исследований.

Ч.С.С. (Учитель).

С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. (Звучит запись колокольного звона).

В московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения

сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, шума дождя. (Учитель: запись звуков леса, закрыв глаза. Цветовой тест). Недавно учёные из геттингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность различных средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким. (Звучит «Колыбельная» музыка В. Синенко).

Особое внимание уделяется воздействию классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения: учёные из Самарканда (Узбекистан) пришли к выводу, что медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление (учащийся играет на скрипке).

Учитель: найти портрет В.А.Моцарта. Звучит дуэт «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта».

НЕ так давно старейший в мире британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета доктора Фрэнсис Раушер о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект.

После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали повышение «коэффициента интеллектуальности» у студентов – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. Этот феномен назвали «эффект Моцарта».

Учитель: тест на определение стиля В.А.Моцарт

Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз – «музыкальный наркоман». Швейцарские учёные доказали, что после рок – концерта побывавшие на нём слушатели реагируют на природные раздражители в 3 – 5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок – музыки вызывает выделение стресс – гармонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу

Едва ли не «общим местом» в исследованиях такого рода считается разрушительное воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков – подобное воздействие специалисты называют «музыкой – убийцей», «звуковым ядом». (Звучит рок – музыка).

Учитель: на доске проблема – размышление…

3. «Факты».

В нашем сложном земном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка – не исключение. В последнее время появились новые музыкальные направления. Большинство из них действуют разрушительно на живые организмы.

  • Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок – музыка – наоборот.

  • Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рэпа оно резко снижается.

  • Растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно И.С. Баха.

  • В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и «побочный» эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.

  • Музыка Моцарта оказывает положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.

  • Ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал.

Учитель: повторный замер Ч.С.С.

В музыке можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать!

(Звучит песня «Люблю костёр» музыка Р.Майорова).








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее