Дата: Урок 33 Класс: 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: | Мохообразные растения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока:
| Обеспечить работу учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о местообитании, строении, размножении и значении мхов в жизни человека; Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемый результат | сформировать знания о местообитании, строении, размножении и значении мхов в жизни человека; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Ресурсы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1,5 мин | I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Приветствие. Мне в тебе нравится... Я желаю тебе...».
| Ученики становятся в круг и, бросая друг другу мяч, продолжают фразу. | Мяч | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6,5 мин. | II. Проверка пройденного материала. Устно: «Баскетбольная корзина и мячи» 1. Где растут водоросли? 2. Как называют тело водоросли? 3. Какие пигменты содержат хроматофоры водорослей? 4. В какие цвета окрашены водоросли? 5. Чем отличается хлорелла от хламидомонады? 6. Каково значение водорослей в природе? 7. Каково значение водорослей в жизни человека? Расшифруйте головоломку «Водоросли» (карточка для сильного ученика). Найдите начало головоломки и по непрерывной линии прочитайте название водорослей. Почему их так называют?
Ответ: Ламинария – морская капуста. Тестирование (ВОУД): 1. К одноклеточным зеленым водорослям относится: А) улотрикс В) ламинария С) хламидомонада Д) спирогира Е) кораллина 2. К многоклеточным зеленым водорослям относится: А) улотрикс В) хлорелла С) порфира Д) хламидомонада Е) саргассум 3. Водоросли относят к низшим растениям, так как у них нет: А) корней В) стеблей С) листьев Д) цветов Е) всего перечисленного 4. Хроматофор в виде браслета у: А) улотрикса В) спирогиры С) хлореллы Д) хламидомонады Е) ламинарии 5. Водоросль, вызывающая цветение воды в прудах: А) улотрикс В) спирогира С) хламидомонада Д) порфира Е) ламинарии 6. К красным водорослям относится: А) хлорелла В) кораллина С) ламинария Д) улотрикс Е) спирогира 7. Водоросли, имеющие панцирь из кремнезема: А) сине-зеленые В) красные С) диатомовые Д) зеленые Е) бурые 8. Размножается только бесполым путем одноклеточная водоросль А) улотрикса В) спирогиры С) хламидомонады Д) хлорелла Е) ламинарии 9. Наука о водорослях А) цитология В) альгология С) ботаника Д) бриология Е) лихенология 10. В Китае и Японии используют в пищу качестве овощей А) порфиру В) хлореллу С) хондрус Д) улотрикс Е) саргассум Коды ответов: 1- С, 2- А, 3 – Е, 4 – А, 5 – С, 6 – В, 7 – С, 8 – Д, 9- В, 10 – А. Шкала оценивания: Нет ошибок – оценка «5»; «1»- «3» – оценка «4»; «4» – «5» – оценка «3»; «6» – «8» – оценка «2». (Взаимопроверка). | Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.
Сильный ученик выполняет задание
Решают тест, проводят взаимооценивание.
| Рисунки , карточки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 мин.
10 мин | III. Изучение новой темы Найдите лишнюю картинку из четырех (слайд): - Почему вы считаете, что именно она лишняя? Каким общим понятием можно назвать три оставшихся растения? - Сегодня мы приступаем к изучению нового отдела растений. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок предположите, о чем пойдет речь. Итак, подсказка первая – эти растения по количеству видов занимают второе место после цветковых. Подсказка вторая – это многолетние и в основном низкорослые растения, "лилипуты" растительного мира. Высота их чаще всего не превышает 30 см. Подсказка третья – играют большую роль в формировании и жизни болот, из них образуется торф. Четвертая подсказка – это одни из самых первых групп растений, произрастающих на суше. Итак, речь действительно пойдет сегодня о мхах, точнее о моховидных. Постановка цели урока. - Давайте, ребята, поставим перед собой цели урока, пользуясь опорными словосочетаниями, и запишем их на отдельных листочках. Будем достигать поставленных целей, и подбираться к вершине. (Гора в виде целей, флаг) Просмотр видеофильма – индивидуальные задания: Альбина: Места распространения мхов. Какие мхи относятся к печеночным мхам ? Ксюша: Отличия мхов от водорослей. Сережа: чем крепятся мхи к почве? Какие мхи относятся к листостебельным мхам ? Ильяс: на какие две группы делятся мхи? Настя: подписать цикл размножения мхов. Физминутка «Чу-чу-ва» Групповая работа:
Парная работа: Работа с учебником. Значение мхов. Стр.116 Карточка: Хорина Альбина. Установи соответствие между номерами предложений, в которых отражены характерные признаки мхов, и видами мха. А) Кукушкин лён Б) Сфагнум 1) У растения имеются ризоиды. Ответы запиши в таблицу:
Закрепление изученного материала: Решите кроссворд и узнайте фамилию ученого, основоположника науки о мхах - бриологии.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 мин. | IV. Итог урока. Ответьте на вопросы:
- Какие отметки вы поставили бы себе за изученный материал?(дети отвечают, аргументируя почему) Рефлексия:
| Ученики показывают свои знания. Оценивают свою работу.
|
карточки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 мин. | Объясняет особенности выполнения домашней работы. Параграф 34, тест | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Днев-ник |
1. В каких регионах обитают мхи?
засушливых
влажных
ветреных
2. Чем мох отличается от водоросли?
живет на суше
наличием корней
имеет стебель и листья
3. Что заменяет мху корни?
ризоиды
мицелий
слоевище
4. Какие типы мхов различают?
кустистые и накипные
печеночные и листостебельные
высшие и низшие
5. Какой из этих мхов относиться к печеночным?
кукушкин лен
сфагнум
риччия
6. Какой из мхов относиться к листостебельным?
кукушкин лен
риччия
маршанция
7. Какое полезное ископаемое, отмирая,
оставляют после себя мхи?
торф
нефть
уголь
8. Где чаще всего можно встретить сфагнум?
на болотах
около рек
в степях
9. Каким способом размножается кукушкин лен?
половым путем
спорами
черенками
10. Чем сфагнум отличается от других мхов?
не имеет ризоидов
не имеет стебля
не имеет листьев
1. В каких регионах обитают мхи?
засушливых
влажных
ветреных
2. Чем мох отличается от водоросли?
живет на суше
наличием корней
имеет стебель и листья
3. Что заменяет мху корни?
ризоиды
мицелий
слоевище
4. Какие типы мхов различают?
кустистые и накипные
печеночные и листостебельные
высшие и низшие
5. Какой из этих мхов относиться к печеночным?
кукушкин лен
сфагнум
риччия
6. Какой из мхов относиться к листостебельным?
кукушкин лен
риччия
маршанция
7. Какое полезное ископаемое, отмирая, оставляют после себя мхи?
торф
нефть
уголь
8. Где чаще всего можно встретить сфагнум?
на болотах
около рек
в степях
9. Каким способом размножается кукушкин лен?
половым путем
спорами
черенками
10. Чем сфагнум отличается от других мхов?
не имеет ризоидов
не имеет стебля
не имеет листьев
ПЕРЕВОД СНЕЖИНОК В ОЦЕНКУ:
7-8 снежинок – оценка «5»
5-6 снежинок – оценка «4»
3-4 снежинки – оценка «3»
1-2 снежинки – оценка «2»