«Зимний фестиваль знаний 2025»

Мохообразные растения

урок по теме "Мохообразные растения" в 6 классе

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Дата: Урок 33 Класс: 6

Тема:

Мохообразные растения

Цели урока:


Обеспечить работу учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о местообитании, строении, размножении и значении мхов в жизни человека;

Образовательные:

  • познакомить со средой обитания и распространения мхов.

Развивающие:

  • научить учащихся постановки цели предстоящей работы и формулировать выводы о проделанной работе,

  • развивать мышление, монологическую и диалогическую речь,

  • оценивать свои знания и умения.

Воспитательные:

  • воспитать интерес к изучению предмета; любви и уважения к природе.

Ожидаемый результат

сформировать знания о местообитании, строении, размножении и значении мхов в жизни человека;

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ресурсы

1,5 мин

I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Приветствие. Мне в тебе нравится... Я желаю тебе...».


Ученики становятся в круг и, бросая друг другу мяч, продолжают фразу.

Мяч

6,5 мин.

II. Проверка пройденного материала.

Устно: «Баскетбольная корзина и мячи»

1. Где растут водоросли?

2. Как называют тело водоросли?

3. Какие пигменты содержат хроматофоры водорослей?

4. В какие цвета окрашены водоросли?

5. Чем отличается хлорелла от хламидомонады?

6. Каково значение водорослей в природе?

7. Каково значение водорослей в жизни человека?

Расшифруйте головоломку «Водоросли» (карточка для сильного ученика).

Найдите начало головоломки и по непрерывной линии прочитайте название водорослей. Почему их так называют?


С


У


А


К


-


Я


И


М


Т


П


Я


С


М


И


Н


А


А


А


К


Р


О


Р


А


Л


Ответ: Ламинария – морская капуста.

Тестирование (ВОУД):

1. К одноклеточным зеленым водорослям относится:

А) улотрикс В) ламинария С) хламидомонада Д) спирогира Е) кораллина

2. К многоклеточным зеленым водорослям относится:

А) улотрикс В) хлорелла С) порфира Д) хламидомонада Е) саргассум

3. Водоросли относят к низшим растениям, так как у них нет:

А) корней В) стеблей С) листьев Д) цветов Е) всего перечисленного

4. Хроматофор в виде браслета у:

А) улотрикса В) спирогиры С) хлореллы Д) хламидомонады Е) ламинарии

5. Водоросль, вызывающая цветение воды в прудах:

А) улотрикс В) спирогира С) хламидомонада Д) порфира Е) ламинарии

6. К красным водорослям относится:

А) хлорелла В) кораллина С) ламинария Д) улотрикс Е) спирогира

7. Водоросли, имеющие панцирь из кремнезема:

А) сине-зеленые В) красные С) диатомовые Д) зеленые Е) бурые

8. Размножается только бесполым путем одноклеточная водоросль

А) улотрикса В) спирогиры С) хламидомонады Д) хлорелла Е) ламинарии

9. Наука о водорослях

А) цитология В) альгология С) ботаника Д) бриология Е) лихенология

10. В Китае и Японии используют в пищу качестве овощей

А) порфиру В) хлореллу С) хондрус Д) улотрикс Е) саргассум


Коды ответов:

1- С, 2- А, 3 – Е, 4 – А, 5 – С, 6 – В, 7 – С, 8 – Д, 9- В, 10 – А.

Шкала оценивания:

Нет ошибок – оценка «5»;

«1»- «3» – оценка «4»;

«4» – «5» – оценка «3»;

«6» – «8» – оценка «2».

(Взаимопроверка).

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.










Сильный ученик выполняет задание








Решают тест, проводят взаимооценивание.
































Рисунки , карточки

15 мин.




































10 мин

III. Изучение новой темы

Найдите лишнюю картинку из четырех (слайд):

- Почему вы считаете, что именно она лишняя? Каким общим понятием можно назвать три оставшихся растения?

- Сегодня мы приступаем к изучению нового отдела растений. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок предположите, о чем пойдет речь.

Итак, подсказка первая – эти растения по количеству видов занимают второе место после цветковых.

Подсказка вторая – это многолетние и в основном низкорослые растения, "лилипуты" растительного мира. Высота их чаще всего не превышает 30 см.

Подсказка третья – играют большую роль в формировании и жизни болот, из них образуется торф.

Четвертая подсказка – это одни из самых первых групп растений, произрастающих на суше.

Итак, речь действительно пойдет сегодня о мхах, точнее о моховидных.

Постановка цели урока.

- Давайте, ребята, поставим перед собой цели урока, пользуясь опорными словосочетаниями, и запишем их на отдельных листочках. Будем достигать поставленных целей, и подбираться к вершине. (Гора в виде целей, флаг)

Просмотр видеофильма – индивидуальные задания:

Альбина: Места распространения мхов. Какие мхи относятся к печеночным мхам ?

Ксюша: Отличия мхов от водорослей.

Сережа: чем крепятся мхи к почве? Какие мхи относятся к листостебельным мхам ?

Ильяс: на какие две группы делятся мхи?

Настя: подписать цикл размножения мхов.

Физминутка «Чу-чу-ва»

Групповая работа:

  • Рассмотрите гербарные материалы и сравните.

Кукушкин лен

Сфагнум

Высота стебля -

Стебель а) не ветвится+

б) ветвится

Нижняя часть стебля а) коричневая+

б) отмирает

Листья а) мелкие светло-зеленые

б) узкие зеленые+

Ризоиды а) есть+

б) нет

Высота стебля -

Стебель а) не ветвится

б) ветвится+

Нижняя часть стебля а) коричневая

б) отмирает+

Листья а) мелкие светло-зеленые+

б) узкие зеленые

Ризоиды а) есть

б) нет+

Парная работа: Работа с учебником. Значение мхов. Стр.116

Карточка: Хорина Альбина.

Установи соответствие между номерами предложений, в которых отражены характерные признаки мхов, и видами мха.

А) Кукушкин лён          Б) Сфагнум

1) У растения имеются ризоиды.
2) Стебель ветвистый.
3) Стебель покрыт мелкими светло-зелёными листьями.
4) Ни корней, ни ризоидов нет.
5) Стебель не ветвистый.
6) Можно различить женские и мужские растения.
7) В клетках листа имеются клетки с хлоропластами и мертвые клетки, запасающие воздух и воду.
8) Коричневые стебельки покрыты темно-зелёными листочками.

Ответы запиши в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8










Закрепление изученного материала:

Решите кроссворд и узнайте фамилию ученого, основоположника науки о мхах - бриологии.


6 мин.

IV. Итог урока.

Ответьте на вопросы:

  1. Как называется наука , изучающая мхи?

  2. В каких местах в основном произрастают мхи?

  3. Как прикрепляются мхи к почве?

  4. На какие классы делится отдел мохообразные

  5. Самые распространенные мхи? 

  6. Какое значение имеют мхи?

- Какие отметки вы поставили бы себе за изученный материал?(дети отвечают, аргументируя почему)

Рефлексия:

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был



7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным


Ученики показывают свои знания. Оценивают свою работу.













карточки

1 мин.

Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Параграф 34, тест

Записывают домашнюю работу в дневниках.


Днев-ник






































1. В каких регионах обитают мхи?

засушливых

влажных

ветреных

2. Чем мох отличается от водоросли?

живет на суше

наличием корней

имеет стебель и листья

3. Что заменяет мху корни?

ризоиды

мицелий

слоевище

4. Какие типы мхов различают?

кустистые и накипные

печеночные и листостебельные

высшие и низшие

5. Какой из этих мхов относиться к печеночным?

кукушкин лен

сфагнум

риччия

6. Какой из мхов относиться к листостебельным?

кукушкин лен

риччия

маршанция

7. Какое полезное ископаемое, отмирая,

оставляют после себя мхи?

торф

нефть

уголь

8. Где чаще всего можно встретить сфагнум?

на болотах

около рек

в степях

9. Каким способом размножается кукушкин лен?

половым путем

спорами

черенками

10. Чем сфагнум отличается от других мхов?

не имеет ризоидов

не имеет стебля

не имеет листьев


1. В каких регионах обитают мхи?

засушливых

влажных

ветреных

2. Чем мох отличается от водоросли?

живет на суше

наличием корней

имеет стебель и листья

3. Что заменяет мху корни?

ризоиды

мицелий

слоевище

4. Какие типы мхов различают?

кустистые и накипные

печеночные и листостебельные

высшие и низшие

5. Какой из этих мхов относиться к печеночным?

кукушкин лен

сфагнум

риччия

6. Какой из мхов относиться к листостебельным?

кукушкин лен

риччия

маршанция

7. Какое полезное ископаемое, отмирая, оставляют после себя мхи?

торф

нефть

уголь

8. Где чаще всего можно встретить сфагнум?

на болотах

около рек

в степях

9. Каким способом размножается кукушкин лен?

половым путем

спорами

черенками

10. Чем сфагнум отличается от других мхов?

не имеет ризоидов

не имеет стебля

не имеет листьев




ПЕРЕВОД СНЕЖИНОК В ОЦЕНКУ:




7-8 снежинок – оценка «5»

5-6 снежинок – оценка «4»

3-4 снежинки – оценка «3»

1-2 снежинки – оценка «2»



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее