ЭССЕ
«Делая малое, получишь многое...»
«Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством».
Уильям Эллери Чаннинг.
Считается, что детство – это самая беззаботная пора. Конечно, это отчасти и так, поскольку ребенок пока не несет никаких обязательств, он просто живет и радуется жизни. Однако именно в раннем возрасте малыши начинают постигать мир, шаг за шагом они идут навстречу неизведанному, с каждым открытием они узнают для себя что-то новое, и чем дальше – тем больше открытий, тем они сложнее и непонятнее.
Так вот, чтобы у ребенка сохранилось желание постигать неизведанное, чтобы у него не погас тот огонек, который дается каждому при рождении, важно, чтобы вместе с ним по дороге шел опытный наставник: он объяснит, как можно поступать, а как нельзя, что хорошо, а что плохо. Именно этот «наставник» является главным светочем, именно он показывает верную дорогу, и именно от него во многом зависит, каким вырастит этот маленький человечек.
Наверное, в этом и состоит главное предназначение воспитателя – он должен находить подход к каждому ребенку, чтобы малыш не просто его слушал, а доверял, считал своим другом и в то же время уважал, принимая мнение воспитателя как авторитетное. Установление доверительных отношений – это ключик к душе ребенка, и если удается войти туда хотя бы раз, то воспитатель навсегда там останется. И не важно, сколько времени пройдет после выпуска, помнить «первого друга» воспитателя ребенок будет всю жизнь.
Так как же добиться того, чтобы малыш научился доверять своему воспитателю?
За годы своей работы, а это почти 30 лет, я поняла, что каждый ребенок индивидуален. И это не просто слова, это действительность, с которой мне приходится сталкиваться изо дня в день, из года в год. Дети такие разные и чем-то одинаковые: у них голубые или карие, но обязательно лукавые и живые глаза, вздернутые носики, золотые пушистые волосики. А характеры?! Спокойные и непоседы, неугомонные и серьезные, вдумчивые и пытливые «почемучки». И к каждому нужен свой подход, свой ключик. Только тогда открывается душа этого маленького человека, появляется доверчивый, открытый взгляд. И малыш посвящает меня в самые сокровенные тайны: какой подарок он сделает маме на 8 марта; сколько денег лежит в его копилке, и многое другое.
Почему малыш готов открыть мне все эти тайны? Просто потому, что он мне доверяет! А откуда появилось это доверие? С каждым ребенком по-разному: о ком-то достаточно проявить заботу и поддержать теплым словом; кто-то больше ценит практическую помощь, когда ты невзначай предлагаешь, например, завязать обычные шнурки и учишь малыша какому-то оригинальному способу шнуровки; а с кем-то требуется больше времени, и ты тратишь не день, не неделю, а, возможно, несколько месяцев, пока невидимый барьер все же не рухнет, и пока ребенок первым не протянет тебе руку.
В моей работе нет повторений, и каждый раз при наборе новой группы мне приходится придумывать что-то новое, чтобы уловить ту ниточку, которая и станет спасительной в установлении крепкой психологической связи и доверия между мной и ребенком. Не менее важно, чтобы вместе с ребенком мне доверились и его родители, ведь от них в воспитании малыша тоже многое зависит. И в том, и в другом случае каким-то неведомым для меня образом проявляется качество, которое принято называть «профессиональным чутьем». Не знаю, почему оно ни разу меня не подводило, наверное, это дается судьбой: не я выбрала профессию, а она меня.
Я – воспитатель! Мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим – с нашими детьми!
Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребёнком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз «уча других, учиться самой»! Я могу назвать себя «Мамой» с большой буквы, ведь у меня больше сотни детей, и все они мои, все любимые мною, каждому из них я отдала частичку своей души, своего сердца! Кто-то из них уже водит детей ко мне в группу, кто-то учится в институте, кто-то заканчивает школу, кто-то только начинает обучение в школе – но все они для меня одинаково любимы, за каждого я переживаю, как мать. Думать о детях, заботиться о них, любить их – самое прекрасное чувство, которое дано испытать не каждому. Я счастлива, что не только в моей памяти теплятся воспоминания о каждом моем воспитаннике, но и я навсегда осталась в сердцах своих ребят, они любят меня и помнят – а это дороже всего на свете!