Направление: общеинтеллектуальное
Класс: 4 класс
Цель: формирование представления о правах и обязанностях у обучающихся.
Задачи:
Образовательная: создать условия для формирования представлений обучающихся об основных правах и обязанностях школьника.
Развивающая: развивать правовое сознание младших школьников, образное логическое мышление; развивать познавательный интерес.
Воспитывающая: способствовать воспитанию положительного отношения к обучению в школе.
Метапредметные результаты (УУД)
1. Познавательные УУД
Способствовать формированию:
умения извлекать информацию из данного материала;
умения дополнять и расширять имеющиеся знания, представления о правах и обязанностях школьника.
2. Регулятивные УУД
Способствовать формированию:
способности понимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
умения осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;
умения планировать, контролировать учебные действия
3. Коммуникативные УУД
Способствовать формированию:
слушать собеседника и вести диалог;
признавать различные точки зрения и излагать своё мнение;
способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
4. Личностные УУД
Способствовать формированию:
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
формирование правовой культуры.
1. Мотивационный момент
Здравствуйте, ребята!
Кто прочитает пословицу с доски?
Золото добывают из земли, а знания – из книги
Как вы ее понимаете?
Верно. Смысл этой пословицы в том, что книги - это бесценный источник знаний. Подразумевается, как золото.
Сегодня мы тоже будем получать знания!
2. Постановка учебной задачи
Для начала нам надо собрать пазлы. У вас на столах есть мозайки, соберите их. Работаем в паре.
Какая фраза получилась в сердцевине цветка?
Как вы ее понимаете?
Каждый из нас имеет на что-то право, ребята, а есть ли у нас обязанности?
Верно! Конечно, у каждого из нас есть права и обязанности.
Как мы можем назвать тему нашего занятия?
Отлично. Наша тема – Мои права и обязанности. Какую цель мы поставим на занятие?
Наша цель на занятие – узнать, какие права и обязанности имеет школьник.
3. Открытие новых знаний
У вас на партах лежат отрывки определения, а какого именно определения, вы мне и скажете. Возьмите эти слова. Работаем в парах, составляем определение. Обратите внимание на заглавную букву, на запятые. Знаки вам помогут правильно построить предложение.
Какое определение у вас получилось?
Это верное определение. Давайте прочитаем это определение. Читает 2-3 ученика.
Права - это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми.
Права есть у всех людей, у богатых и бедных, взрослых и детей. Дети обладают и особыми правами, о них мы узнаем позже.
Интерактивная работа на сервисе Learning apps.
Ребята, подумайте, что из данного списка нам нужно для того, чтобы мы выросли образованными, успешными и здоровыми людьми?
(один ученик выходит и перетаскивает выбранные ответы)
Любовь
Забота
Защита
Хорошие условия
Образование
- Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?
- Кто из вас знает, как называется этот документ?
Я вам подскажу. Когда-то, ещё 20 ноября 1989 году была принята «Конвенция о правах ребёнка» В ней говорится о том, что все государства обязательно должны соблюдать право каждого ребёнка. Наша страна подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру – заботиться о своих маленьких гражданах.
- Помимо Конвенции о правах ребёнка, существует и Всеобщая декларация прав ребёнка. Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей?
- Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?
Возьмите карточку №3 и соберите определение.
Конвенция – это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий обязательный характер.
- В Статье № 1 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Мы с вами узнали, что у каждого из нас есть права, а есть ли у нас обязанности?
Что такое обязанность?
Карточка №4. Соберите определение в парах.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
Обязанности бывают разными, и они проявляются повсюду: в школе, дома, на улице.
Как вы думаете, какие обязанности у нас есть дома? В школе?
Всё верно!
4. Самостоятельная работа
Ребята, возьмите пустые листы, посмотрите на доску. У вас на листах есть две колонки: права и обязанности. Нужно распределить номера предложений по этим двум колонкам. Допустим, в первой колонке мы пишем номера 3, 5, 7 и т.д. Приступаем к работе.
Предложения:
1.Уважать взрослых и других детей.
2. Культурно вести себя в классе, в школе.
3. Иметь право выбора
4. Иметь семью.
5. Выполнять домашнюю работу.
6. Иметь имя, фамилию, отчество.
7.Соблюдать чистоту и порядок в школе.
8.Не опаздывать на уроки.
И последняя работа в группах. Ваша задача нарисовать плакат на тему «Мои права» «Мои обязанности». Есть вопросы? Приступаем к работе.
5. Рефлексия
Что нового вы узнали?
Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели?
Какую цель ставили?
Достигли ли мы ее?
Какие задания мы выполняли для достижения этой цели?
Сейчас я вам предлагаю оценить вашу работу на уроке. Разукрасьте разными цветами все 5 цветовых кружков на палитре, если вы довольны своей работой, у вас всё получилось; 4 – если все было понятно, урок прошёл хорошо; 3 – что-то недопонял. Надеюсь никто не разукрасит меньше трёх ячеек.
Мы завершили наше занятие, до свидания!
Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Конспект внеурочного занятия
по теме
«Мои права и обязанности»
Выполнила:
студентка 4 А группы
__________Кенжалиева К.
Проверил:
преподаватель
___________Ванюшина Е.Е.
Астрахань, 2023