«Осенний фестиваль знаний 2024»

Мой друг - словарь

Познавательное внеклассное мероприятие по русскому языку.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов имени А.А. Угарова»








Внеклассное мероприятие «Мой друг – словарь»



Подготовили:

Смирницких Оксана Николаевна,

учитель русского языка

и литературы,

Провоторова Татьяна Викторовна,

учитель русского языка

и литературы,






















1)Класс: 5

2)Тип занятия: познавательное внеклассное мероприятие по русскому языку.

3)Цель методической разработки: познакомить учащихся с деятельностью С.И. Ожегова, с историей возникновения его словаря; совершенствовать навыки работы с книгой-словарём, справочной литературой; воспитывать интерес к слову, книге с целью обогащения словарного запаса учащихся.

4)Формируемые компетенции:

- языковая – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности;

- лингвистическая – обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки;

- коммуникативная – умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста;

- социокультурная – становление представлений учащегося об окружающем мире.

5)Формы работы учащихся: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная.




6)Конспект занятия:

Дети сидят по группам (3 группы). На каждом столе название: «Учёные», «Знатоки», «Грамотеи». Звучит музыка.

1. Организационный момент. Определение темы мероприятия.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас сегодня совершить интереснейшее путешествие. А чтобы отгадать, куда мы отправимся и о чём будем говорить, отгадайте загадки:

1)По улице не ходит, в окно не глядит, никого не спрашивает, но всё знает. Кто его открывает, тот всё понимает. 

2)Любой он речи государь – 
Наш всезнающий …(словарь)
 (слайд 2)

2. Знакомство с разновидностями словарей, с историей словаря С.И. Ожегова.

Учитель: Названия всего, что есть в мире, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке». (слайд 3)

- Как вы понимаете это высказывание?

- А вот что о словарях написал С.Я. Маршак

Ученик:

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку…
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать. Век доживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть. 
С.Я. Маршак (слайд 4)

Выступают подготовленные ученики

Ученик 1: Словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Их место среди прочих книг на правом фланге. Словари – сокровищница национального языка. «Каждое слово, - писал видный языковед 19 века И.И. Срезневский, - есть представитель понятия бывшего в народе: что  было  выражено словом, то было в жизни; чего не было в жизни, для того и не было слова» (слайд 5)

Ученик 2: Много понятий ушло из жизни, и только по словам мы можем узнать, что когда-то существовали стрельцы и стряпчие, городовик и городовой. Словари – настоящие друзья. Чем раньше заведёте  с ними дружбу, научитесь ими пользоваться, тем шире будет ваш кругозор, основательнее ваши знания.

Учитель: Ребята, а какие словари русского языка вам известны? К каким из них мы обращаемся чаще всего? В каких случаях словари приходят вам на помощь? (слайд 6-12)

Звучит музыка «В гостях у сказки» (начало). Стук в дверь. Входит мальчик. В руках у него словарь (изображает Ожегова С.И.)

Ожегов:

Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога»
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…

Непременно, непременно нужен краткий словарь… (садится за стол, открывает словарь и, взяв ручку, в задумчивости сидит)

Звучит музыка. Выходят ученики-учёные. Становятся у доски. (Затем садятся за стол с Ожеговым)

Ученик 1:

10(23) сентября 2014 года исполняется 114 лет со дня рождения выдающегося русского языковеда, лексикографа и лексиколога, историка литературного языка, основателя нового направления в современной русистике - теории и практики культуры русской речи - профессора Сергея Ивановича Ожегова.

Ученик 2: В языках разных народов существует понятие «человек-словарь». Достаточно вспомнить Э. Литтре во Франции, Н. Уэбстера в Америке или братьев Гримм в Германии.

Ученик 3: У нас в России в круг «людей-словарей» входят В. И. Даль, И. И. Срезневский, Д. Н. Ушаков и Сергей Иванович Ожегов.

Ученик 4: «Особо тонким восприятием языка» в полной мере обладал С. И. Ожегов. Он был прирожденным и неутомимым лексикографом, имевшим особый вкус к этой кропотливой, трудоемкой и очень сложной работе. Тонко чувствуя структуру и семантическую материю слова, Сергей Иванович знал необычайное множество бытовых, исторических, областных и даже сугубо специальных реалий.

Ученик 5: Многое хранили кладовые его памяти из истории науки и техники, народных промыслов, спорта, военного и театрального быта, из городского и сельского фольклора, из самых разных художественных текстов. Он все читал и всем интересовался до последних дней жизни.

Ученик 1: Словарное дело, составление и редактирование словарей - вот та сфера научной деятельности Сергея Ивановича, в которой он оставил заметный и неповторимый «ожеговский» след. Не будет преувеличением заявить, что не было в 50-60-е годы ни одного мало-мальски заметного лексикографического труда, в котором Сергей Иванович не принимал бы участия - либо как редактор, либо как научный консультант и рецензент, либо как непосредственный автор-составитель.

Ученик 2: Мысль о кратком толковом словаре давно волновала Сергея Ивановича, но лишь с завершением гигантской эпопеи по составлению и изданию Ушаковского словаря этот замысел получил вполне реальную базу. 

Ученик 3: К осени 1940 года Сергей Иванович подготовил план издания «Малого толкового словаря русского языка». Начавшаяся война и другие обстоятельства ломают все намеченные планы, далеко отодвигают сроки завершения работы.

Ученик 4: И лишь через 4 года после окончания войны, в самом начале 1949 года, выходит в свет 1-е издание однотомного «Словаря русского языка», составленного С. И. Ожеговым.

Ученик 5: Ожеговский словарь выдержал 6 прижизненных изданий и неоднократно переиздавался в зарубежных странах. Популярность его начала быстро расти сразу же после выхода в свет. В 1952 году вышло репринтное издание в Китае, вскоре последовало издание в Японии. Он стал настольной книгой многих тысяч людей во всех уголках земного шара, изучающих русский язык. За пределами России нет, в сущности, ни одного специалиста-русиста, не знакомого с именем С. И. Ожегова и с его словарем. 

Учитель: В 1972 году под редакцией Н. Ю. Шведовой увидело свет девятое издание, исправленное и дополненное. 13-е (1981 год) и 16-е (1984 год) издания словаря также содержали исправления. К 21-му изданию, при подготовке которого корпус словаря был обновлён и пополнен Н. Ю. Шведовой, объём словника увеличился с 57 000 до 70 000 слов.

В 1992 году словарь впервые был опубликован с именами двух соавторов: С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Четвёртое издание обновлённого словаря, вышедшее в 1997 году, по сравнению с предыдущими пополнилось более чем 3000 дополнений различного характера. [1]

В этом году у словаря юбилей. Ему исполняется 65 лет!

3. Групповая работа по словарю С.И. Ожегова

Ученик:

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

 А поэтому скажем сурово:

«Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!»

                                                        Э. Асадов [2]

Учитель: Ребята, угадайте слово по его лексическому значению (по словарю С.И. Ожегова. Работа в группах):

  1. 1. Часть тела человека (или животного), состоящая из черепной коробки и лица (у животного морды); у беспозвоночных - передний, относительно обособленный участок тела с органами чувств и ротовым отверстием (голова).

  2. 1. Мать отца или матери. 2. Вообще о старой женщине (бабушка).

  3. Несамоходное (при оборудовании мотором - самоходное) транспортное средство, движущееся по рельсам (вагон).

  4. Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни (газета).

  5.  1. Певчая птичка отряда воробьиных. 2. перен. Человек, чувствующий себя утром, в первую половину дня бодрее, чем вечером (жаворонок).

  6. В спорте: отдельное состязание в беге. 3. на 500 метров (забег).

  7. Ровная, без высоких холмов земная поверхность, а также (спец.) участок дна моря или океана без резких колебаний высот (равнина). [3]

Жюри подсчитывает баллы.

Учитель: А сейчас откройте словарь. Найдите слово «голова».

Следующее задание: отыскать в словарной статье все случаи переносного употребления данного слова (задание выполняется на время – 2 минуты, дети записывают ответы себе на листочки, далее по очереди читают ответы)

Голову повесить, понурить (также перен.: прийти в уныние; разг.).

С высоко поднятой головой (также перен.: гордо).

Склонить (обнажить) голову перед кем-н. (также перен.: выразить свое уважение, преклонение; высок.).

Схватиться за голову и за голову (также перен.: ужаснуться; разг.).

Совсем без головы кто-н. (совершенно глуп; разг).

Идти в голове (впереди цепочки людей, отряда; также перен.: возглавлять какое-н. дело, начинание).

Головой отвечать за кого-что (разг.) - нести полную ответственность за кого-что-н.

Голову ломать над чем (разг.) - стараться понять или приду- мать что-н. трудное, сложное.

Голову потерять (разг.) - совершенно растеряться.

Вешать голову (разг.) - унывать, отчаиваться.

Головы не жалеть - не жалеть жизни.

На мою голову (разг.) - на мою ответственность, а также на мою беду.

На свою голову (разг.) - во вред самому себе.

На голову садиться кому (разг. неодобр.) - вести себя бессовестно. На чью голову навязаться (разг. неодобр.) - пристать или напроситься.

На голове ходить (разг. неодобр.) - безобразничать, своевольничать.

О двух головах кто (разг. неодобр.) ~ о том, кто действует слишком рискованно, необдуманно и опасно.

Позор на чью голову - о том, что позорно для кого-н.

С больной головы на здоровую валить (разг. неодобр.) - перекладывать вину с виноватого на невиновного.

С головой уйти (погрузиться) во что - целиком, совершенно отдаться чему-н. (каким-н. делам, занятиям).

С головы (взять, получить) (разг.) - с одного, с каждого из участников, с брата. Приходится по рублю с головы.

С (от) головы до ног или с ног до головы (разг.) - полностью, совершенно.

Джентльмен с головы до ног.

Вымокнуть, вымазаться с головы до ног.

Через чью голову (действовать) - минуя кого-н., не ставя в известность непосредственно заинтересованных лиц.

По головке не погладят за что-н. (не похвалят, осудят или накажут; разг. ирон.). [3]

Учитель: Много интересных и важных слов собрал С.И. Ожегов в свой однотомный словарь!

Ученик:

Был затуманен и задымлен
Их тайный путь, которым встарь
Они от персов или римлян
Пришли когда-то в наш словарь…
Всегда имели в русской речи
Неущемленные права.
И, находясь  при славном деле,
Перед  другими не в тени,
Давным-давно как обрусели,
Усыновленные они.

Учитель: А о каких словах нам поведало данное стихотворение? (о заимствованных). А есть ли такие в словаре С.И. Ожегова? Ответить на этот вопрос нам помогут ваши небольшие исследовательские работы. Это было ваше домашнее задание: найти в словаре С.И. Ожегова заимствованные слова, отыскать их корни в словаре иностранных слов (дети зачитывают слова и их лексические значения по словарю С.И. Ожегова и словарю иностранных слов).

Жюри оценивает правильность и качество выполненной работы по пятибалльной системе.

Учитель: Ребята, а как строится статья в словаре? Попробуйте самостоятельно составить словарную статью, как у С.И. Ожегова: 1 группа – минута; 2 группа – красный; 3 группа – вода.

Не забудьте привести примеры и переносного значения этих слов.

Дети читают свои статьи.

Жюри оценивает работу.

4. Рефлексия.

Учитель: Какие новые знания вы приобрели сегодня? Где они могут пригодиться?

Так почему же словарь мы называем своим другом?

Учитель: «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова - это великая книга. Она навсегда останется рукотворным памятником ее создателю – словарнику от Бога, талантливому лексикологу, историку русского литературного языка, тонкому и прозорливому стилисту-нормализатору, умелому и плодотворному организатору отечественной филологической науки.

Хочется верить, ребята, что сегодняшнее путешествие по этому замечательному словарю непременно перерастёт для вас в крепкую дружбу. Он поможет сделать вашу речь богатой, выразительной, меткой.

Не забывай на праведном пути то,
Что старик Марк Твен сказал когда-то:
Ты должен слово нужное найти,
А не его троюродного брата.

Звучит песня «Дорогою добра»





Литература

1. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля 
2. «Толковый словарь русского языка» под ред. проф. Ушакова Д. И. 
3.«Словарь русского языка», Ожегов С.И.

Интернет-ресурсы

1.http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Languages/Russian/7419/7424

2.http://gblor.ru/blogs/slovo-mojet-sogret-okrilit-i-spasti/101260

3.http://www.ug.ru/archive/30237

4.http://rupoem.ru/marshak/userdnej-s-kazhdym.aspx

5.http://ludmiladeshko.ru/material.phtml?subcat=41&id=231

6.http://slovarozhegova.ru/

7.http://foreign.slovaronline.com/

8.http://poiskm.com/artist/1593360-V-gostyah-u-skazki

9.http://images.yandex.ru/





7)Перечень используемых на занятии ЭОР

п/п

Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

  1. Стихотворения, материал из биографии С.И. Ожёгова

презентация

1.http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Languages/Russian/7419/7424

2.http://gblor.ru/blogs/slovo-mojet-sogret-okrilit-i-spasti/101260

3.http://www.ug.ru/archive/30237

  1. Картинки

презентация

1.http://images.yandex.ru/


  1. Музыка

презентация

1.http://poiskm.com/artist/1593360-V-gostyah-u-skazki





































Аннотация

Внеклассное мероприятие «Мой друг – словарь» имеет познавательно-практическую направленность. Учащиеся не только знакомятся с различными видами словарей, с историей создания словаря С.И. Ожегова, но и учувствуют в самостоятельно-поисковой и исследовательской деятельности; анализируют словарные статьи, учатся самостоятельно их писать. Элемент соревнования делает мероприятие более динамичным и интересным.

Отдельные этапы разработки могут быть использованы и на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» (5, 6 класс)





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее