Мнемотехника (искусство запоминания) — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
Работа с мнемотаблицами проводится постепенно и последовательно. Мнемотаблица – это рисуночное письмо, в которое заложена определенная информация. На каждое слово или фразу придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т. д. Весь речевой материал зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, а текст и картинки соединяются в один сюжет. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при воспоминании, по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Поэтому мнемосхемы часто применяются в логопедической работе.
Мнемотаблицы в логопедической работе используются для:
1. Для обучения грамоте: запоминание образа буквы и различения понятий «звук» - «буква».
2. Для формирования фонетической стороны речи: символы звуков, схема характеристики звука.
3. Развития мимической и артикуляционной моторики.
4. Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в чистоговорках, стихах, потешках, закличках, скороговорках, считалках.
5. Обогащения словарного запаса: отгадывание загадок.
6. Формирования грамматического строя речи.
Например: для изменения слов по падежам.
Именительный падеж – Что это? (знак ?)
Винительный падеж – Что я вижу? – (глаза)
Родительный падеж – Чего не стало? – (зачёркнутый квадрат)
Дательный падеж – Чему рады? – (улыбка)
Творительный падеж – Чем любуемся? – (восхищённое лицо)
Предложный падеж – Думаю, мечтаю о чём? – (задумчивое лицо)
7. Для развития связной речи: схемы предлогов, схемы предложений, мнемотаблицы описательных рассказов по лексическим темам, цепочки пересказов.
8. Развития памяти и внимания: заучивание различного речевого материала.
9. Самостоятельное составление мнемосхем.
Использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность в своих силах и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень. Работа с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. Во время работы с мнемотаблицами работают три анализатора: зрительный, слуховой, тактильный (не всегда).
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Вопросы по содержанию стихотворения.
3. Чтение каждой строки стихотворения с опорой на мнемотаблицу (самостоятельное составление таблицы).
4. Повторение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Вывод: Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов, сокращает время обучения детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.