«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект занятия с элементами тренинга: Мир наших профессий

Занятие по выбору профессии и определения образовательного маршрута

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

«Мир наших профессий».

Форма: классно – семейное вече

Цель: оказание действенной помощи учащимся 8-х классов в выборе будущей профессии.

Задачи:

  1. Формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;

  2. Активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;

  3. Развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

Компьютер + проектор, презентация, раздаточныйматериал для творческой работы. .

Ход мероприятия

1. Организационный момент. Приветствие гостей и учащихся.

Знаменитое высказывание Иммануила Канта «Годы юности — самые трудные годы, ибо это годы выбора» записано на доске. "Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии". Н. Чернышевский)

Заставка учащихся – агитбригада

2. Основная часть.

Вспомните, как начинается «Сказка о царе Салтане».

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, — говорит одна девица, —
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».
«Если б я была царица, — говорит ее сестрица, —
Я б на целый мир одна наткала бы полотна».
«Если б я была царица, — третья молвила девица, —
Я б для батюшки-царя родила богатыря».

Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены.

Многие люди, подобно сестрам-неудачницам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады и бессилия оттого, что не могут достичь всего, что хотят от жизни, разрываясь между взаимоисключающими мотивами. Как видим, это невозможно. Поэтому следует таким образом выстроить сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей. Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Или что-то другое?

В основе любой мотивации лежат цели и потребности человека.

 Упражнение «Я–Другой, Карьера–Дело»

Инструкция. Выбирая профессию, человек выбирает образ жизни. Это задание поможет вам уточнить, что для вас сегодня важно, а что второстепенно. Оцените варианты ответов, поставив в клетках на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (а, б, в, г) баллы: от нуля – за вариант, который вам безразличен, до трех баллов – за самый значимый для вас. Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке!

1. Мне нравится

А) иметь много свободного времени

Б) добиваться успеха во всех делах

В) делать подарки своим друзьям

Г) находить красивое решение трудной задачи

2. Мой девиз

А) «Работа не волк, в лес не убежит»

Б) «Хочешь жить — умей вертеться»

В) «Что отдал, то твое»

Г) «Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать»

3. Лучшая работа для меня — та, которая

А) не мешает мне жить своей жизнью

Б) дает возможность быстрого продвижения по службе

В) нужна людям

Г) интересна

4. Счастье для меня — это

А) возможность жить в свое удовольствие

Б) высокая должность и хорошая зарплата

В) благополучие моих друзей и близких

Г) возможность заниматься любимым делом

А

Б

В

Г

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка: подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (а, б, в, г):

9–12 баллов — ярко выраженная направленность личности;

5–8 баллов — умеренно выраженная направленность;

0–4 баллов — направленность не выражена.

А) «Я». Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания.

Б) «Карьера». Вероятно, вам близки и понятны законы рынка. В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании — это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни — карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом.

В) «Другой». Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы ни занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни.

Г) «Дело». Какую бы деятельность вы ни выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не загораживала от вас смысл жизни, который не сводится к работе.

Для наглядности можно построить график направленности личности, отложив на четырех осях суммы набранных баллов и соединив точки линиями. Чем дальше точка от центра, тем ярче выражена направленность личности. (задание для группы «психологов» - обработка).

Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением сразу найти не удастся, но первый шаг к выбору будущей профессии мы с вами уже сделали, а благодаря нашему коллективному творческому делу – классно – семейному вече «Я и семья - мир наших профессий», попробуем подвести первые итоги..

1 часть: Л. Маслоу предложил восемь путей самореализации, то есть способов поведения, ведущих к ней: вот несколько из них -

представлять себе жизнь как процесс постоянного выбора (лгать или оставаться честным, уединяться или двигаться вперед и расти и т.д.);

давать возможность своему «Я» проявляться;

развивать свои способности, трудиться ради того, чтобы сделать хорошо то, что хочешь сделать;

познавать самого себя, пытаться понять: что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни.

Первое слово в названии КТД – Я. Кто я? Для того, чтобы добиться успеха в профессиональном самоопределении, сначала нужно всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те личные качества, которые нужно сформировать, т. е. изучить собственное «Я». Что мы с вами пытались сделать в течение четверти.

В каждом из нас живут много разных «Я». О каждом из них написано множество научных статей, и тем не менее в феномене «Я» загадок больше, чем ответов. Я – ожидаемое Я – желаемое Я – реальное Я – представляемое Я – фантастическое Я - идеальное Глубина самопостижения и самопознания собственного «Я», слабых и сильных сторон своей личности, умение ориентироваться в мире профессий определяют правильность профессионального выбора.

Недостаточные знания о себе, затрудняют профессиональный выбор, делает его менее обоснованным и случайным.

Особую роль имеет САМООЦЕНКА. Самооценка –- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Она тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Заниженная Адекватная Завышенная

Важно воспитывать в себе умение объективно оценивать самого себя, научиться видеть свои достоинства и недостатки. Характер самооценки оказывает существенное влияние на все стороны жизни человека, в том числе и на профессиональную. В ситуации профессионального выбора вам необходимо не только знать, но и объективно оценивать свои интересы и склонности, способности и возможности, а также соотнести их с избираемой профессией.

Часть 2. Многообразие мира профессий. (Презентация) У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.

По Климову, можно выделить пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда — «техника», «человек», «природа», «знак», «художественный образ». Это — первый уровень классификации.

1. Человек - природа - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (ветеринар, лесник, садовод, микробиолог и т. д.).

2. Человек - техника - все технические профессии (шофер, слесарь, инженер, токарь и т. д.).

3. Человек - человек - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением (медицина, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания и т. д.).

4. Человек - знак - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (корректоры, программисты, переводчики, экономисты и т. д.).

5. Человек - художественный образ - все творческие специальности (артист, искусствовед, музыкант, художник, писатель и т. д.).

1.ТЕХНИКА. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

2.ЧЕЛОВЕК. Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

3. ПРИРОДА.

К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

4. ЗНАК.

К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.

К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

Пути получения профессионального образования. Сориентировавшись в выборе профессии, необходимо продумать возможные пути ее получения. Наличие проф образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в обществе, достичь успехов в карьере.

Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии?

  1. Востребованность на рынке труда.

  2. Доходность.

  3. Требования к  физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).

  4. Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).

  5. Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).

  6. Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).

  7. Положительное влияние на семейную жизнь.

  8. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

  9. Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”. Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.

Пролог -

«Деловые бумаги»

При поступлении на работу необходимо заполнить деловые бумаги.

И мы решили дать вам возможность заполнить бланк делового листа нашего конкурса.

“Официальные и неофициальные встречи начинаются с приветствия. Мы приветствуем команды.

Княжие Вече – ваши родители и педагоги будут оценивать ваши знания и умений.

За лучшие проектные работы вы получите «Верительные грамоты», а за победу и участие в конкурсе – сладкие призы.

Далее необходимо представиться. Вы подаете в вече краткое авторезюме команды.

“Резюме – это своеобразная визитная карточка, предоставляемая работодателю при устройстве на предприятие. Текст резюме отражает биографические сведения, образование, опыт работы.

Вам необходимо заполнить бланк – резюме , и передать его «княжичам».

(Заполняют бланки биографии и резюме.) – выдать

  1. № и название команды

  2. Реклама профессий вашего типа.

  3. Список команды с указанием выбираемой профессии

Часть № 3- Конкурсная, а название ее в анаграмме

3 Анаграмма- это слово, в котором буквы не на своих местах. Расшифруйте ее – это дверь ко второму конкурсу                                   ИРМСПФРСЕОЙИ (Мир профессий)

Конкурс «Мир профессий», где вам необходимо будет проявить свое знание профессий, логическое мышление, память и внимание.

Упражнение «Дождь в джунглях»

Ведущий.Давайте встанем в тесный круг. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.

А теперь повернитесь на 180 градусов и продолжим игру.

Обсуждение:

• Как вы себя чувствуете после такого массажа?

• Приятно или нет было выполнять те или иные действия?

• Поделитесь своими ощущениями и настроением.

Упражнение «Сердце нашей группы»

Материал: лист ватмана, цветная бумага, ножницы, фломастеры, карандаши, клей или скотч.

Ведущий.Возьмите лист ватмана, вырежьте большое сердце и прикрепите его к стене. А теперь каждый из вас возьмет цветную бумагу, вырежет сердечко и напишет на нем пожелания участникам группы.

Обратите внимание на это огромное белое сердце. Оно не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Просто взять и прикрепить свои маленькие сердечки на это большое сердце. Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! И это наше групповое сердце будет биться с нами все наши занятия!

Профстарт!!!


1 )РАЗМИНКА Проф-блиц – 4 задания

  1. из презентации – угадать и выбрать профессии вашего типа

  2. разгадать ребусы – «профслова»

  3. разгадать ребусы – «профессии»

  4. разгадать ребусы – «экономика»


  1. «Самая- самая» -раз,два,три


Вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике, чья команда кладет их в банк.. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

  1. самая зелёная профессия (садовник, лесник) - 3

  2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар) - 5

  3. самая волосатая (парикмахер) -5

  4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя) -1

  5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург)-1

  6. самая смешная (клоун) -5

  7. самая умная (учёный, профессор)

  8. самая зубастая (стоматолог)

  9. самая офисная (секретарь-машинистка) - 3

  10. самая требовательная (тренер)-1

  11. самая высокая (монтажник-высотник)-2

  12. самая быстрая (гонщик)-2

  13. самая техническая (инженер-конструктор)-2

  14. самая смелая (милиционер)-1

  15. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)-1

    1. ПРОФЕССИИ НА БУКВУ

Даны  слова   человек, техника, природа, знак, образ Нужно  написать  профессии, которые относятся к соотв. типу.- 1минута


4) ОДИН РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Давайте составим рассказ о типичном дне одного работника, но для рассказа используем только существительные.

Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы выглядеть так: звонок-завтрак-звонок-урок-вопрос-ответ-оценка-звонок-учительская-звонок-урок-звонок-директор-двоечник-родители-звонок-улица-дом-кухня-уборка-уроки-дети-уроки-сон-звонок…

Итак, рассказ о типичном дне … Врача, шофера, агронома, программиста, клоуна – 1 минута

Игра- наоборот

  1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники.  (Архитектор)

  2. Ткань, раскрой, костюм, ножницы, ателье.(Портной)

  3.  Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская.    (Столяр)

  4. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты.  (Журналист)

  5. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай.  (Агроном)

5.)«Конкурс пословиц»

Ведущий: Продолжи и скажи О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?

Военнослужащий

  1. Береги землю родную, как мать любимую.

  2. Жить – Родине служить.

  3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кузнец

  1. Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

  2. Куй железо, пока горячо.

  3. Не огонь железо калит, а мех.

Повар

  1. Что в котел положишь, то и вынешь.

  2. Недосол на столе, пересол – на спине.

  3. Кашу маслом не испортишь.

Портной

  1. Не игла шьет, а руки.

  2. Как шьется, так и носиться.

  3. Где шьют, там и порют.

Хлебороб

  1. Коси, коса, пока роса

  2. Зерно в косу – торопись жать полосу.

  3. Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.

6.) «Кто что делает?»

Ведущий: Команды сейчас будут отгадывать профессии по описанию.

Игра «Угадай профессию» а) – презентация – по качествам

б) — «Угадай профессию» с помощью вопросов. Например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?», «Где можно получить эту профессию?» и так далее. ( игра по кругу- отгадать профессию, которую придумала команда)

врач

белый

лекарств

Шкаф, кушетка

институт

столяр

белый
(желтоватый)

дерева,
лака

верстак

училище

портной

разноцветный

горячего
утюга, ткани

стол

училище

маляр

разноцветный

красок,
лака

стремянка

училище

библиотекарь

разноцветный

книг

шкафы,
столы

институт


  • . К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер)-т

  • Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)-ч

  • Это главное действующие лицо фондовой биржи, являющееся посредником в торговых сделках. Человек этой профессии обязан знать все о ценных бумагах. Принципиальное значение при определении профессиональной пригодности имеют такие качествам личности, как эмоциональная уравновешенность, высокая степень адаптивности, так как это одна из самых стрессовых профессий. (Дилер)-з

  • «Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением.
    Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх  (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)-п

  • Люди этой профессии украшают наш мир. Серые высотки их не привлекают. Фантазия их рождает что – необычные. Благодаря своей креативности их сооружения неповторимы. Их творения часто живут в веках. ( Архитектор) - Х

 

4. Мой выбор

защита командой своих профессии, соответствующих типам:

1. Человек - природа - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (ветеринар, лесник, садовод, микробиолог и т. д.).

2. Человек - техника - все технические профессии (шофер, слесарь, инженер, токарь и т. д.).

3. Человек - человек - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением (медицина, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания и т. д.).

4. Человек - знак - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (корректоры, программисты, переводчики, экономисты и т. д.).

5. Человек - художественный образ - все творческие специальности (артист, искусствовед, музыкант, художник, писатель и т. д.).

Характеристика профессий определенного типа, актуальность и востребованность

5.Профессиональные качества”.

а) Игра «Способности и профессия» Давайте подберем способности, умения к некоторым профессиям.

— Ребята, вы часто слышите такое: например, этот человек красиво поет, у него хороший голос, у него способность к пению.

Водитель:

- выдержка, внимание, глазомер, знание законов механики и устройства машины.

Давайте подберем способности, умения к некоторым профессиям.

Учитель русского языка:

— знание науки о языке; — выдержка; — любовь к детям; — умение правильно говорить;

— умение обучать; — ответственность; м — уровень интеллекта; — способность к самообразованию.

Слесарь:

— глазомер, точность движений; — умение разбираться в чертежах; — выдержка, терпение;

— сила, выносливость; — знание материала; — ловкие руки.

Парикмахер:

— культура речевого общения; — кругозор (много красок, средств для ухода за волосами);

— желание быть в курсе модных направлений в одежде, прическах, — выдержка, терпение;

— аккуратность; — ловкость рук; — знание химии.

Директор фирмы:

— знание экономических законов; — знание бухгалтерского дела; — организаторские способности;

— ум; — культура речевого общения; — знание этикета; — мобильность, дисциплинированность.

Вывод: каждая профессия требует определенных ЗУН (знаний, умений, навыков) и способностей.


Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии. Например;

ВРАЧ

(КЛОУН)

ЮРИСТ

ЭКОНОМИСТ

Военный

Гуманность

Физическая подготовка

Честность

Терпение

Физическая подготовка

Тактичность

Смелость

Порядочность

Собранность

Дисциплина

Интуиция

Знание психологии

Эрудированность

Информированность

Решительность

Ответственность

Находчивость

Знание законов

Коммуникабельность

Находчивость

Точность

Выдержка

Непредвзятость

Точность

Самосовершенствование

Собранность

Самосовершенствование

Информированность

Образованность

Собранность

Сила воли

Собранность

Тактичность

Находчивость

Ответственность

Информированность

Решительность

Ответственность

Тактичность

Отвага

Образованность

Воображение

Собранность

Интуиция

Патриотизм

Жизнерадостность

Артистичность

Коммуникабельность

Ответственность

Знание техники и оружия

Милосердие


Интуиция

Порядочность

Терпение

Ум



Умение оперировать цифрами, информацией


6. “Профессионально важные качества” – выберите из списка данных качеств те, что необходимы специалистам вашего типа профессий. – (презентация)

 (соотнести ПВК с профессией). Ребята, давайте вспомним, какие качества называются профессионально важными?

Сейчас вам будут представлены названия нескольких профессий и ПВК. Вам нужно будет догадаться, в каких профессиях какие качества необходимы (разрезать- сложить)

1

Оператор банковского дела

2

  1. аккуратность;

  2. усидчивость;

  3. терпеливость;

  4. умелость рук;

  5. хорошее зрение.

2

Портной

5

  1. 5внимательность;

  2. терпеливость;

  3. общительность;

  4. эмоциональная уравновешенность.

  5. Умение сопереживать

3

Милиционер

7

  1. 7любовь к природе;

  2. наблюдательность;

  3. физическая выносливость;

  4. образная и долговременная память.

4

Животновод

1

  1. внимательность;

  2. аккуратность;

  3. хорошая память;

  4. концентрация и переключение внимания;

  5. устойчивость к монотонной работе;

  6. быстрота движений рук;

  7. чувство ответственности;

  8. общительность;

  9. хорошие зрение и слух.

5

Логопед

6

  1. чувство ответственности;

  2. наблюдательность;

  3. трудолюбие

  4. Любовь к животным

  5. эмоциональная устойчивость;

  6. внимательность.

6

Психолог

8

  1. хорошее зрение и цветоразличение;

  2. художественный вкус;

  3. память на цветовые оттенки;;

  4. ручная ловкость;

  5. аккуратность;

  6. внимательность;

  7. быстрая реакция;

  8. правильная координация движений.

7

Лесник

3

  1. хорошо развитые коммуникативные и организаторские способности;

  2. эмоциональная устойчивость;

  3. хорошая память;

  4. ответственность;

  5. логическое мышление;

  6. умение быстро принимать решение, четко излагать мысли.

8

Маляр-штукатур

4

  1. аналитический ум;

  2. физическая сила и выносливость

  3. эмоционально-волевая устойчивость;

  4. добросовестность;

  5. честность;

  6. умение общаться

  7. умение сопереживать.

Выполнение (раскладывают карточки, затем идет проверка)

мы знакомились с запахом, цветом профессий. Сегодня мы познакомимся с формулой профессий.

7. Обогащать и систематизировать знания детей о профессиях

Игра «Формула профессии»

— Слушайте правила игры. Профессия состоит из предметов труда и целей труда.

Предметы труда — это предметы, с которыми работает человек данной профессии.

Цели труда — это ради чего работает человек данной профессии. Можно записать формулу профессии:

Профессия = предметы труда + цели труда.

Один ученик выходит из класса, а остальные загадывают профессию, предмет и цели труда. Когда водящий входит, ему говорят только предмет и цели труда, то есть слагаемые. Водящий должен назвать профессию (сумму). Почтальон = письма, газеты, открытки + общение

Составьте такие формулы:

1) Учитель математики = цифры, числа + умение решать, считать.

2) Маляр = стены, потолок, краски + делать красивыми.

3) Прачка = белье + чистота.

4) Врач = организм человека + здоровье.

5) Автослесарь = машины + безопасность.

6) Повар = продукты + полезная пища.

7) Цветовод = цветы + сделать жизнь красивой.

8) Милиционер = жезл, свисток + безопасность.

9) Слесарь = трубы + доставка воды.

10) Летчик = сверхзвуковые, сверхскоростные машины + доставка грузов, людей.

8. Творцы  - В каждой профессии не только для материального благополучия, но и для морального необходимо реализовать свой творческий потенциал. Человек, который смог его реализовать, - это не человек, которому что-то добавлено, а человек, у которого ничто не отнято. Так утверждал психолог Абрахам Маслоу.

- Для успеха в жизни не следует забывать о том, что не только человек выбирает дело, но и дело выбирает человека, и надо, чтобы их интересы совпадали; поэтому так необходим поиск профессии для себя и поиск себя в этой профессии.

И тогда любое ремесло станет великим. А «величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком» - так писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Далее ребята разделяются на пять групп: 1) человек - природа; 2) человек - техника; 3) человек - человек; 4) человек - знак; 5) человек - художественный образ. Каждая группа получает задание.

Например:

в группе 1 работают психологи- Тест - исследование «Профессии наших родителей»

– Наш поселок очень маленький, нет в нем архитектурных сооружений как в Греции, останкинской башни как в Москве, бассейнов, но мы любим свой поселок. А почему?

(Мы здесь родились и выросли, здесь живут и работают наши родители.)

– А где работают ваши родители? – А прежде чем устроиться на работу где и какое образование получили ваши родители?

в группе 2 работают инженеры-конструкторы. Они представляют проект зоосада- конструктор и набор животных.

в группе 3 работают озеленители школы. Они представляют свой проект по расширению и охране зеленой зоны школы- краски и карандаши;

в группе 4 работают программисты. Задание: смоделировать программу – «рекламный ролик презентации 5 типов профессий» - компьютер- презентации;

в группе 5 работают культработники. Они могут подготовить выступление агитбригады, например (проводят выступление в виде частушек- загадок):


Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост …

(Солдат.)


Что за сторож есть такой

На фабричной проходной?

Всех работников он знает,

Посторонних не пускает.

(Вахтёр.)


Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нём.

Чтобы выше, чтобы шире

Были комнаты в квартире.

(Каменщики.)


У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

(Парикмахер.)


У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

(Парикмахер.)


Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

(Милиционер-регулировщик.)


Педиатра ты не бойся,

Не волнуйся, успокойся,

И, конечно же, не плачь,

Это просто детский ...

(Врач.)


Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - …

(Шофёр.)


Не художник он, но краской

Пахнет неизменно,

По картинам он не мастер -

Мастер он по стенам!

(Маляр.)


Он отбойным молотком,

Как огромным долотом,

Уголь крошит под землёй.

Отвечайте, кто такой?

(Шахтёр.)


Его работы ждёт земля,

Едва рассвет лучи зажжёт.

Весной расчешет он поля,

Наступит осень – пострижёт.

(Фермер.)


Доктор, но не для детей,

А для птиц и для зверей.

У него особый дар,

Этот врач - …

(Ветеринар.)


Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук.

(Сапожник.)


Вижу в небе самолет

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По другому просто ...

(Лётчик.)


В ресторане их найду я -

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках.

(Повар.)


Он работает, играя

(Есть профессия такая).

Он на сцене с давних пор.

Та профессия …

(актер)



Какую бы вы профессию не выбирали, умение налаживать партнерские отношения – главное в ней.

Ролевая игра «Контакты и конфликты»

Ведущий. Разыграйте ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.

1. «Грамотные стали»

Покупатель. Почему вы продаете стограммовые упаковки майонеза по цене двухсотграммовых?

Продавец. С чего вы взяли?

Покупатель. Ну вот же, на ценнике написано — вес 200 г, цена 10 рублей. А упаковки стограммовые. Я вчера купила, думала, вы ошиблись. А сейчас вижу, что вы просто ценники перепутали.

Продавец. Ничего мы не перепутали. За сколько надо, за столько и продаем. А не нравится — идите в другой магазин, поищите подешевле. Грамотные стали.

2. «Вас никто здесь не держит»

Представитель рабочих. Я пришел к вам от имени трудового коллектива, чтобы выяснить, почему нам третий месяц не платят зарплату?

Начальник. Мне очень жаль, но денег нет — предприятие, которому мы поставляем нашу продукцию, обанкротилось.

Представитель рабочих. Но администрация предприятия исправно получает зарплату, вы недавно поменяли мебель в офисе и приобрели новую иномарку.

Начальник. Эти средства взяты не из фонда заработной платы.

Представитель рабочих. Нам все равно, из каких фондов вы нам заплатите, — верните наши деньги. Если бы не школьные завтраки, наши дети падали бы в голодные обмороки.

Начальник. Я же сказал вам, что денег пока нет. И неизвестно, будут ли вообще. Не хотите ждать — вас никто здесь не держит. Тогда точно ничего не получите.

• Чему вас научила эта ситуация?

Правила поведения в конфликтной ситуации

• Если возник спор, обсуждайте только его предмет, не переходя на личности.

• У каждого человека может быть свое личное мнение. Уважайте мнение партнера.

• Улыбка и доброжелательность — лучшие помощники в решении спорных вопросов.

• Сохраняйте лицо. Гнев, злоба и крик его испортят.

• Проявляйте чувство юмора — хорошая и уместная шутка может разрядить обстановку и помочь в решении даже самых напряженных вопросов.

(защита своих творческих работ)

Ведущий;

 Мы   живём  в  информационном,  в   высокотехнологичном   мире,  где  появляются  новые  профессии.  Какие  новые профессии ребята вы знаете?

(диджей, риелтор, крупье, логистик,  маркетолог , продюсер- краткая характеристика предмета труда каждой профессии.)

   В ряду с новыми профессиями  существуют и редкие профессии.

Ребята,почему их называют редкими?

(дегустатор, кинолог , лесник, егерь, специалисты  по запахам, , священник, частный детектив, сыщик).

    Вы все слышали о том, что существуют престижные  профессии.

Как вы думаете, какие профессии относятся к престижным ? (менеджер,  врач, банкир, служащий банка, экономист, финансист, бизнесмен, предприниматель, министр, депутат, государственный служащий, программист, бухгалтер, работник шоу-бизнеса).

           Почему эти профессии называют  престижными?

   Мы с вами перечислили  профессии, которые знаем,  о которых  слышали. Всего профессий и  специализаций  существует около 80 тысяч.

В заключение занятия давайте поиграем в игру “Доскажи словечко”.

Учитель читает начало предложения, учащиеся хором заканчивают.

Трактор водит – … (тракторист),
Электричку – … (машинист),
Стены выкрасил – … (маляр),
Доску выстругал – … (столяр),
В доме свет провел – … (монтер),
В шахте трудится – … (шахтер),
В жаркой кузнице – … (кузнец),
Кто все знает – … (молодец)!

Эпилог

Ведущая. Для подавляющего большинства молодых людей нашего времени работа является основой их материального благосостояния. Сегодня молодежь обладает более высоким уровнем образования, чем старшее поколение. Они готовы к смене характера деятельности, что немаловажно в наше время для хорошего трудоустройства. Поменялся их взгляд на престижные и доходные профессии. Юрист, финансист и экономист, наравне с бизнесменом, вошли в рейтинг наиболее популярных среди молодежи профессий. Замечательно, что вас, молодых, волнует также наличие высокой квалификации, знаний и интереса в работе. Вы задумываетесь о профессиональном росте и готовности трудиться с полной отдачей сил. Возможно, не каждый из вас получит высшее образование. Это, конечно, важно - быть высокообразованным человеком. Но еще более важным является то, как каждый из вас будет трудиться на своем месте. Благополучным и успешным можно стать везде. Но для этого необходимы хорошее знание своего дела, ответственность и исполнительность, инициативность и умение ладить с людьми.

  Где можно  получить информацию  о профессиях?

Ребята перечисляют: книги- справочники, СМИ, интернет.

А,теперь запишем и запомним  адреса  интернет- сайтов  профориентации.

  1. -портал «Учёба.ру,

  2. раздел «Профессия».

  3. -справочник профессий

  4. -   Сайт «Профориентация: кем стать», раздел «Как выбрать профессию?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ht.ru/prof/ 

  5. Слово жюри.

  6. Награждение победителей

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее