Тема: «Междугородный автотранспорт. Автовокзал. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билета».
Цель: Расширить знания учащихся о междугородном автотранспорте, его назначении, работе автовокзала.
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания учащихся о междугородном автотранспорте, его назначении, работе автовокзала, об основных автобусных маршрутах Дивеевского района;
Научить учащихся пользоваться расписанием движения автобусов, покупать и заказывать билет.
Коррекционно-развивающие:
Способствовать коррекции социальных норм поведения, расширению, уточнению и активизации словарного запаса;
Способствовать коррекции памяти через многократное повторение нового материала;
Способствовать развитию умения четко и последовательно выражать свою мысль.
Воспитательные:
Способствовать развитию познавательного интереса;
Воспитывать уважительное отношение к мнению товарища.
Оборудование: карта-схема движения автобусов Дивеевского района, таблица «Основные автобусные маршруты Дивеевского района», задание «Выбери верные утверждения».
Ход урока
Организация начала урока
Цель: создание рабочей обстановки, психологический настрой обучающихся.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Отдохнуть вы все успели? (да)
А теперь вперед – за дело.
- Кто сегодня дежурный?
- Все ли присутствуют на уроке?
- Как называется наш урок?
- Какой урок по счету?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Молодцы!
Сообщение темы и цели урока
Цель: сообщить обучающимся тему урока, поставить перед ними цель.
- Мы начинаем изучать раздел «Транспорт». Знания этого раздела помогут вам в дальнейшей жизни, ведь каждый из вас обязательно будет пользоваться услугами транспорта.
- Тема урока сегодня «Междугородний автотранспорт. Автовокзал» (запись темы урока и даты в тетрадь).
- Сегодня мы вспомним, что такое транспорт, какие виды транспорта бывают, с каким из них мы подробно знакомились в прошлом году.
- Узнаем, какой транспорт называют автотранспортом, его назначение, как пользоваться расписанием движения автобусов, как заказывать билет по телефону.
3. Актуализация знаний обучающихся
Цель: выявить уровень знаний и жизненного опыта обучающихся, привлечь их внимание.
- Что такое транспорт?
- С каким видом транспорта мы знакомились в прошлом году?
- Почему железнодорожный транспорт имеет такое название?
- Как вы думаете, какой транспорт называет автомобильным или сокращенно автотранспортом?
- Кого называют пассажиром?
4. Изложение нового материала
Автотранспорт (автомобильный транспорт) – это вид транспорта, который перевозит грузы и пассажиров по автомобильным дорогам. (запись термина в тетрадь)
- Как вы думаете, в чем преимущество автотранспорта над железнодорожным или любым другим видом, например, воздушным, морским?
- Преимущества автотранспорта – доставка грузов и пассажиров в точно необходимое место.
- Сегодня мы говорим с вами о междугороднем автотранспорте. Как вы думаете, что относят к междугороднему автотранспорту?
- Это автотранспорт, который осуществляет перевозку грузов и пассажиров из одного города или района в другой, т.е. работает между городами.
Автовокзал – это комплекс сооружений для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений в больших городах. (запись термина в тетрадь)
В автовокзал входят:
пассажирское здание;
внутренняя транспортная территория;
привокзальная площадь.
- Вспомните железнодорожный вокзал, с которым мы знакомились в прошлом году, тот автовокзал, в котором вам приходилось бывать, и подумайте, что размещается в пассажирском здании.
(комната матери и ребенка, касса предварительной продажи билетов, касса продажи билетов, справочное бюро, медпункт, зал ожидания, камера хранения, полиция, расписание, буфет, служебные помещения: диспетчерская, шоферская, комнаты администрации)
- Что располагается на внутренней транспортной территории автовокзала? (площадка для стоянки автобусов между рейсами и, при необходимости для осмотра и мойки кузова автобусов, перроны посадки и высадки пассажиров).
- Где находится ближайший к нам автовокзал?
- Где находится ближайшая к нам автостанция?
- Чем отличается автовокзал от автостанции?
Физкультминутка
Цель: снять умственное и нервное напряжение обучающихся.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Молодцы, ребята!
Основные автобусные маршруты Дивеевского района
- Что такое маршрут?
- Маршрут – это направление движения транспорта с указанием основных пунктов. (запись термина в тетрадь)
- Поскольку в настоящее время вы проживаете и учитесь в п.Сатис Дивеевского района, навещаете родственников, проезжая по территории района, то мы и будем говорить об основных автобусных маршрутах Дивеевского района.
- На территории нашего района насчитывается более 30 населенных пунктов. Приведите примеры. (работа с картой-схемой района)
- Ребята, скажите, какое село является районным центром Дивеевского района?
- Правильно. Дивеево – районный центр Дивеевского района Нижегородской области. Село находится в 180 км от Нижнего Новгорода, в 65 км от Арзамаса. По официальным данным количество жителей с.Дивеево составляет около 7000 человек, а всего района - около 18000 человек.
- Учитывая такое количество населения, постоянный приток паломников, району просто необходимо хорошо развитое автобусное сообщение.
- Население района обслуживают государственная организация Дивеевская автоколонна и индивидуальные перевозчики.
- Рассмотрим основные маршруты движения автобусов Дивеевской автоколонны.
Маршрут движения | Время отправления |
Межрайонное сообщение | |
Дивеево – Н.Новгород | 9:20 (ПН, ПТ, ВС)
|
Дивеево – Арзамас | 7:30, 9:45 (ПН, ПТ, СБ) 11:10, 12:45, 14:45, 17:00 18:05 (транзитный)
|
Дивеево – Ардатов | 8:00,11:05, 14:00, 16:10, 18:10
|
Дивеево – Вознесенское | 6:00, 7:45 13:05 (транзитный) 14:45 (транзитный)
|
Внутрирайонное сообщение | |
Дивеево – Б.-Череватово | 7:00, 17:25 (ежедневно)
|
Дивеево – Сатис | 6:00, 7:30, 10:10, 12:30, 14:10, 16:25, 17:25 (ежедневно) 8:20, 9:10, 15:00 (СБ, ВС)
|
Дивеево – Кременки | 6:00, 7:30, 9:35, 11:50, 13:10, 14:25, 16:30, 17:40
|
Дивеево – Полупочинки | 7:00, 17:25 (ежедневно)
|
- Как вы думаете, от чего зависит количество рейсов автобуса в те или иные пункты?
- Ребята, в таблице встречается слово «транзитный». Что означает это слово?
-Транзитный (проходящий) рейс (автобус) – это движение автобуса из одного района (города) в другой район (город) через лежащий на его пути третий.
Строчка в таблице «маршрут Дивеево-Арзамас, транзит.» означает, что вы можете добраться из Дивеевадо Арзамаса, сев на проходящий автобус, который вышел, например, из Вознесенского и сделал остановку в Дивееве.
- Как правильно приобретать билет в кассе автовокзала, автостанции?
- Билет приобретают, зная маршрут, время отправления и стоимость в кассе. Посадка в автобус осуществляется только при наличии билета по данному маршруту.
- Кроме государственных перевозок, на территории Дивеевского района работают индивидуальные (частные) перевозчики, услугами которых очень охотно пользуются пассажиры. Как вы думаете, с чем это связано?
- Самые популярные на сегодняшний день индивидуальные перевозчики – это «Попутчик» и «Пассажир». Их автобусы выходят из г.Саров и забирают в удобных для дивеевских пассажиров местах.
- Как достать билет на автобус организации «Попутчик» или «Пассажир»?
Сюжетно-ролевая игра «Заказ билета по телефону»
(назначение обучающегося диспетчером, пассажиром, разговор по телефону)
5.Закрепление изученного материала
Цель: закрепить изученный на уроке материал
Работа по карточкам
Задание: выбери верные утверждения
Билет на междугородний автотранспорт покупают в кассе автовокзала, автостанций.
Билет на междугородний автотранспорт можно купить в кассе железнодорожного вокзала.
Билет нужно хранить при себе только до времени его предъявления кондуктору.
Билет нужно хранить до прибытия в пункт назначения.
Если пассажир потерял билет, то ему возвратят деньги в кассе.
Если пассажир потерял билет, то деньги ему не возвращаются.
6.Подведение итогов урока
- О чем мы говорили на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какую дополнительную информацию вы хотели бы узнать по данной теме?