«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Междисциплинарный урок «Познание творчества А.С. Пушкина через изучение математики»

Междисциплинарный урок математики и литературы в 11 классе

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект-план
интегрированного урока литературы и математики в 11 классе

Тема: «Познание творчества А.С. Пушкина через изучение математики»

Цель:

Получение глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления.

Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления

Задачи:

  • Синтез знаний, формировать умения переноса знаний из одной отрасли в другую.

  • Развивать творческую, самостоятельную, ответственную, толерантную личность.      

  • Реализовать дифференцированный подход к получению знаний учащихся.

  • Уметь обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, путем преемственности знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне.


Образовательные:

  • формирование метамышления, выводящего на неформальное, личностное самопознание, на воспитание человека Культуры.

  • на примере жизни и творчества А. С. Пушкина убедиться в том, что «гениальный человек гениален во всем»

  • обобщить и расширить сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина

  • научить применять математические методы анализа поэтического произведения

Воспитательные:

  • воспитание любви к русской речи, поэзии и математике,

  • воспитание сознательной дисциплины,

  • формирование навыков контроля и самоконтроля,

  • активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач.

Развивающие:

  • развитие логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

  • развитие умения аргументировать, доказывать:

  • развитие умения слушать

  • развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

  • развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

  • развитие абстрактного и наглядно-образного мышления.


Оборудование: презентация «А. С. Пушкин и математика», проектор

Форма урока: мастер-класс.


Учитель литературы: Добрый день ребята! Наверное, ученики ждут, когда же из нас кто-нибудь пройдёт, присядет, и начнётся урок математики или родного языка. Так? Сегодня будет всё не так. Сегодня мы с Натальей Александровной будем вести урок вместе! Неожиданно? Согласна!


Ученик Роман Г., входя в класс, читает стихотворение
Дорога к поэту

Путей других, конечно, много.
Но я одно скажу тебе:
Дорога к Пушкину – дорога
К народу,
К Родине,
К судьбе.

Ты в жизнь от отчего порога
Ушёл с мечтою – добрый знак!
Дорога к Пушкину – дорога
К свободе, к славе-
Это так.

Спасёт от лжи и от порока,
От звонких, но пустых речей.
Дорога к Пушкину – дорога
К тревожной совести твоей…


Учитель математики:

Софья Ковалевская говорила: «Нельзя быть математиком, не будучи
в то же время и поэтом в душе».


Учитель литературы:

А. С. Пушкин сказал: «Вдохновение нужно в геометрии, так же как и в поэзии»


Учитель математики:

Начнём наш необычный урок.

У вас на партах лежат рабочие листы - запишем фамилию, имя, дату урока.

Что ещё нужно записать? Правильно, тему!

Так о чем мы сегодня будем говорить? (о Пушкине А.С. и математике)

Запишем тему уроку.


Учитель литературы:

Над какой проблемой поработаем? (Что связывает Пушкина и математику или Так ли далек Пушкин от математики)


Учитель математики: (зачитывает со слайда)

Цель урока:
Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления

Задачи:

  • Формировать метапредметное мышление, умение переноса знаний из одной отрасли в другую, выводящее на неформальное, личностное самопознание, на воспитание человека Культуры.

  • Обобщить и расширить сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина

  • Уметь применять математические методы и анализ поэтического произведения.

  • На примере жизни и творчества А. С. Пушкина убедиться в том, что «гениальный человек гениален во всем»

Учитель литературы:

Год 2019- ый был юбилейным для всех, кто почитает творчество А.С.Пушкина. Это год 220-летия со дня его рождения. Мы много знаем о поэте и его стихах, о жизни этого великого человека, о женщинах, которых он любил и которые стали его музами, о его величайшей жизненной трагедии.


Учитель математики:

Но, мне кажется, ещё никто не говорил о Пушкине так, как попробуем сегодня мы, - о поэте и его жизни – через математику. Мы попытаемся сегодня соединить несовместимое: поэзию и алгебру. Наша задача – вспомнить некоторые события из жизни А.С.Пушкина, его лучшие стихотворения, а правильность своих литературных знаний проверить математикой.


Ученик Валерия С.:

Хорошо известно, что Александру Сергеевичу математика не давалась с детства, и поэтому он её не любил. По словам сестры Пушкина Павлищевой О.С., «арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами».

Лицейский друг Пушкина Пущин И.И. вспоминал впоследствии, что «…все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина.

В математическом классе вызвал его Карцов к доске и задал задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу, и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его, наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи».


    1. Учитель литературы: С детства мы знаем эти слова

У лукоморья - дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Кто автор приведённого отрывка из пролога к известной поэме?

А) Ответ на этот вопрос зашифрован в анаграммах:

С.А.Шупник

Ю.М. Монлервот

И.И. Щинуп

1

2

3


Учитель математики:

Б) Вычислите значение выражения:



  1. Учитель литературы: Почему А.С. Пушкин назвал кота учёным?


Прочитайте предложение, записанное числами с использованием правила, устанавливающего соответствие между упорядоченным множеством букв (алфавитом) и множеством чисел от 1 до 33.

12, 16, 20 9, 15, 1, 13 4, 6, 16, 14, 6, 20, 18, 10, 32

(КОТ ЗНАЛ ГЕОМЕТРИЮ)


Учитель математики:

Из текста отрывка следует, что цепь была на дубе. А какие возможны варианты расположения цепи?

А) замкнутая цепь наброшена на дуб так, что учёный кот при прохождении по цепи описывает окружность, т.е. геометрическую фигуру. При этом он может ходить и налево, и направо.

Б) Цепь незамкнутая, но наброшена на дуб так, что обвивает его по спирали сверху вниз. Спираль – геометрическая фигура. И в этом случае при хождении по цепи учёный кот идёт то налево, то направо, как об этом говорит Пушкин.


  1. Учитель литературы:


Всем вам хорошо знакомо стихотворение “Кавказ”.


Читает Глеб С.


Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утёсов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зелёные сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.



Учитель математики:

Из него мы знаем, что поэт стоял “над снегами у края стремнины”, и поэтому интересно узнать:
С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал за полётом орла?

Чтобы ответить на этот вопрос вам придется решить такую задачу:

Чтобы ответить на этот вопрос нужно решить такую задачу:

Числовые данные об уровне снежного покрова в горах Кавказа зашифрованы в системе неравенств, где X – его границы в км:

Ответ: Поэт стоял выше границы вечных снегов.


  1. Учитель литературы: Большой период в жизни А.С.Пушкина был связан с селом Михайловское

Кто из царей своим указом пожаловал большую часть Михайловской губы Абраму Петровичу Ганнибалу?


Петр 1

Елизавета
Петровна

Анна
Иоанновна

2

4

8


Учитель математики:


Чтобы проверить правильность ответа, решите уравнение


  1. Учитель литературы:

Каковы родственные связи между А.П.Ганнибалом и А.С.Пушкиным? (правнук - 3)

Пушкин внук Ганнибала

Пушкин внучатый племянник Ганнибала

Пушкин правнук Ганнибала

1

2

3

Учитель математики:

Уточните выбранный ответ, решив уравнение


  1. Учитель литературы:

Какую аллею в селе Михайловском называют аллеей Керн? (Липовая)

Березовую

Липовую

Дубовую

5436

4762

7428


Учитель математики:

Определите “лишнее” число среди данных.


  1. Учитель литературы:

Какие из приведенных произведений А.С.Пушкин написал в Михайловском?

Трагическая драма “Борис Годунов”

Сатирическая поэма “Граф Нулин”

Стихотворение “Деревня”

Некоторые главы романа “Евгений Онегин”

1

2

3

4


Учитель математики:

Определите номер(а) верных высказываний:

  1. Прямоугольник можно одним разрезом разбить на треугольник и пятиугольник.

  2. Сумма внешних углов треугольника равна 3600

  3. Существуют, по крайней мере, две окружности, не имеющие общих точек.

  4. Не существует прямоугольника только с тремя прямыми углами.





  1. Учитель литературы:

Деревня – это природа. А.С.Пушкин любил природу, перед отъездом из Михайловского он написал проникнутое любовью к Михайловскому стихотворение, в котором говорил, что природа имеет своих стражей.

а)

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой, (домовой)
Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!

б)

Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы, (талисман)
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.

в) (признание)

Я вас люблю – хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей

Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!

Учитель литературы:

Как называется это стихотворение?

Домовому

Талисман

Признание


Учитель математики:

Уточните выбранный ответ, выполнив следующее задание:

Найдите значение выражения

  1. Учитель литературы:

А кто из друзей А.С.Пушкина посетил его в Михайловском во время ссылки?

Этой встрече поэт посвятил стихотворение:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

И.И.Пущин

А.А.Дельвиг

А.П.Керн

1

2

3


Учитель математики:

Проверьте правильность выбранных ответов, определив номер верных высказываний:

  1. Сторона квадрата меньше его диагонали в раз.

  2. Гипотенуза равнобедренного прямоугольного треугольника в раза больше катета.

  3. Радиус описанной окружности около прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы.


  1. Учитель литературы:


А.С.Пушкин был влюблён почти одновременно в трёх красавиц:


  1. Амалию Ризнич;

  2. Каролину Собаньскую;

  3. Елизавету Ксаверьевну Воронцову.


Перед ссылкой в Михайловское от одной из них он получил на память медальон с портретом и перстень с печаткой. Этот подарок, бережно хранимый Пушкиным, должен был, по наказу дарительницы, оберегать его от жизненных бед и напастей. В ответ Пушкин написал знаменитое стихотворение.

Кому оно посвящено? Когда Пушкин уехал из Одессы? Как называется стихотворение А.С.Пушкина, посвященное этой последней перед разлукой встрече и этому подарку? («Храни меня, мой талисман»)


Учитель математики:

Математическая задача поможет решить литературную задачу.

Если к номеру правильного ответа Х прибавить 125, полученную сумму умножить на 8, а к полученному произведению прибавить еще 800, то результат равен году отъезда Пушкина из Одессы в Михайловское. (1824 г)

Рассказывает ученик

А. С. Пушкин в Южной ссылке познакомился Елизаветой Воронцовой. Перед отъездом из Одессы поэта женщина подарила ему золотой перстень с сердоликом. Камень украшала фраза на древнееврейском языке. Для Пушкина этот подарок был очень дорог. Он верил в его волшебную силу и способность защищать от напастей. После того как Александр Сергеевич был убит на дуэли, кольцо с его руки снял В. Жуковский. Позже владельцем перстня был Тургенев. В 1917 г. подарок Воронцовой украли из музея, до сих пор неизвестно, где он находится.

Стихотворение датируют приблизительно. Исследователи считают, что оно было написано в период с 1824 до 1825 г. Точно известно, что оно посвящено Елизавете Воронцовой.


Вспомните название стихотворения

Стихотворение читает _______________

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья.
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,-
Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня , мой талисман.

Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.


Заключительное слово учителя.

Учитель литературы:

Итак, мы попытались соединить математику и поэзию и немного лукавили, когда говорили, что это несовместимые понятия. Сам Пушкин писал когда-то, что он пытался «поверить алгеброй гармонию». Действительно, в пушкинской поэзии много математических, точных загадок. Например, весь роман «Евгений Онегин» написан так называемой «онегинской строфой», т.е. каждая строфа (а их не одна сотня) состоит из 14 строк и трёх способов рифмовки: перекрёстной, парной и кольцевой, а последние две строчки – своеобразный вывод из содержания всей строфы. И так каждая строфа во всех главах романа. Как это сделал Пушкин? Загадка.


Учитель математики:

Задачки на этот урок закончились. Хотелось бы узнать ваше мнение об уроке.


Рефлексия.

Оценивание - на открытом уроке плохих оценок не бывает, поэтому все кто отвечал и выступал 5, остальные 4


Учитель литературы: А закончить наш урок всё-таки хочется поэзией. Шедевром пушкинской лирики считается послание к Анне Петровне Керн, не менее гениальной – музыка М.Глинки. Мы предлагаем вам послушать знаменитый романс на стихи Пушкина в исполнении Дмитрия Хворостовского.


РАБОЧИЙ ЛИСТ

Ученика ___ класса _______________________________________________

Дата _______

Тема урока ______________________________________________________

    1. Вычислите значение выражения:



    1. Почему А.С. Пушкин назвал кота учёным?

Прочитайте предложение, записанное числами с использованием правила, устанавливающего соответствие между упорядоченным множеством букв (алфавитом) и множеством чисел от 1 до 33.


12,16,20 9,15,1,13 4,6,16,14,6,20,18,10,32



Решите задачу:
Числовые данные об уровне снежного покрова в горах Кавказа зашифрованы в системе неравенств,

где X – его границы в км:









    1. Решите уравнение








    1. Решите уравнение







    1. Какую аллею в селе Михайловском называют аллеей Керн?

Березовую

Липовую

Дубовую

5436

4762

7428

Определите “лишнее” число среди данных.



    1. Какие из приведенных произведений А.С.Пушкин написал в Михайловском?

Определите номер(а) верных высказываний:

  1. Прямоугольник можно одним разрезом разбить на треугольник и пятиугольник.

  2. Сумма внешних углов треугольника равна 3600

  3. Существуют, по крайней мере, две окружности, не имеющие общих точек.

  4. Не существует прямоугольника только с тремя прямыми углами.




    1. Как называется это стихотворение?

Домовому

Талисман

Признание

Уточните выбранный ответ, выполнив следующее задание:

Найдите значение выражения




    1. Кто из друзей А.С.Пушкина посетил его в Михайловском во время ссылки?

Проверьте правильность выбранных ответов, определив номер верных высказываний:

  1. Сторона квадрата меньше его диагонали в раз.

  2. Гипотенуза равнобедренного прямоугольного треугольника в раза больше катета.

  3. Радиус описанной окружности около прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы.




    1. Математическая задача поможет решить литературную задачу.

Если к номеру правильного ответа x прибавить 125, полученную сумму умножить на 8, а к полученному произведению прибавить еще 800, то результат равен году отъезда Пушкина из Одессы в Михайловское (1824).

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее