Конспект-план
интегрированного урока литературы и математики в 11 классе
Тема: «Познание творчества А.С. Пушкина через изучение математики»
Цель:
Получение глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления.
Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления
Задачи:
Синтез знаний, формировать умения переноса знаний из одной отрасли в другую.
Развивать творческую, самостоятельную, ответственную, толерантную личность.
Реализовать дифференцированный подход к получению знаний учащихся.
Уметь обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, путем преемственности знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне.
Образовательные:
формирование метамышления, выводящего на неформальное, личностное самопознание, на воспитание человека Культуры.
на примере жизни и творчества А. С. Пушкина убедиться в том, что «гениальный человек гениален во всем»
обобщить и расширить сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина
научить применять математические методы анализа поэтического произведения
Воспитательные:
воспитание любви к русской речи, поэзии и математике,
воспитание сознательной дисциплины,
формирование навыков контроля и самоконтроля,
активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач.
Развивающие:
развитие логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
развитие умения аргументировать, доказывать:
развитие умения слушать
развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
развитие абстрактного и наглядно-образного мышления.
Оборудование: презентация «А. С. Пушкин и математика», проектор
Форма урока: мастер-класс.
Учитель литературы: Добрый день ребята! Наверное, ученики ждут, когда же из нас кто-нибудь пройдёт, присядет, и начнётся урок математики или родного языка. Так? Сегодня будет всё не так. Сегодня мы с Натальей Александровной будем вести урок вместе! Неожиданно? Согласна!
Ученик Роман Г., входя в класс, читает стихотворение
Дорога к поэту
Путей других, конечно, много.
Но я одно скажу тебе:
Дорога к Пушкину – дорога
К народу,
К Родине,
К судьбе.
Ты в жизнь от отчего порога
Ушёл с мечтою – добрый знак!
Дорога к Пушкину – дорога
К свободе, к славе-
Это так.
Спасёт от лжи и от порока,
От звонких, но пустых речей.
Дорога к Пушкину – дорога
К тревожной совести твоей…
Учитель математики:
Софья Ковалевская говорила: «Нельзя быть математиком, не будучи
в то же время и поэтом в душе».
Учитель литературы:
А. С. Пушкин сказал: «Вдохновение нужно в геометрии, так же как и в поэзии»
Учитель математики:
Начнём наш необычный урок.
У вас на партах лежат рабочие листы - запишем фамилию, имя, дату урока.
Что ещё нужно записать? Правильно, тему!
Так о чем мы сегодня будем говорить? (о Пушкине А.С. и математике)
Запишем тему уроку.
Учитель литературы:
Над какой проблемой поработаем? (Что связывает Пушкина и математику или Так ли далек Пушкин от математики)
Учитель математики: (зачитывает со слайда)
Цель урока:
Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления
Задачи:
Формировать метапредметное мышление, умение переноса знаний из одной отрасли в другую, выводящее на неформальное, личностное самопознание, на воспитание человека Культуры.
Обобщить и расширить сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина
Уметь применять математические методы и анализ поэтического произведения.
На примере жизни и творчества А. С. Пушкина убедиться в том, что «гениальный человек гениален во всем»
Учитель литературы:
Год 2019- ый был юбилейным для всех, кто почитает творчество А.С.Пушкина. Это год 220-летия со дня его рождения. Мы много знаем о поэте и его стихах, о жизни этого великого человека, о женщинах, которых он любил и которые стали его музами, о его величайшей жизненной трагедии.
Учитель математики:
Но, мне кажется, ещё никто не говорил о Пушкине так, как попробуем сегодня мы, - о поэте и его жизни – через математику. Мы попытаемся сегодня соединить несовместимое: поэзию и алгебру. Наша задача – вспомнить некоторые события из жизни А.С.Пушкина, его лучшие стихотворения, а правильность своих литературных знаний проверить математикой.
Ученик Валерия С.:
Хорошо известно, что Александру Сергеевичу математика не давалась с детства, и поэтому он её не любил. По словам сестры Пушкина Павлищевой О.С., «арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами».
Лицейский друг Пушкина Пущин И.И. вспоминал впоследствии, что «…все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина.
В математическом классе вызвал его Карцов к доске и задал задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу, и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его, наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи».
Учитель литературы: С детства мы знаем эти слова
У лукоморья - дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Кто автор приведённого отрывка из пролога к известной поэме?
А) Ответ на этот вопрос зашифрован в анаграммах:
С.А.Шупник | Ю.М. Монлервот | И.И. Щинуп |
1 | 2 | 3 |
Учитель математики:
Б) Вычислите значение выражения:
Учитель литературы: Почему А.С. Пушкин назвал кота учёным?
Прочитайте предложение, записанное числами с использованием правила, устанавливающего соответствие между упорядоченным множеством букв (алфавитом) и множеством чисел от 1 до 33.
12, 16, 20 9, 15, 1, 13 4, 6, 16, 14, 6, 20, 18, 10, 32 |
(КОТ ЗНАЛ ГЕОМЕТРИЮ)
Учитель математики:
Из текста отрывка следует, что цепь была на дубе. А какие возможны варианты расположения цепи?
А) замкнутая цепь наброшена на дуб так, что учёный кот при прохождении по цепи описывает окружность, т.е. геометрическую фигуру. При этом он может ходить и налево, и направо.
Б) Цепь незамкнутая, но наброшена на дуб так, что обвивает его по спирали сверху вниз. Спираль – геометрическая фигура. И в этом случае при хождении по цепи учёный кот идёт то налево, то направо, как об этом говорит Пушкин.
Учитель литературы:
Всем вам хорошо знакомо стихотворение “Кавказ”.
Читает Глеб С.
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утёсов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зелёные сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
Учитель математики:
Из него мы знаем, что поэт стоял “над снегами у края стремнины”, и поэтому интересно узнать:
С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал за полётом орла?
Чтобы ответить на этот вопрос вам придется решить такую задачу:
Чтобы ответить на этот вопрос нужно решить такую задачу:
Числовые данные об уровне снежного покрова в горах Кавказа зашифрованы в системе неравенств, где X – его границы в км:
Ответ: Поэт стоял выше границы вечных снегов.
Учитель литературы: Большой период в жизни А.С.Пушкина был связан с селом Михайловское
Кто из царей своим указом пожаловал большую часть Михайловской губы Абраму Петровичу Ганнибалу?
Петр 1 | Елизавета | Анна |
2 | 4 | 8 |
Учитель математики:
Чтобы проверить правильность ответа, решите уравнение
Учитель литературы:
Каковы родственные связи между А.П.Ганнибалом и А.С.Пушкиным? (правнук - 3)
Пушкин внук Ганнибала | Пушкин внучатый племянник Ганнибала | Пушкин правнук Ганнибала |
1 | 2 | 3 |
Учитель математики:
Уточните выбранный ответ, решив уравнение
Учитель литературы:
Какую аллею в селе Михайловском называют аллеей Керн? (Липовая)
Березовую | Липовую | Дубовую |
5436 | 4762 | 7428 |
Учитель математики:
Определите “лишнее” число среди данных.
Учитель литературы:
Какие из приведенных произведений А.С.Пушкин написал в Михайловском?
Трагическая драма “Борис Годунов” | Сатирическая поэма “Граф Нулин” | Стихотворение “Деревня” | Некоторые главы романа “Евгений Онегин” |
1 | 2 | 3 | 4 |
Учитель математики:
Определите номер(а) верных высказываний:
Прямоугольник можно одним разрезом разбить на треугольник и пятиугольник.
Сумма внешних углов треугольника равна 3600
Существуют, по крайней мере, две окружности, не имеющие общих точек.
Не существует прямоугольника только с тремя прямыми углами.
Учитель литературы:
Деревня – это природа. А.С.Пушкин любил природу, перед отъездом из Михайловского он написал проникнутое любовью к Михайловскому стихотворение, в котором говорил, что природа имеет своих стражей.
а)
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой, (домовой)
Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
б)
Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы, (талисман)
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.
в) (признание)
Я вас люблю – хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Учитель литературы:
Как называется это стихотворение?
Домовому | Талисман | Признание |
|
|
|
Учитель математики:
Уточните выбранный ответ, выполнив следующее задание:
Найдите значение выражения
Учитель литературы:
А кто из друзей А.С.Пушкина посетил его в Михайловском во время ссылки?
Этой встрече поэт посвятил стихотворение:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
И.И.Пущин | А.А.Дельвиг | А.П.Керн |
1 | 2 | 3 |
Учитель математики:
Проверьте правильность выбранных ответов, определив номер верных высказываний:
Сторона квадрата меньше его диагонали в раз.
Гипотенуза равнобедренного прямоугольного треугольника в раза больше катета.
Радиус описанной окружности около прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы.
Учитель литературы:
А.С.Пушкин был влюблён почти одновременно в трёх красавиц:
Амалию Ризнич;
Каролину Собаньскую;
Елизавету Ксаверьевну Воронцову.
Перед ссылкой в Михайловское от одной из них он получил на память медальон с портретом и перстень с печаткой. Этот подарок, бережно хранимый Пушкиным, должен был, по наказу дарительницы, оберегать его от жизненных бед и напастей. В ответ Пушкин написал знаменитое стихотворение.
Кому оно посвящено? Когда Пушкин уехал из Одессы? Как называется стихотворение А.С.Пушкина, посвященное этой последней перед разлукой встрече и этому подарку? («Храни меня, мой талисман»)
Учитель математики:
Математическая задача поможет решить литературную задачу.
Если к номеру правильного ответа Х прибавить 125, полученную сумму умножить на 8, а к полученному произведению прибавить еще 800, то результат равен году отъезда Пушкина из Одессы в Михайловское. (1824 г)
Рассказывает ученик
А. С. Пушкин в Южной ссылке познакомился Елизаветой Воронцовой. Перед отъездом из Одессы поэта женщина подарила ему золотой перстень с сердоликом. Камень украшала фраза на древнееврейском языке. Для Пушкина этот подарок был очень дорог. Он верил в его волшебную силу и способность защищать от напастей. После того как Александр Сергеевич был убит на дуэли, кольцо с его руки снял В. Жуковский. Позже владельцем перстня был Тургенев. В 1917 г. подарок Воронцовой украли из музея, до сих пор неизвестно, где он находится.
Стихотворение датируют приблизительно. Исследователи считают, что оно было написано в период с 1824 до 1825 г. Точно известно, что оно посвящено Елизавете Воронцовой.
Вспомните название стихотворения
Стихотворение читает _______________
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья.
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,-
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня , мой талисман.
Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
Заключительное слово учителя.
Учитель литературы:
Итак, мы попытались соединить математику и поэзию и немного лукавили, когда говорили, что это несовместимые понятия. Сам Пушкин писал когда-то, что он пытался «поверить алгеброй гармонию». Действительно, в пушкинской поэзии много математических, точных загадок. Например, весь роман «Евгений Онегин» написан так называемой «онегинской строфой», т.е. каждая строфа (а их не одна сотня) состоит из 14 строк и трёх способов рифмовки: перекрёстной, парной и кольцевой, а последние две строчки – своеобразный вывод из содержания всей строфы. И так каждая строфа во всех главах романа. Как это сделал Пушкин? Загадка.
Учитель математики:
Задачки на этот урок закончились. Хотелось бы узнать ваше мнение об уроке.
Рефлексия.
Оценивание - на открытом уроке плохих оценок не бывает, поэтому все кто отвечал и выступал 5, остальные 4
Учитель литературы: А закончить наш урок всё-таки хочется поэзией. Шедевром пушкинской лирики считается послание к Анне Петровне Керн, не менее гениальной – музыка М.Глинки. Мы предлагаем вам послушать знаменитый романс на стихи Пушкина в исполнении Дмитрия Хворостовского.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Ученика ___ класса _______________________________________________
Дата _______
Тема урока ______________________________________________________
Вычислите значение выражения:
Почему А.С. Пушкин назвал кота учёным?
Прочитайте предложение, записанное числами с использованием правила, устанавливающего соответствие между упорядоченным множеством букв (алфавитом) и множеством чисел от 1 до 33.
12,16,20 9,15,1,13 4,6,16,14,6,20,18,10,32
Решите задачу:
Числовые данные об уровне снежного покрова в горах Кавказа зашифрованы в системе неравенств,
где X – его границы в км:
Решите уравнение
Решите уравнение
Какую аллею в селе Михайловском называют аллеей Керн?
Березовую | Липовую | Дубовую |
5436 | 4762 | 7428 |
Определите “лишнее” число среди данных.
Какие из приведенных произведений А.С.Пушкин написал в Михайловском?
Определите номер(а) верных высказываний:
Прямоугольник можно одним разрезом разбить на треугольник и пятиугольник.
Сумма внешних углов треугольника равна 3600
Существуют, по крайней мере, две окружности, не имеющие общих точек.
Не существует прямоугольника только с тремя прямыми углами.
Как называется это стихотворение?
Домовому | Талисман | Признание |
|
|
|
Уточните выбранный ответ, выполнив следующее задание:
Найдите значение выражения
Кто из друзей А.С.Пушкина посетил его в Михайловском во время ссылки?
Проверьте правильность выбранных ответов, определив номер верных высказываний:
Сторона квадрата меньше его диагонали в раз.
Гипотенуза равнобедренного прямоугольного треугольника в раза больше катета.
Радиус описанной окружности около прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы.
Математическая задача поможет решить литературную задачу.
Если к номеру правильного ответа x прибавить 125, полученную сумму умножить на 8, а к полученному произведению прибавить еще 800, то результат равен году отъезда Пушкина из Одессы в Михайловское (1824).