МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Первый условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель.
Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо прежде всего иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития.
Необходимо в первые же дни работы проанализировать состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития. И в том случае, если воспитатель работает с группой детей не первый год, он снова проверит данные каждого ребенка, отметит успехи одних, недостатки других, чтобы далее вести целенаправленную работу с учетом этих данных. Кроме того, в каждой возрастной группе всегда есть новенькие дети, требующие особого внимания. Так, например, в младших группах дети, пришедшие из семьи, как правило, отстают в развитии движений от детей, перешедших из яслей. Поэтому в группе детей 3 лет целесообразно иногда в начале года давать игры, рекомендованные для предшествующей группы.
Воспитатель должен намечать конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т. д. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легко возбудимые, излишне подвижные также требуют к себе внимания воспитателя: их надо чаще привлекать к играм, способствующим развитию тормозных процессов.
Подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель обязан хорошо знать, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь правильно и четко выполнить движения, входящие в игру.
Незнакомую «игру надо внимательно разобрать, мысленно проиграть и только после этого предлагать детям. Также необходимо предварительно продумать, где целесообразнее провести ту или иную игру: в помещении или на участке.
В методической литературе обычно рекомендуется разучивать новые игры на занятиях. Но это можно делать и в часы игр, например во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей и воспитателя имеется достаточно времени;
Воспитательное воздействие подвижных игр в большой мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки. Несмотря на то что игры требуют большой затраты энергии и побуждают организм ребенка к усиленной работе, они обычно сопровождаются радостным настроением. Однако радостное возбуждение будет способствовать правильному развитию ребенка только в том случае, когда перед ним поставлена задача, требующая известного напряжения, но вполне для него доступная. Перевозбуждение является признаком перегрузки как физической, так и психической.
Следует помнить, что неудачи порождают чувство неуверенности. «Постройте вашу воспитательную работу так, говорил Е.Д.Аркин, – чтобы ребенок чаще побеждал, чем терпел поражения, чтобы он чаще убеждался в надежности своих сил, чем в своем бессилии. Успех и победа бодрят и укрепляют, они являются условиями здоровья».
В этом отношении надо особенно осторожно относиться к играм с элементами соревнования. Эти игры должны иметь преимущественно групповой характер: «Чей отряд быстрей переправится», «Эстафета с мячами», «Эстафета по кругу» и др., где в результате действия отдельных детей, выигрывает отряд, звено. Игры, включающие, индивидуальное соревнование, могут проводиться только в подготовительной к школе группе, но и здесь надо строго следить, чтобы силы партнеров были равные, тогда результаты будут близки к ничьей.
Всякая деятельность детей должна доставлять им радость как от самого процесса, так и от его результата, от совместных действий и переживаний. Особенно это относится к подвижным играм, так как уже само движение доставляет детям удовольствие. Эмоциональная же: насыщенность игры повышает двигательную активность, поэтому необходимо, чтобы игра вызывала у детей интерес.
Равнодушие воспитателя, вялый, безразличный тон, формальное отношение к игре являются одной из причин спада интереса детей к подвижным играм.
Там, где воспитатели организуют игры живо весело, так, чтобы дети не чувствовали, что взрослый «проводит игру», где он по-настоящему играет с ними, радуется их успехам, огорчается вместе с ними в случае неудачи у детей уже с младшей группы появляются любимые игры, в которые они просят воспитателя играть еще и еще, а в более старших – играют и самостоятельно. Эти игры также должны быть в поле зрения воспитателя. Так, например, и в средней и в старших-группах дети любят игру «Где были, что делали». Но часто дети действуют неточно: водящий спешит ловить детей, а те в свою очередь торопятся убежать даже при неверном ответе ловящего. В таких случаях детям следует напомнить, что показывать движения надо хорошо, иначе, неинтересно играть; подсказать движения, нужные для упражнения тех или других мышц, например «колоть» дрова» – хорошее упражнение для мышц живота, «полоскать горло» – упражнение для шейных мышц и т. д.
Чтобы игры жили в каждой группе возникали и проводились по инициативе самих детей, необходимо хорошо продумать их организацию, использовать разнообразные средства, вызывающие у детей желание играть.
В младших группах детям нравятся игры сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями; более старшие дети очень любят хороводные игры, эмоционально воспринимают всевозможные присказки и другой текст, предваряющий игру, являющийся как бы завязкой ее.
Сюжетные игры проходят с большим эмоциональным подъемом, когда водящему (коту, лисе и др.) надевают шапочку, соответствующую данному персонажу. При проведении некоторых игр в младших и средней группах хорошо, когда всем участникам игры надевают подобные шапочки (ушки зайчиков, мышек, головки с клювиками и др.). Подобные атрибуты помогают детям «войти в образ», повышают интерес к движению.
Уже в средней группе следует учить детей выбирать водящего с помощью считалок, предварительно разучив их, иначе дети могут использовать случайно услышанные считалки с отрицательным содержанием. Детей старших групп обязательно надо научить разным способам деления на партии. Применение считалок и других способов распределения ролей в подвижных играх способствует воспитанию организованного доведения детей, хороших, дружеских взаимоотношений со сверстниками; исключает проявления пристрастия, несправедливости и других отрицательных качеств.
Регулируя взаимоотношения детей, воспитатель должен уметь предотвращать возможные конфликты, нежелательные поступки и всегда быть справедливым.
В сборнике помещены игры на слова народных потешек и прибауток, построенные по принципу народных детских игр на основе сочетания движения со словом: «Скок, поскок», «Сидит, сидит зайка» и др. Для успешного проведения этих игр нужно хорошо знать текст и соответствующие движения. Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно, выделяя ритмический рисунок, но не утрируя его, ни в коем случае не переходя на чтение по слогам. Потешки и прибаутки родственны песне, но это не значит, что их надо произносить нараспев, важно добиться некоторой певучести, напевности. Предварительно разучивать текст с детьми не следует, они постепенно запоминают его в процессе игры: вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Не надо только, чтобы дети сразу же говорили полным голосом. Позднее, когда дети освоятся с движением, следует обращать внимание на чистое, выразительное произношение ими текста и не допускать крика в тех случаях, когда возрастает эмоциональный подъем.
Следует с самого первого проведения игры брать нужный темп и не читать текст замедленно: для детей это не легче; наоборот, поскоки, галоп, прыжки на двух ногах у детей в медленном темпе не получаются. Воспитателю следует также помнить, что малышам свойственны более частые движения, чем взрослым, так как у них короткие нога и короткая амплитуда движения.
Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Однако, не следует допускать, чтобы дети говорили утрированно высоким, писклявым голосом или крикливо.
Игры-потешки проводятся не со всеми детьми одновременно, а с маленькими группками, которые могут чередоваться. Во второй младшей, в средней и Старших группах дети, не занятые в игре, по приглашению воспитательницы помогают ей говорить текст прибаутки.
В детских садах автономных республик и областей необходимо научить детей играть и в свои национальные народные игры. Например, у народов Севера много игр, отражающих труд; оленеводов, охотников; рыболовов. Если дети не знают народных игр, надо их разучить.
При проведении игр как в помещении, так и на воздухе необходимо чередовать игры, требующие интенсивных движений, с более спокойными. Летом, в жаркие дни, подвижные игры проводятся в прохладном затененном месте участка или на опушке леса. Зимой во время прогулки нужно всячески стимулировать движения, организуя игры с бегом, прыжками: «Побочонками и другими вкладышами. Чем младше дети, тем меньшее: число их надо привлекать к игре с этими игрушками. На первых порах рекомендуется играть и с отдельными детьми, так как малышам нелегко овладеть нужными движениями и почти каждому ребенку нужна помощь воспитатели.
Особенности методики проведения подвижных игр в средней и старшей группах
В результате воспитательной работы, проведенной в предыдущих группах, движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендуемых для детей средней и старшей групп, увеличивается расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья; подобрав ряд игр, упражняющий в ловкости, смелости, выдержке.
Детей 5 лет уже интересует результат произведенных действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т.д. В то же время они по-прежнему любят сюжетные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Самолеты» и др., с удовольствием выполняя те или иные роли (гуси стараются убежать от волка, пчелы – прогнать медведя, кошка – поймать мышку и т.д.). В процессе игры внимание воспитателя должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья, поэтому игры даются с постепенным усложнением движения. Так, в игре «Мыши в кладовой» дети бегают в одном направлении, а в таких, как «Карусель», – по кругу; в играх «Самолеты», «У медведя во бору» дети упражняются в быстром; беге и ловле, а в игре «Медведи я пчелы» – в быстром лазанье
Но следует помнить, что нельзя давать в игре лазанье, если дети еще не научились хорошо этого делать: обучать детей тому или иному движению надо на занятии, а затем уже использовать игру, включающую это движение. Точно так же, прежде чем вводить в игру перепрыгивание через препятствия, нужно проследить, как прыгает каждый ребенок. К игре привлекаются только те дети, которые прыгают свободно; с остальными надо предварительно поупражняться в прыжках в высоту, через веревочку.
В средней и в старшей группах воспитатель вначале рассказывает детям, как играть, кто что должен делать, а затем уже распределяются роли. В группе детей 4 лет в начале года воспитатель сам назначает кто кем будет. При этом он учитывает степень активности детей, умение быстро бегать, лазать. Роль водящего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребенок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию.
В процессе игры воспитатель отмечает успехи детей, обращает на них внимание товарищей, вселяет чувство уверенности: «Вот какой ловкий был медведь, многих ребят поймал!»
Педагог использует подвижную игру и для воспитания у детей доброжелательности, взаимопомощи и других моральных качеств. «Молодцы, ребята, – говорит он, – все дружно защищали мышку от кота, без вас ей бы не спастись!»
В процессе повседневной работы воспитатель добивается того, чтобы все дети умели выполнять разные роли в подвижных играх. Во второй половине года, при распределении ролей следует использовать считалку: вначале в тех играх, которые воспитатель проводит с детьми, в дальнейшей – при самостоятельной организации ими игры. Считалка дает возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств.
В старшей группе дети должны знать разные считалки.
Помимо сюжетных игр, в этих группах используются игры, построенные на определенном задании: «Найдя себе пару», «Найди свой цвет», «Пробеги тихо», «Школа мяча» и др. Эти игры могут проводиться и со всей группой, и с несколькими детьми.
Есть игры, которые нельзя организовать, с большим числом детей, но она очень полезны. Это в основном игры с предметами, с игрушками, (мячи, скакалки, обручи, флажки и т.д.).
Во время пребывания детей на воздухе необходимо несколько раз привлекать детей, к подвижным играм, выбирая для них подходящие моменты.
Часто, кончив играть в настольную или строительную игру, ребенок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать другим. Вот тут и нужно предложить ему поиграть с мячом, покатать обруч, попрыгать через веревочку, в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать. Воспитатель может способствовать объединению детей в общей игре: «Кегли», «Гуси-лебеди» и др.
В старшей группе должен быть запас таких хорошо усвоенных игр, в которые дети могут играть в любое время и с воспитателем, и самостоятельно.
Особенности методики проведении подвижных игр и подготовительной к школе группе
Все дети 6–7 лет, за исключением лишь некоторых, владеют основными, движениями. Поэтому внимание воспитателя должно быть направлено на качество движений, чтобы они стали легкими, красивыми, уверенными, чтобы дети быстро ориентировались в пространстве, проявляли выдержку, смелость, находчивость.
Методика руководства подвижными играми
Сбор детей на игру | младший дошкольный возраст | средний дошкольный возраст | старший дошкольный возраст | ||
– сюрпризный момент; – внесение атрибута к игре; – художественное слово; – переход от совместной ролевой игры. | – отгадывание загадок; – сбор по условному сигналу; – напоминание игры; – сбор по предварительной договоренности. | – беседа; – поручить сбор кому-то из детей; – новая игра.
| |||
Объяснение правил | – в ходе игры; – при помощи образного рассказа; – слова заучивают в ходе игры; – прием подговаривания. | Новая игра: – объяснение правил до начала игры; – зрительная ориентация; – вопросы на закрепление правил; – слова заучивают заранее. | Знакомая: – напомнить правила игры вопросами. | Новая игра: – объяснение правил до начала игры; – зрительная ориентация; – пробный ход схемы. | Знакомая: – дети рассказывают правила; – самостоятельно придумать новый ход игры. |
Выбор водящего | – по желанию детей; – по выбору воспитателя в новой игре главную роль берет воспитатель. | – по желанию детей; – по выбору воспитателя; – по считалке. | – по желанию детей; – по выбору воспитателя; – по считалке; – по жребию; – в качестве поощрения. | ||
На роль водящего не выбирают проигравшего | |||||
Руководство ходом игры | – сигнал к началу игры; – подсказывание правил в ходе игры; – показ движений. | – совет, напоминание; – сигнал к началу игры; – при нарушении правил, остановить игру и напомнить правила игры. | – совет, напоминание; – сигнал к началу игры; – подсказать, как выиграть; – помощь в решении конфликта. | ||
Итог игры
| Положительная оценка после каждого тура игры. | Положительная оценка в конце игры и похвала по ходу. – выделить, кто играл лучше всего. | В начале игры – анализ детьми, по вопросам воспитателя. – обсудить, как можно поменять, поиграть в следующий раз. |
На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.
Общая длительность игры составляет 10-12 минут.
В плане воспитательно-образовательной работы записывается:
1. Название п/и, цель.
2. Основное движение, способы организации с учётом уровней подвижности.
3. Спортивное упражнение, например, элементы игры в волейбол: перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди на месте и в движении. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей).
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.
К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий Длительность организованной двигательной деятельности составляет30-35 минут .
Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.
При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки . Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами - фронтально, т. е. всеми детьми одновременно.
Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видов прыжков через скакалку. При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.
Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях.
В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы. Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей вначале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.) Консультации для воспитателей Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.
Литература
1. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
2. Осокина Т.И., Вавилова Е.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.- 394 с.
3. Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995, № 12, с. 23-25.
4. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.
5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 200 с.
6. Чернышенко Ю.К., Дворкин Л.С. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. - Краснодар, 1997. - 162 с.
7. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. докт. дис. Краснодар, 1998. - 52 с.