Практическая работа
Тема: Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
Цель работы: развитие личности, ее культуры; формирование опыта применения полученных знаний и умений; овладение системой знаний об обществе; овладение умением получать и осмысливать социальную информацию
Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.
Задание 1. Какие природные качества заложены в человеке, какие инстинкты сохранились в нём?
Задание.2. В романе М. Булгакова «Собачье сердце» описан процесс превращения собаки в человека, сначала физический, затем социальный.
Почему первая операция – медицинская оказалась успешной, а вторая – социализация полным провалом? Объясните почему?
Задание 3.Докажите утверждение: «Социальная среда – решающий фактор в превращении биологического существа в социальное».
Задание 4Сравните два высказывания:
А) Человек – уникальнейшее и изумительнейшее существо, самое поразительное творение природы и истории. Будущее его бесконечно и прекрасно.
Б) Человек – ошибка природы, её злосчастное порождение, наделённое неисчерпаемыми пороками. У него, поэтому нет будущего, он обречён на вырождение и гибель.На чьей вы стороне и почему?
Задание 5. Как вы понимаете высказывание: «Талант – это 1% вдохновения и 99% пота»
_________________________________________________________________________________
Практическая работа
Тема: Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
Цель работы: развитие личности, ее культуры; формирование опыта применения полученных знаний и умений; овладение системой знаний об обществе; овладение умением получать и осмысливать социальную информацию
Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.
Задание 1. Какие природные качества заложены в человеке, какие инстинкты сохранились в нём?
Задание.2. В романе М. Булгакова «Собачье сердце» описан процесс превращения собаки в человека, сначала физический, затем социальный.
Почему первая операция – медицинская оказалась успешной, а вторая – социализация полным провалом? Объясните почему?
Задание 3.Докажите утверждение: «Социальная среда – решающий фактор в превращении биологического существа в социальное».
Задание 4Сравните два высказывания:
А) Человек – уникальнейшее и изумительнейшее существо, самое поразительное творение природы и истории. Будущее его бесконечно и прекрасно.
Б) Человек – ошибка природы, её злосчастное порождение, наделённое неисчерпаемыми пороками. У него, поэтому нет будущего, он обречён на вырождение и гибель.На чьей вы стороне и почему?
Задание 5. Как вы понимаете высказывание: «Талант – это 1% вдохновения и 99% пота»
Практическая работа
Тема: «Виды деятельности»
Цель работы: с помощью текста учебника выяснить многообразие конкретных видов деятельности людей, охарактеризовать виды деятельности и занести знания в таблицу
Оборудование: 1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §5 с.52-54 Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.;
2. Проанализируйте текст;
3. Заполните таблицу «Виды деятельности»
Вид деятельности | Характеристика деятельности |
|
|
_______________________________________________________________________________________
Практическая работа
Тема: «Проблема познаваемости мира»
Цель работы:
Проанализировать предложенный текст и выяснить в чём состоит проблема познаваемости мира, основные формы познания;
Выявить особенности чувственного и рационального познания;
Выяснить, что такое истина, её критерии, в чём состоят особенности научного познания
Оборудование:
1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §6 с.58-69 Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.;
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на поставленные вопросы.
Вопросы к текстовому материалу учебника §6 с.58-69:
1.Дайте определение термину «знание», назовите основные формы познания.
2. В чём особенности чувственного и рационального познания?
3. Что такое истина, каковы её критерии?
4. В чём состоят особенности научного познания?
Задание №1. Составьте схему, используя приведенные ниже понятия.
Истина; объективная истина; относительная истина; абсолютная истина; критерии истины; практика; философская теория познания; тезисы философской теории познания; противоположность истины; заблуждение; источники заблуждения; ошибки; ложь.
Практическая работа
Тема: «Основные институты общества»
Цель работы: выявить основные социальные институты общества, дать им характеристику
Оборудование:
1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §2 с.22-25 Обществознание.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.;
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на вопросы.
Вопросы к текстовому материалу учебника §2 с.22-25
1)Что такое социальный институт?
2) Охарактеризуйте главные социальные институты.
Каковы основные черты социального института?
4. Прочитайте документ на с. 26-27 «Из работы американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход»» и ответьте на вопросы и задания к документу на с. 27.
___________________________________________________________________________________________
Практическая работа
Тема: «Система образования в Российской Федерации»
Цель работы:
прочитать текст учебника и составить схему системы образования в РФ
выяснить какие функции выполняет институт образования, какими характерными чертами обладает
Оборудование:
1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §13, с.136-139 Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.;
2. Проанализируйте тексты;
3. Ответьте на поставленные вопросы:
1) Дайте определение термину «образование».
2) Какие функции выполняет институт образования, какими характерными чертами обладает?
3) Составьте схему системы образования в РФ
4) Прочитайте документ В.Г Марача «Образование на рубеже веков» на с. 140 и ответьте на вопросы и задания к документу.
ЗАДАНИЕ 1Используя следующие понятия, составьте схему «Система образования в РФ»:
«Образование», «принципы образования в РФ», «образовательные уровни», «виды вузов в РФ», «системы обучения в вузах», «право на образование», «бесплатное дошкольное и среднее образование», «бесплатное высшее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях», «основное общее образование», «средние (полное) общее образование», «начальное профессиональное образование», «средние профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование», «университеты», «академии», «институты», «традиционная система обучения», «дистанционная система обучения».
Практическая работа
Тема: «Изучение и выявление основных проблем глобализации»
Цель работы: закрепление теоретических знаний и формирование практических навыков работы с основной дополнительной литературой
Время выполнения 2 часа.
Порядок выполнения работы:
1.Записать в тетрадь тему работы.
2.Повторить по учебнику и конспекту информацию по теме.
3. Выполнить письменно в тетради задания
Ход работы:
Задание № 1: Запишите все ассоциации, которые Вы связываете со словом «глобализация».
Задание № 2
Сконструируйте визуальный образ успешного современного человека.
Для ответа Вам помогут следующие вопросы:
«Где и кем он или она работает и работает ли вообще?»;
«Где он или она живет (страна, город, район и т.п.)?»;
«Что можно сказать относительно его или ее семьи?».
Задание № 3
- Вы должна выдвинуть аргументы, что глобализация оказывает положительный эффект на жизнь людей.
- Вы должна выдвинуть аргументы, что глобализация оказывает отрицательный эффект на жизнь людей.
Задание № 4.
Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Если у вас конкретные возражения? Какие?
Задание № 5.
Прочитайте высказывание. О каких негативных чертах глобализации говорит автор? Почему, по мнению автора, глобализация выгодна международному терроризму?
О. В. Зотов: «Глобализация направлена на всемерное размывание границ, эрозию государств и захват внешних рынков. Ее идеал – неограниченная легкость и простота перемещения сырья, продукции, труда и капитала с целью извлечения сверхприбылей с минимальными издержками. Этот порядок выгоден международному терроризму. Именно глобализация позволяет террористам легко внедряться в любую экономическую и государственную систему, уничтожая ее изнутри. Глобальный "кочевник" и глобальный террорист друг от друга практически неотличимы».
_____________________________________________________________________________________________
Практическая работа №5
Тема: «Многообразие культур»
Цель работы: Выяснить какие типы культуры выделяют культурологи, в чём состоят их особенности
Оборудование: 1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §10 с.105-107 Обществознание.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.;
2. Проанализируйте текст;
3. Заполните сравнительную таблицу: «Многообразие культур»
Тип культуры | Характеристика культуры |
|
|
4. Прочитайте документ на с. 108-109 и ответьте на вопросы и задания к документу
Практическая работа.Тема: Мораль и религия
Цель практического занятия:Рассмотреть роль религии и морали в социально-культурном развитии молодого поколенияУчиться выделять главную мысль в тексте. Развивать умение анализировать источники.
Студент должен уметь:
проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса;
расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
представлять логическую цепь аргументов;
определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.
ЗАДАНИЕ1. Заполните таблицу «Моральные нормы». Сформулируйте вывод.
№ п/п | Моральные нормы | Характеристика моральных норм | Взаимосвязь с правовыми нормами |
|
|
|
|
ЗАДАНИЕ2Прочитайте Декалог.Определите главную идею первых трех заповедей. Как вы понимаете, что означает 4 заповедь? Чему посвящены 5-10 заповеди?
И изрек Бог все слова сии, говоря:
Я господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
2 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4 Помни день субботний, чтобы святить его;
Шесть дней работай и делай всякие дела твои,
А день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих;
Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10 Не желай дома ближнего твоего;, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
ЗАДАНИЕ3Ознакомьтесь с Аятом из Корана.Определить основные принципы, заключённые в этом аяте.
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора ,после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные». (Коран 2:177)
ЗАДАНИЕ4 Интерпретируйте последние слова Будды:
«Жизнь подвержена старению, прилежно трудись для спасения»
ЗАДАНИЕ5 В «Сутре запуска колеса проповеди» говорится:
Есть, омонахи, две крайности, которым пусть не следует подвижник. Какие две? Одна- это склонность ко всяким похотям, Как чумно пошлая, Низкая, мужицкая, простонародная, Неарийская, бессмысленная. Другая- это склонность себя изнурять, | Тяжкая, неарийская, бессмысленность. Но ни к той, ни к другой крайности не клонится Верная срединная дорога, И до конца постигнута татхагатой; Видении дарующая, знание дарующая, К умиротворению, к постижению, к пробуждению, К успокоению веды».
|
-Что значит «верная срединная дорога» в буддизме? -Какие крайности осуждает буддизм?
Практическая работа
Тема: «Типы экономических систем:
традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика»
Цель работы:
Выяснить, что такое «экономическая система», какие типы экономических систем в мире существуют;
Выявить характерные особенности традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономических систем, и записать знания в таблицу
Оборудование: 1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335 с.
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом
2. Проанализируйте текст;
3. Заполните таблицу «Типы экономических систем»
Тип экономической системы | Характеристика экономической системы |
|
|
Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Экономической системой называется установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта. В науке принято выделять четыре основных типа экономических систем: традиционная экономическая система, командно-централизованная экономическая система, рыночная экономическая система, смешанная экономическая система. Традиционной называют экономическую систему, в которой решения о производстве, распределении и потреблении экономических благ принимаются, основываясь на обычаях и традициях. В основе традиционной экономической системы лежит натуральная форма общественного хозяйства. При натуральном хозяйстве общество состоит из массы однородных хозяйственных единиц, к которым относятся: патриархальные крестьянские семьи, примитивные сельские общины, феодальные поместья. В натуральном хозяйстве продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя и поступают к потребителю путем прямого распределения. Признаками натурального производства можно считать:
♦прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении;
♦производство продуктов для собственного потребления;
♦ существование системы распределения труда внутри общины;
♦общинную (общественную) и частную (рабовладельческую, феодальную) собственность.
Натуральное хозяйство преобладало в доиндустриальных обществах. Черты традиционной экономики сохраняются в настоящее время в наиболее отсталых странах Африки и Юго-Восточной Азии.
В основе централизованной (командной) экономической системы лежит государственный монополизм. Земля, капитал, средства производства находятся в собственности государства, ограниченные ресурсы распределяются государством в соответствии с планами. Главные вопросы экономики также решает государство. В плановой экономике люди социально более защищены. Здесь стабильные цены. Однако тут же: дефицит товаров, уравниловка в оплате труда, низкие предприимчивость и инициатива производителей. Командная экономическая система была внедрена и в период её расцвета распространилась более чем на третью часть всего населения Земли. В настоящее время централизованная экономика существует в Северной Корее и на Кубе.
В рыночной экономике производитель решает главные вопросы экономики самостоятельно, ориентируясь на соотношение спроса и предложения на рынке. Кроме того, важным условием является конкуренция. Рыночная экономика – это хозяйство, в котором господствует частная форма собственности. В настоящее время в России и других бывших социалистических странах осуществляется регулируемый государством переход от командной экономики к рыночной. Смешанная экономика объединяет в себе черты экономики рыночной и централизованной. Механик рынка дополняется активной деятельностью государства - его регулирующей функцией и национализированным производством. При этом государству принадлежат, как правило, предприятия в базовых отраслях производства, например, тяжелая индустрия, пути сообщения, центральный банк. В частном секторе смешанной экономической системы сосредоточены средние и мелкие предприятия и вся сфера услуг. Центральные вопросы экономики решает рынок, но государство влияет на него посредством процентных ставок, налогов и таможенных сборов, а также других механизмов макроэкономического регулирования. Таким образом, стремление к личному обогащению уравновешивается и корректируется в видах общих национальных интересов. Смешанная экономика существует в настоящее время в странах Европы и Северной Америки.
Практическая работа
Тема: «Основные организационные формы бизнеса в России»
Цель работы:
Изучить предложенный тематический текст;
Полученные знания записать в таблицу
Оборудование: 1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335 с.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §6, с.58-61 Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335с.
2. Проанализируйте текст;
3. Заполните в тетради сравнительную таблицу организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
№ п/п | Организационно-правовая форма | Участники | Учредительные документы | Капитал | Ответствен ность |
|
|
|
|
|
|
4. Прочитайте документы на с. 66 и ответьте на вопросы к ним
______________________________________________________________________________
Практическая работа
Тема: «Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции»
Цель работы:
Проанализировать текст учебника и выяснить, какие бывают виды инфляции, чем они отличаются друг от друга;
Ответить на вопросы, поставленные к тексту
Оборудование:
1. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335 с.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §9 с.97-101 Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335с.
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на вопросы:
1) Что такое инфляция?
2) Охарактеризуйте виды инфляции.
3) Почему возникает инфляция?
4) Каковы социально-экономические последствия инфляции?
5) Нужно ли бороться с инфляцией?
4. Изучите таблицу на с. 98 «Изменение индекса инфляции», сделайте соответствующий вывод об изменении темпов инфляции и о её типе.
Практическая работа
Тема: «Понятие безработицы, её причины и экономические последствия»
Цель работы: выяснить, что такое безработица, её причины и экономические последствия
Оборудование:
1. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335 с.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §10 Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335с.
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на вопросы:
1) Для чего необходим рынок труда?
2) Как действуют спрос и предложение на рынке труда?
3) Дайте определение терминам: занятость, безработица.
4) Каковы причины безработицы?
5) В чём проявляются особенности различных видов безработицы?
6) Почему безработица – неизбежная спутница рыночной экономики?
7) В чем состоит сущность государственной политики в области занятости?
4. Прочитайте документ Экономиста И.И. Заславского «К характеристике труда в современной России» на стр.114 и ответьте на вопрос к нему
№4 на с. 115
Практическая работа
Тема: «Виды социальных норм и санкций»
Цель работы:
Изучить текст параграфа учебника;
Ответить на поставленные вопросы к тексту
Оборудование: 1.Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335 с.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §14 Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335 с;
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на поставленные вопросы:
1) Приведите примеры каждого вида социальных норм.
2) Что такое социальный контроль?
3) В чём состоит значение самоконтроля?
4) Каковы причины отклоняющегося поведения?
5) Каковы последствия наркомании для личности, семьи, общества?
__________________________________________________________________________________
Практическая работа
Тема: «Семья как малая социальная группа»
Цель работы:
Изучить текст параграфа учебника;
Ответить на поставленные вопросы к тексту
Оборудование: 1.Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335 с.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §16 Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335 с;
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на поставленные вопросы:
1) Дайте определение терминам: семья, брак.
2) Перечислите функции семьи. Поясните, в чем они заключаются.
3) Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?
4) Какие эволюционные изменения происходят с семьёй в современном обществе?
5) Поясните, что такое патриархальная семья, семья партнёрского типа, чем они отличаются?
4. Прочитайте документ А.Н.Острогорского «Образование и воспитание» на стр. 182 и ответьте на вопросы № 1-3 к нему.
Практическая работа
Тема: «Формы государства. Типология политических режимов»
Цель работы:
Выяснить, что такое политический режим, какие существуют типы политических режимов, каковы их существенные признаки.
Оборудование: 1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335 с.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом.
2. Проанализируйте текст.
3. Дайте определение термину: политический режим.
4. Заполните таблицу «Типология политических режимов»
Политический режим | Характеристика политического режима |
|
|
______________________________________________________________________________________
Практическая работа
Тема: «Право в системе социальных норм»
Цель работы:
Изучить текст параграфа учебника;
Ответить на поставленные вопросы к тексту
Оборудование:
1. Обществознание.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.;
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §18 с.184-187 Обществознание.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.;
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на поставленные вопросы:
1) Что такое право?
2) Какие признаки права составляют его основное отличие от других социальных регуляторов?
4. Опираясь на текст учебника, заполните таблицу «Мораль и право»
Взаимосближающие черты | Различия |
|
|
Практическая работа
Тема«Гражданское общество и правовое государство»
Цель работы: выяснить, что такое гражданское общество и правовое государство, их взаимосвязь.
Оборудование:
1. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335 с.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §10 Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 335с.
1. Заполните таблицу.
Сферы общественной жизни | Общественные объединения, действующие в этих сферах |
Экономическая |
|
Социальная |
|
Духовная |
|
Выбери из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.
2. Проанализируйте текст, ответив на вопросы.
«Даже величайшие заслуги перед государством не являются основанием неприкосновенности власти индивидуума. Человек остается человеком, и даже лучший из людей может стать опасным, если его власть не сдерживается определенными ограничениями».
К.Ясперс
О каких формах правления идет речь?
Почему человек становится опасным, если его власть не имеет ограничений?
Приведите примеры ограничений, сдерживающих абсолютную власть.
Какие формы правления предусматривают более широкий круг ограничений?
3. Проанализируйте данное высказывание.
«Свобода людей состоит в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека».
Дж. Локк
В процессе анализа ответьте на вопросы и напишите эссе.
Как индивидуальная свобода соотносится с правовым государством?
Какова роль закона, с точки зрения Локка?
Как вы думаете, в данном высказывании идет речь только о политической свободе или о свободе в широком смысле слова? Ответ обоснуйте.
4. Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним из признаков правового государства. Назовите еще три.
“Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.
5. Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно. (Конституция РФ, глава 4)
6. Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ (глава 2).
Практическая работа
Тема: Конституция РФ. «Основные конституционные права и обязанности граждан в России»
Цель работы:
Изучить текст параграфа учебника;
Ответить на поставленные вопросы к тексту
Оборудование:
1. Обществознание.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.;
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §22 с. 231-237 Обществознание.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с. и Конституцией РФ;
2. Проанализируйте текст и статьи Конституции РФ;
3. Ответьте на поставленные вопросы:
1) В чём отличия прав гражданина от прав человека?
2) Каковы права гражданина РФ?
3) Назовите конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ.
4) Что такое воинская обязанность?
5) Что такое альтернативная гражданская служба? Кто имеет право на замену военной службы по призыву АГС?
6) Каковы основные права и обязанности налогоплательщика?
Разделить перечисленные права на 3 группы (политические, личные, экономические)
Найти и обозначить соответствующую статью в Конституции РФ.
Право на жизнь
Право участвовать в управлении делами государства
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на частную собственность
Право избирать и быть избранным в органы власти и самоуправления
Право на свободу и личную неприкоснлвенность
Право на социальную защиту
Право на жилище
Право на неприкосновенность частной жизни
Право на объединение
Право на проведение собраний, митингов и демонстраций
Право на образование
Право на свободу передвижения, выбора места жительства
Право обращаться с жалобами и заявлениями в органы власти
Право на свободу мысли и слова
Право на труд
Право на свободу совести
Право на отдых
Право определять национальную принадлежность
Право свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной деятельности
Право на благоприятную окружающую среду
Выписать признаки, характеризующие РФ:
Демократическое
Авторитарное
Республика
Монархия
Федеративное
Правовое
Выписать термины, относящиеся к исполнительской власти:
Государственная Дума
Мэр города
Премьер-министр
Верховный суд
Министерство образования
Городская дума
Государственный комитет
Государственный бюджет утверждает:
Президент
Правительство
Федеральное собрание
Граждане России могут иметь:
Гражданство только России
Двойное гражданство
К государственному гербу относятся следующие изображения:
Серп и молот
Земной шар
Двуглавый орёл
Восходящее солнце
Герб города Москва
Скипетр и держава
Субъектами РФ являются:
Москва
Хабаровский край
Татарстан
Молдавия
Белоруссия
Пермский край
Коми-пермяцкий национальныйокруг
Латвия
Республика Саха
Архангельск
Выписать функции законодательной власти:
Составление бюджета
Принятие законов
Объявление амнистии
Обнародование и утверждение законов
Утверждение бюджета
Споры между органами государственной власти разрешает:
Верховный суд
Конституционный суд
Арбитражный суд
Областной суд
Внешней политикой России руководит:
Председатель Правительства
Совет Федерации
Президент
Федеральное собрание
Муниципальной собственностью города управляет:
Администрация города
Губернатор
Исполнительная власть РФ