Технологическая карта открытого урока (русский язык 2 класс) | |||||||||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||||||||||
Тема урока | «Что такое обращение» | ||||||||||
Дидактическая цель урока | Создать условия для поиска новых знаний и способов действий учащихся по теме «Что такое обращение». Познакомить со способами выделения обращения на письме и в устной речи. | ||||||||||
Задачи урока | Предметные задачи урока: -сформировать понятие об обращении -научить опознавать обращение в речи и способам выделения обращения на письме и в устной речи.; Метапредметные задачи урока: Регулятивные: -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме; -слушать и понимать речь других. Познавательные: -уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы; -находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Личностные задачи урока: - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||||||||
Планируемые результаты | -понимать и принимать учебную задачу; -находить обращения в тексте; - находить примеры слов на изученную орфограмму; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||||||||||
Технологии | Технология проблемного обучения Здоровьесберегающие Информационные Обучение в сотрудничестве (групповая работа, работа в парах) | ||||||||||
Оборудование |
| ||||||||||
Цели использования ИКТ: |
| ||||||||||
Название этапа | Время, мин | Форма работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||
Организационный | 1-2 | Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой на работу | Учитель обращается к учащимся: - Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наше занятие с таких мудрых слов: «Человек должен трудиться – плохо ему, когда он бездействует». -Как вы понимаете эти слова? -Я желаю вам трудиться для своего развития и совершенствования. | Мотивирует обучающихся к учебной деятельности, Контролирует готовность к уроку. | Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.
| - Регулятивные: контроль - Личностные: самоопределение к деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||||
Актуализация знаний | 5-6 | Наблюдение, постановка опыта, самостоятельная работа. | Формулировка темы урока. - Максим, попроси Настю передать тебе тетрадь. Аня, обратись к Ире и попроси её подойти к окну. Ксюша, обратись к Вадиму и попроси его выйти к доске. - Почему ваши просьбы выполнили Настя, Ира и Вадим, а не другие ребята? - К кому обращались Максим, Аня и Ксюша? Как они это делали? - Как вы думаете, как это называется, когда к кому-нибудь обращаются? - Где мы это можем узнать?
| Организует повторение знаний | Учащиеся обращаются с просьбами, и ребята выполняют действия.
Отвечают: «Потому что с просьбой обращались именно к ним». Выдвигают свои предположения. Предлагают открыть учебник. Находят тему «Что такое обращение». | -Познавательные: постановка и решение проблемы; логические (подведение под понятие, выдвижение гипотез после диалога и действий учащихся). - Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Коммуникативные: владение диалогической речью | |||||
Целеполагание | 2-3 | Выход на тему урока. Учебная дискуссия. Задание с недостающими данными. | 1) - Что бы вы хотели узнать про обращение? - Если трудно, то посмотрите на послание Летучей мыши. У кого какие будут предположения.
(Учитель пишет кратко предположения детей около каждого пункта). 2)-Давайте поработаем с «линеечкой» знаний. «Покажите» ваши знания по этой теме в начале урока.
-Как будем работать? Где будем искать ответы? | Мотивирует уч-ся к учебной деятельности. Подводит к учебной дискуссии. | Выдвигают свои предположения, ставят учебные задачи с помощью учителя.
Определяют свой уровень знаний, планируют деятельность. | - Регулятивные: умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу. - Познавательные: Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. | |||||
Открытие нового знания.
| 10-11
| Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации. Коллективные формы работы (в группах). Учебная дискуссия. Практическая работа.
| Работа с учебником. 1) Анализ языкового материала. Учебник стр. 54. -Прочитайте вполголоса два предложения: 1.Миша, подойди к Маше. 2.Миша подошёл к Маше. - С разной ли интонацией вы их читаете? -Где вы голосом выделяете слово Миша? Где не выделяете? -В каком предложении о Мише что-то сообщается? -В каком предложении к Мише обращаются? -Какую работу выполняет это слово? -Мы нашли интересное слово, которое выполняет важную функцию: называет того, к кому обращаются с речью. Может это и есть … обращение?
2) Работа с правилом. Чтение 1 части правила Летучей Мыши. - Подтвердилось ли ваше предположение? Учитель крепит на доску около цифры 1 полоску с буковой О, обозначающей слово-обращение.
3) -Рассмотрите картинку. Сочините свои обращения. В парах придумайте по картинке, как Маша обращается к Барсику и ругает его за разбитый кувшин, и как Анишит Йокоповна обращается к Мише и просит его помочь Маше. Назовите слова-обращения. -С какой интонацией надо произносить обращения? - Со звательной.
Учитель крепит на доску около цифры 2 картинку с изображением человека, зовущего кого-то. 4) Анализ языкового материала. -Сравните предложения на стр. 55 - Какое лишнее и почему? - Найдите слова-обращения в оставшихся предложениях. - Где может стоять обращение в предложении? Понаблюдайте и ответьте, в каком случае ставится 1 запятая, а в каком обращение выделяется запятыми с двух сторон? -Сделайте вывод. Рассмотрите таблицу со схемами. -Кто догадался, что это за схемы? -Каждому предложению найдите соответствующую схему.
5)Работа с правилом. Чтение 2 части правила Летучей Мыши. - Подтвердилось ли ваше предположение?
6) - Какая схема осталась? Почему тут знак восклицания после обращения? Стр. 55 Сравните начало 2 записок. Какое слово является обращением? В каком случае надо читать с большим чувством? Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором случае?
Учитель крепит на доску около цифры 3 схемы предложений с обращениями.
6) Зарисуйте каждую схему на отдельном листочке. |
| Читают, анализируют, отвечают, сопоставляют предположение с правилом.
Работают в парах, составляют предложения с обращениями. (Барсик, какой же ты безобразник! Барсик, как же тебе попадёт от мамы.) (Миша, помоги Маше! Миша, куда ты спрятался?)
Читают предложения, анализируют, находят без обращения. Выделяют обращения, определяют их местоположение. Работают со схемами, анализируют, находят соответствующие предложения.
Рисуют схемы. | - Познавательные: формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. - Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание; проявлять желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); -Коммуникативные: Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
| |||||
Психофизическая тренировка
| 3 | Релаксация | Физкультминутка «Где спряталось обращение?». -Ребята, сейчас я буду вам читать разные предложения. Вам нужно на слух определить, где стоит обращение, и показать схему, которая к нему подходит. Девочки, улыбнитесь. Девочки улыбнулись. Улыбнитесь, девочки. А сейчас, мальчики, улыбнитесь. Мальчики улыбнулись и т.д. |
| Слушают, определяют, показывают схему, соответствующую предложению. | Познавательные: общеучебные (извлечение информации из прослушанных предложений), логические (выбор оснований, доказательство). | |||||
Первичное закрепление нового материала
Гимнастика для глаз.
| 4-5
3
| Практическая работа. Коллективная работа (фронтально)
Снятие усталости с глаз (мультимедийное упражнение) | 1)Упражнение 61. -Прочитайте стихотворение выразительно друг другу. -Найдите обращения. - Вы догадались, чего в тексте не хватает? Почему?
| Организует практическую работу. Организует проговаривание нового знания и способа действия. | Читают стихотворение друг другу, находят обращения, вспоминают о выделении обращений на письме.
| - Регулятивные: Умение организовать учебную деятельность, составлять алгоритм действий. - Личностные: формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем. - Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; - Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
Самостоятельная работа | 4-5 | Выполнение упражнений знаний и умений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действий. Практическая индивидуальная работа. (Взаимопроверка) | - Спишите текст правильно, учитывая, что в нем много обращений. 2) Самоконотроль. –Миша подсчитал, что в этом тексте пропущено 7 запятых. Его Анишит Йокоповна похвалила. -Сколько запятых у вас? | Организует ситуацию выбора в соответствии с возможностями, вариантность. | Списывают, проверяют по эталону. | - Познавательные: умение использовать информацию. - Личностные: уточнение собственных возможностей. - Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | |||||
Повторение | 3-4 | Действие по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - объединение признаков; - оформление вывода.
| Прослушивание аудиозаписи - Ребята, в одной школе я услышала такой разговор ребят. Послушайте запись: - Иванова, дай запасную ручку. - Не приставай ко мне, Белов. - Почему девочка обиделась и не дала ручку? - Что бы вы посоветовали ребятам? А вот еще: - Верка, выходи гулять. - Света, я пока не могу. - Какая из девочек вам больше нравится? Почему? Какой совет вы бы дали другой девочке? - Что еще про обращение можно сказать. Как нужно обращаться друг к другу? Почему? Учитель крепит на доску около цифры 5 смайлик-улыбку.
| Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу. | Слушают, анализируют ситуации, отвечают на вопросы, приходят к выводу, что нужно так обратиться к человеку, чтобы не обидеть его. | - Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование. - Коммуникативные: высказывать мнения по результатам сравнения. - Личностные: формирование собственных представлений о предмете изучения; реализация личностного потенциала; анализ личностного изменения в процессе учения. | |||||
Рефлексия учебной деятельности (итог урока) | 2-3 | Беседа. Действия по оценке знаний, умений и навыков. Подведение итогов | - Дорогие мои, вот и походит наш урок к концу. -Какие цели мы поставили перед собой в начале урока? Поработайте в парах. Расскажите друг другу, что вы узнали, стараясь как можно меньше подглядывать на доску.
(Учитель убирает подсказки с доски). - Что нового вы открыли для себя сегодня? О чем захотелось рассказать дома родителям? Начинать можно так: - Я узнал … - Я научился… - Я хотел бы поблагодарить… (используя обращения)…. -Давайте поработаем с «линеечкой» знаний. «Покажите» ваши знания и умения по этой теме в конце урока.
|
Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. | Анализирует деятельность. Работают в парах, вспоминают, каждый рассказывает друг другу то, что он узнал об обращении.
Еще раз озвучивают все то, что узнали, чему научились.
Благодарят учителя и ребят за работу с использованием обращений.
| - Регулятивные: оценка своих достижений на уроке. - Личностные: самоопределение - Познавательные: Рефлексия мотивации, способов деятельности общения. | |||||
Разноуровневое домашнее задание |
|
| Базовый: ТПО-2 упр.40; Повышенный: ТПО-2 упр.41; Высокий: творческое задание: Придумать небольшой диктант для своего соседа по парте, состоящий из 4-5 предложений на пройденную тему.
| Создает ситуацию оценки собственных возможностей | Оценивают собственную возможность (выбор уровня домашнего задания) | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|