Методическая разработка урока по физике
10 класс
на тему: «Газовые законы»
ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ, МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
ЗАГИРОВА ОФЕЛИЯ ЛАЧИНОВНА
Схема конспекта урока.
Педагог: ЗАГИРОВА ОФЕЛИЯ З.
Предмет : физика.
Класс: 10
Тема программы: Молекулярно - кинетическая теория.
Тема урока: «Газовые законы».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы «Газовые законы». Способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных компетенций у участников образовательного процесса.
Методический аспект:
- деятельностные технологии (задания исследовательского характера);
- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
- объяснительно- иллюстративный (объяснение, показ, демонстрация);
- репродуктивный (воспроизведение информации), частично-поисковый.
Планируемые результаты урока:
Личностные - развитие познавательного интереса к новому учебному материалу, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.
Метапредметные:
Познавательные:
-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей,
-понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
-овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Регулятивные:
-формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
-формирование самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
-развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Коммуникативные:
-освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
-формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
Уметь: узнавать и определять в печатном тексте физические знаки и формулы; определять прямую и обратную зависимость величин для выполнения графиков, чертежей и таблиц
-рассчитывать физическую величину из представленной формулы или закона.
-решать задачи с использованием основного уравнения уравнения Менделеева- Клапейрона
-определять экспериментально параметры идеального газа.
Знать: смысл физических понятий: идеальный газ, изотермический, изохорный, изобарный процессы.
Оснащение урока:
Оборудование для проведения опытов: банка, бумага, спички, воздушные шарики, пластиковая бутылка, пипетка, мыльные пузыри.
Средства обучения: электронное приложение к уроку презентация «Газовые законы»
Раздаточный материал: информационная карта (карточка заданий), тест «Газовые законы», учебник «Физика -10» Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация.
3. Целеполагание и мотивация.
4. Работа по теме урока.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия.
Ход урока.
№ | Этапы работы | Содержание этапа | Оценка эксперта | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный момент: - старт урока - установление взаимодействия между всеми субъектами УВП на уроке. - настройка на работу в рамках урока. | 1. Приветствие. Здравствуйте ребята. Я очень рада Вас видеть.
| | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Актуализация опорных знаний. Цели для обучающихся: - в ходе выполнения заданий вспомнить ранее изученный материал. - совершенствование умений работать с таблицей Цели и задачи для преподавателя: - в процессе включения обучающихся в активную познавательную деятельность, через обсуждение проблемной ситуации воспроизвести необходимые для последующей работы знания - развитие эмоциональной сферы обучающихся через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ. Методы организации работы: - беседа - работа с таблицей. Форма организации работы: - фронтальная - индивидуальная Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: - успешные результаты работы обучающихся, - понимание вопросов и заданий обучающимися, - положительно - эмоциональный фон урока. Методы мотивирования учебной активности обучающихся. - смена видов деятельности, - использование различных элементов технологий, - создание условий для личной самореализации. | 2.1. Актуализация остаточных знаний по ранее изученным темам: Помогите мне вспомнить, что мы с вами изучали на прошлых уроках:
(РV = RTm/M - уравнение Менделеева - Клапейрона).
2.2Напомните мне, что Вам было задано на дом. (Из данного уравнения вывести все величины и заполнить таблицу). Давайте проверим, что у Вас получилось:
(проверка фронтально у доски). 1. m =РVM/RT, m = 16 (кг) 2. Р = mRT/MV, Р = 25*104 (Па) 3. V = mRT/MР, V = 0,03 (м3) 4. Т = РVM/Rm, Т = 15 *103 (К) Молодцы! С домашним заданием Вы справились хорошо. | | ||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация. Создание проблемной ситуации. Цели для обучающихся: - установить эмоционально доверительный контакт с преподавателем - замотивировать себя на работу и личностный успех. Цели и задачи для преподавателя: - создать благоприятную психологическую атмосферу урока, - включить всех обучающихся в работу, - создать условия для мотивации каждого обучающегося. Методы организации работы (технологии): - беседа - создание проблемной ситуации. Форма организации работы: - фронтальная - индивидуальная | 2.3.Создание мотивации: Проведём один занимательный опыт, который приписывают французскому учёному Рене Декарту. (постановка опыта). 2.4. Создание проблемной ситуации: - Что произошло, когда мы нажали на мембрану? - Что произошло, когда мы прекратили нажимать на мембрану? Обобщение: Какие параметры газа меняются, а какие при этом остаются постоянными? (Р и V - изменяются, а Т - остаётся постоянной). Итак: мы наблюдали процесс, протекающий при неизменном значении одного из параметров – такой процесс называется изопроцесс. Законы, описывающие изопроцессы, называются газовыми законами.
-что нужно вспомнить? -что нового предстоит узнать? (зависимость между двумя параметрами состояния газа при постоянном значении третьего). Эпиграф урока: «Истина всегда оказывается проще, чем можно было представить». (Р. Фейнман) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Работа по теме урока: Цели для обучающихся: - изучить газовые законы (формулы, графики). - совершенствование умений работать с различными источниками информации. - совершенствование умений работать в парах. Цели и задачи для преподавателя: - создать условия для изучения газовых законов. - развитие эмоциональной сферы обучающихся через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ. Методы организации работы (технологии): - постановка опыта - работа с таблицей. Форма организации работы: - фронтальная - индивидуальная - работа в парах Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: - могут при работе с источником информации выделить главное. - положительно - эмоциональный фон урока. Методы мотивирования учебной активности обучающихся. - смена видов деятельности - использование различных технологий. - создание условий для личной самореализации. | 3.1. Совместное погружение по теме урока: Ребята, что мы с Вами вспомнили в начале урока? Какое уравнение состояния идеального газа используется при постоянной массе? Посмотрим внимательно на формулу:
Мы с вами убедились, что существуют процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров. 3.2 Задача изучить изопроцессы и заполнить таблицу, которая находиться у каждого на столе. Таблица:
(Т = const, изменяются лишь Р и V – это изотермический процесс).
Этот закон открыли два учёных: Бойль и Мариотт независимо друг от друга и поэтому он носит название закон Бойля – Мариотта. РV = const при Т = = const Формулировка: для газа данной массы произведение давления на объём есть величина постоянная, если температура газа не меняется.
Опыт №2: Мыльные пузыри. Вопрос: Почему мыльные пузыри сначала поднимаются вверх, а потом опускаются вниз? Объяснение: внутри мыльных пузырей воздух сначала тёплый, его плотность меньше плотности окружающего воздуха, через некоторое время воздух охлаждается, его плотность становится больше, а объём уменьшается.
(Т и V - изменяются, а Р неизменно).
(проверка - ученик у доски) Опыт № 3: Оборудование: банка, бумага, спички, шарик, наполненный водой.
? При демонстрации эксперимента обратите внимание на то, какие величины изменяются, а какие нет. Попробуем объяснить, что произошло? (Т и Р- изменяются, а V- постоянно). Этот процесс называется изохорным. С помощью учебника заполняем таблицу для изохорного процесса. 3.3 Физкультминутка. | | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Первичное закрепление новых знаний. Цели для обучающихся: - в ходе выполнения заданий, научиться применять полученные знания на практике, - совершенствование умений решать графические задачи, - совершенствование умений работать в парах. Цели и задачи для преподавателя: - научить применять полученные знания при решении графических задач, - развивать интерес к предмету. Методы организации работы (технологии): - использование проблемных заданий - решение тестов - взаимопроверка. Форма организации работы: - индивидуальная - работа в парах Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: - успешное выполнение теста, - удовлетворение от проделанной работы и полученных знаний. Методы мотивирования учебной активности обучающихся. - смена видов деятельности - использование различных элементов технологий, - создание условий для личной самореализации. | 4.1 Итак. Мы с Вами отдохнули.
- при изотермическом процессе? - при изобарном процессе? - при изохорном процессе? 4.2 Ребята, у меня дан график давайте попробуем провести анализ изопроцессов представленных на диаграмме. Задание: зарисуйте график в тетрадь и проведите анализ изопроцессов представленных на диаграмме используя алгоритм.
Алгоритм:
Решение: Участок 1-2 (решают вместе с преподавателем) Участок 2-3 (учащийся у доски) Участок 3 -1 (самостоятельно). Проверка фронтально. Молодцы!
Проверим. На выполнение задания Вам даётся 5 минут. После выполнения задания обучающиеся обмениваются листочками и осуществляют проверку с эталоном. Выставляют оценки друг другу. Вопросы группе:
Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали. | | ||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Подведение итогов урока: Рефлексия. Домашнее задание. Цели для обучающихся: - используя различные источники информации закрепить и пополнить полученные на уроке знания. - в ходе проведения рефлексии определить уровень собственных достижений и затруднений по изученной теме, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме. Цели и задачи для преподавателя: - подвести итоги урока, построив траекторию дальнейшей работы по освоению новой темы для каждого обучающегося, - мотивировать выполнение обучающимися дополнительного домашнего задания, выставлением хороших отметок. | 5.1 Рефлексия: Давайте вернёмся к теме нашего урока:
5.2 Постановка домашнего задания (Д/З состоит из обязательного задания №1 и двух дополнительных на выбор):
*2. Экспериментальное задание: Положите внутрь резинового шарика льдинку, а затем надуйте. Ответе на вопросы: - Какие изменения произойдут с шариком через некоторое время? - Как изменяются при этом термодинамические параметры? *3. Подготовить сообщение об ученых, чьи имена прозвучали на сегодняшнем уроке. 5.3 Ребята, а давайте вспомним эпиграф нашего урока: «Истина всегда оказывается проще, чем можно было представить». Как Вы думайте почему я выбрала именно эти слова? Я благодарю Вас за работу. | |
Скачано с www.znanio.ru