Разработка урока истории в 5 классе по теме «Троянская война»
Автор: Учитель истории МОАУ «Гимназия №1» г.Оренбурга
Крыжняя Анастасия Викторовна
Тип урока: урок открытия нового знания
Класс: 5
Тема урока: «Троянская война»
Цель: Сформировать представление о микенской культуре Древней Греции и о причинах и итогах Троянской войны.
Задачи:
Образовательные: формирование у учащихся представления о временных промежутках Троянской войны, ее причинах и итогах;
Развивающие: развивать умение различать мифологическую и историческую информацию о событиях Троянской войны, извлекать информацию из источников (из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи»), объяснять значение крылатых выражений («ахиллесова пята», «троянский конь», «яблоко раздора»); способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников;
Воспитательные: развитие личностных качеств: умение слушать друг друга; формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории посредством использования мультимедиа технологий.
Планируемые результаты:
Предметные: Работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; датировать события Троянской войны; получить целостное представление об историческом развитии греков периода Гомера.
Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Личностные: Воспитывать уважение к окружающим, осознавая себя частью общей культуры; развивать творческую активность.
Образовательные ресурсы: учебник Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И Годер, И.С Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013; интернет ресурсы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, экран, доска, мел.
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД)
| Формы контроля
|
Организационный момент (1 мин) |
| Добрый день. Начинаем урок. | Добрый день. |
| Регулятивные: Умение организовать свою деятельность |
|
Опрос домашнего задания (14 мин) | Работа с картой, лентой времени. | 1 ученик: работа с датировкой событий по ленте времени (появление древнейшего человека, появление человека разумного, появление земледелия и скотоводства, первых цивилизаций, объединения Египта, падения Критской цивилизации)
Фронтальный опрос по определению «цивилизация», выявление признаков цивилизации.
2 ученик: Работа по карте с природными особенностями Древней Греции. | 2 млн лет назад; 40 тыс лет назад; 10 тыс лет назад; 5 тыс до н.э., 3 тыс до н.э., 15 век до н.э.
Признаки цивилизации: города, государство, письменность, неравенство.
В Древней Греции 3 природных особенности: 1)горный рельеф(природные ископаемые); 2)отсутствие крупных рек(нет внутреннего судоходства); 3)извилистое побережье (множество заливов и бухт). Омывается тремя морями. Самый большой остров – Крит. На востоке п-ов Малая Азия. | Фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски | Регулятивные: Умение организовать свою деятельность | Письменные ответы |
Актуализация знаний(3 мин) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Задания на основе материала из презентации учителя. | После падения Критской цивилизации греки начали переселяться на п-ов Малая Азия(показ на карте), но там проживали воинствующие троянцы(показ на карте г Троя (Илион)). Как вы думаете, что произошло дальше?
Записываем число и тему урока (тема на доске закрыта листами А4). Тема: Троянская война. | Началась война между греками и троянцами.
| Фронтальная работа | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Личностные: Самостоятельно давать и объяснять свои оценки событий. | Устные ответы |
Постановка цели и задач урока(2 мин) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, целеполагание. | - Определите цель урока.
- Определите способы достижения цели.
| Сформировать представление о причинах и итогах Троянской войны. -Работа с текстом учебника, картой, атласом, источниками. | Фронтальная работа | Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач. Регулятивные: самостоятельная постановка цели на основе изученного и неизученного материала. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и классом. Личностные: рассуждения учеников | Устные ответы |
Изучение нового материала(20 мин) | Работа с параграфом учебника, вопросами и заданиями в конце параграфа, работа с презентацией учителя, работа с документом, картой. | 1200 – 1190 г до н.э. – годы Троянской войны. Узнать причины войны поможет миф о Троянской войне «Яблоко раздора», прочтите его в параграфе 25 учебника, и ответьте на вопрос: «Что в мифе является фактом, а что вымысел?»
Сформулируйте причину войны. Записываем: Причины Троянской войны: 1)желание греков захватить большой и богатый город Трою; 2) Желание переселиться в Малую Азию.
Вполне конкретные причины, зачем же греки придумали миф?
Из текста выделите: кто победил и каким образом.
Предводителем войска греков был царь Микен Агамемнон. (на карте показать Микены)
Вся добыча, полученная в ходе Троянской войны, стекалась в Микены, а точнее в Акрополь. Акрополь – это крепость, обнесенная прочными стенами для защиты от морских пиратов и других греческих городов – государств. Построен на ввысоке 15 м.
Акрополь можно сравнить с Кремлем в Москве. Цели постройки одинаковы. Акрополь позже считался самой богатой частью Микен.
В тексте параграфа 25 прочтите, что собой представляли Золотые львиные ворота.
|
Факты: Троянская война, желание греков переселиться в Малую Азию. Вымысел: пир богов, внушение Елене о любви к Парису.
Причина: желание греков захватить Трою и поселиться в Малой Азии.
Греки придумали миф «Яблоко раздора», чтобы показать, что они не являются агрессорами, война произошла из-за женщины – прекрасной Елены, из – за любви, которая не поддается разуму. Тем самым они скрыли истинные мотивы.
Победы одержали греки с помощью хитрости (Троянского коня). Греки под предлогом дара богов, подарили троянцам деревянную статую коня, в которой пряталось войско греков, ночью воины открыли ворота Трои, которая была захвачена, разграблена.
Львиные ворота – это ворота с барельефами львов, которые преграждали путь к дворцу, построенному в Акрополе.
| Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа по группам | Познавательные: извлечение необходимой информации при работе с текстом учебника, документом, картой. Обмен полученной информацией. Регулятивные: формирование выводов исходя из прочитанного материала, ориентируются в материале учебника. Коммуникативные: сотрудничество учащихся в поиске информации, обмен мнениями, умение отстаивать свою точку зрения.
| Устные ответы и письменные задания |
Закрепление нового материала(3 мин) | Задание по вариантам.
| Задание: Из предложенного списка персонажей: Тесей, Персей, Парис, Ариадна, Афродита, Минотавр, Эгей, кентавр, Дедал, Минос, Афина, Зевс, Гера. 1 вариант: найти героев мифа о Троянской войне 2 вариант: найти героев мифа о Тесее и Минотавре.
| 1 вариант: Парис, Афродита, Афина, Зевс, Гера. 2 вариант: Тесей, Персей, Ариадна, Минотавр, Эгей,Дедал, Минос. | Групповая работа | Познавательные: Контроль и оценка процесса результатов деятельности. Регулятивные: Способность оценивать степень и способы достижения цели, контроль, оценка, коррекция знаний, выделение того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: Обмениваются мнениями. Способность вести диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Устные ответы |
Рефлексия(1 мин) | Обобщение полученных сведений
| Ребята, вызвало ли что – то у вас затруднение на сегодняшнем уроке? | Затруднения вызвали причинно – следственные связи, которые следуют из одного события в другое. | Фронтальная работа | Регулятивные: Оценивание качества и уровня усвоения изученного материала. Осознание учащимся того что уже усвоено, и что подлежит усвоению, Оценивают работу на уроке всего класса Личностные: оценка собственного «я» в учебном процессе Коммуникативные: Умение обобщать свои знания и навыки в устной форме. Качественная оценка деятельности учащихся класса. | Устные ответы |
Домашнее задание (1 мин) | Работа с учебником и запись домашнего задания в дневник. | Параграф 25; письменно ответить на вопрос: «В каких мифах упоминаются следующие предметы: клубок ниток, яблоко, черные паруса, лабиринт». Разделиться на 2 группы и сделать сценки по этим двум мифам, предметы из которых указаны выше. | Записывают | Индивидуальная работа | Регулятивные: Умение организовать свою деятельность |
|