Методическая разработка по профориентации «Овации для авиации»

Человек с незапамятных времен стремился в небесную высь. Сегодня полеты чело­века в околоземном пространстве и даже в космосе стали реаль­ностью. Для человека, пришедшего в авиацию, самолеты становят­ся смыслом жизни. И нет ничего трагичнее как потеря этих жизненных ориентиров.

Олимпиады: Дошкольникам "Тайны волшебного леса"

Содержимое разработки

Методическая разработка по профориентации

«Овации для авиации»

( 10 класс)


Ведущий: «Это необъяснимо, только я твердо знаю: жизнь пролетает мимо, если я не летаю», — пишет летчик А. Водостаев


Человек с незапамятных времен стремился в небесную высь. Сегодня полеты чело­века в околоземном пространстве и даже в космосе стали реаль­ностью. Для человека, пришедшего в авиацию, самолеты становят­ся смыслом жизни. И нет ничего трагичнее как потеря этих жизненных ориентиров.


Задачи: 1. Определение собственных жизненных ориентиров будущей профессии.

2. Формирование мотивации в авиационной профессии.


Ведущий: А поговорим мы сегодня о профессии, представители которой особенно внимательны и чутки к самолетам – авиадиспетчер гражданской авиации.


Предметом профессионального обожания у диспетчера – является конечно, самолет!


Во всём мире ежедневно на пассажирских самолётах летают более 3 миллионов человек. В обычный день каждые 2 секунды где-то взлетает или приземляется один самолёт. Ежегодно на самолётах перевозится более 5 миллиардов человек. Тем не менее статистика сообщает, что всего 5% мирового населения летали когда-либо на самолёте.

В мире нет, пожалуй, более известного пассажирского самолёта, чем Boeing 747. На момент своего создания этот самолёт был самым большим, тяжёлым и вместительным пассажирским авиалайнером и оставался им в течение 36 лет. Именно на самолёте этой модели был поставлен мировой рекорд по максимальному количеству пассажиров, перевезённых за один полёт. 24 мая 1991 года во время переброски эфиопских евреев в Израиль самолёт принял на борт 1 122 человека. Первоначально по плану предполагалось погрузить в самолёт 760 человек, но пассажиры оказались настолько лёгкими, что было принято решение о дополнительной загрузке. Интересно, что в полёте родилось два младенца, так что в аэропорту назначения пассажиров оказалось больше, чем в момент вылета. Для справки: Boeing 747 рассчитан на полёт с 480 пассажирами на борту.


Авиационная профессия в большей степени относится к профессиям «человек — техника». Перспективы ее развития рас­сматриваются в едином контексте прогрессивного развития техники (технологий) в XXI веке и психологии человека — авиатора. Поэтому, эта профессия всегда будет самой перспективной и востребуемой в обществе.

Следовательно, основные перспективы развития авиаци­онной профессии заключаются во взаимообусловленном прогрессив­ном изменении ее основных компонентов: Человек — Техника. Ядром этой системы является Человек - специалист, суперпрофес­сионал авиации XXI века.

Заглянем на рабочее место к авиадиспетчеру. Труд авиадиспетчера сопровождается повышенной напряженностью, требует внимания и концентрации.

- ведет радиообмен со всеми самолетами своей зоны,

- получает и сообщает информацию о метеоусловиях,

- о состоянии взлетно – посадочной полосы.

- готовности экипажа,

- обнаруживает, распознает и расшифровывает сигналы,

- оценивает их,

- обрабатывает информацию.


Мотивация — побудительная основа любой деятельности, а авиационной — тем более.

А вот вопросы, которые как раз и способствуют профессиональной мотивации авиадиспечера: главная - готовность к работе, а значит,

Можете ли вы одновременно отслеживать до 20 подвижных объектов?
Обладаете ли возможностью видеть и оценивать взаимодействие объектов в трёхмерном пространстве?
Сумеет ли вы за 25 секунд принять одно единственно верное решение и успеть отдать команды аварийным службам?
Обладаете ли вы знаниями авиационного английского не менее четвёртого уровня ICAO?
Вы не подвержены стрессу и внешним шумовым и световым воздействиям?
Обладаете ли вы быстрой реакцией?
Умеете работать в команде?


Есть учебные заведения, которые дадут вам самые прочные знания по этой профессии.

Учебные заведения (в парашюте)

Среднее профессиональное образование

  • Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации,

  • Хабаровский филиал Красноярского авиационного технического колледжа

Специальность «Управление движением воздушного транспорта»

Высшее образование

 

  • Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт) им. В.М. Комарова

  • Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) им.  А.К. Серова

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Университет ГА)

Специальность «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»
 

Повышение квалификации происходит раз в 3 года, подтверждение действующего свидетельства авиадиспетчера производится, в зависимости от класса диспетчера, через 2 или 3 года. Кроме того, обязательным требованием, предъявляемым к авиадиспетчеру в настоящее время, является. 4 – обязательный уровень по шкале ICAO с 2011 года.

Ведущий :

Предлагаю провести интеллектуальные испытания для будущих диспетчеров!

Викторина

1.Что в переводе с латинского означает «авиация»? 
(птица)

2. В честь какого богатыря назван пассажирский российский самолет, разработанный под руководством авиаконструктора И. И. Сикорского? 
(Илья Муромец) 
3. Где в самолёте находится нумератор? 
(на главном руле )
4. Как называются подвижные части самолета, служащие для сохранения поперечной устойчивости? 
(элероны )
5. Какой советский авиаконструктор получил семь Сталинских премий? 
(С.В. Ильюшин )
6. Какой из перечисленных праздников отмечается 28 октября? 
(День армейской авиации )
7. Самолет какой модели фигурировал в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России»? 
(Ту-134 )
8 «Под крылом самолёта о чём-то поет зеленое море тайги...» Кто автор этих строк? 
(Н.Н. Добронравов )

9.Человек, который наблюдает за звёздным небом, фотографирует его, изучает жизнь звёзд и планет. (Астроном)

10Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса? (Нельзя, т.к. у Луны отсутствует магнитное поле.)

11. Сколько времени буде гореть спичка на Луне? (Вспыхнет лишь головка спички, которая в своём составе содержит кислород)

  1. Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели? (Гантели в условиях невесомости использовать нецелесообразно, т.к. вес они потеряют, масса их будет маленькой)

  2. В чем заключается разница между метеором и метеоритом? (Метеор- атмосферное явление, сгорание космических частиц при вторжении в атмосферу Земли, при этом образуется свечение. Метеориты- небесные тела, падающие на Землю из межпланетного пространства.)


Ведущий:

Этот предмет обязателен на каждом самолете. Его содержание расшифровывают в самых экстремальных ситуациях. Его величество - Черный ящик.

Пришло время познакомится с содержанием черного ящика!(Музыка)

Наш черный ящик содержит важнейшую информацию, без знания которой нельзя стать авиадиспетчером. (Личностные и профессиональные качества диспетчера.)

Но нам придется расшифровать важную информацию. Определить метод дошифровки.

Каждая команда расшифровывает задания.

Профессиональные важные качества.

- быстрота и пластичность мышления

- хорошая память (различные виды)

- эмоциональная устойчивость

- глазомер

- наблюдательность

- хорошее физическое и психическое здоровье

- стрессоустойчивость

Ведущий: Какую информацию вы узнали?

Профессия Авиадиспетчер требует от специалиста преимущественно интеллектуальных и нервно–психических затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает координацию работ, согласование действий, обеспечение правильного и точного функционирования системы. 

Профессионально–важные качества профессии:
- способность организовывать свою деятельность в условиях большого потока информации и разнообразия поставленных задач;
- способность планировать свою деятельность во времени;
- ответственность;
- предусмотрительность;
- пунктуальность, педантичность;
- острота зрения; острота слуха;
- слуховая дифференциальная чувствительность (способность различать: тембр, длительность, высоту, силу звука, ритм, фоновые или разнообразные шумы);
- глазомер линейный, угловой, объёмный;
- глазомер динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета);
- способность к различению фигуры (предмета, отметки, сигнала и пр.) на малоконтрастном фоне;
- цветовое восприятие;
- избирательность внимания;
- развитый объём внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов);
- помехоустойчивость внимания;
- умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в исследуемом объекте, в показаниях приборов;
- ассоциативность мышления;
- аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления;
- оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления;
- стратегическое мышление;
- хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);
- координация движений рук и ног;
- хорошее общее физическое развитие - выносливость, координированность, сила, быстрота;
- отсутствие дефектов речи, хорошая дикция;
- способность речевого аппарата к интенсивной и длительной работе;
- умение четко и кратко формулировать информацию;
- сохранение работоспособности при развивающемся утомлении;
активность;
- быстрота реакции;
- выносливость к эмоциональным нагрузкам;
- организаторские способности;
- способность действовать чётко в экстремальной ситуации;
- способность работать в команде;
- умение правильно и эффективно распределять время.


Однако главное в авиации — это высокий профессионализм каж­дого специалиста, взаимовыручка, доброжелательное отношение к своим товарищам и на этой основе — слаженная, четкая работа. Второстепенных специальностей в авиации нет.

Профессия авиадиспетчера делится на:


Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.

Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.


 

Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже

(зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а  вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.

Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100–5700 м. Площадь охвата зоны круга – 90–120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.

Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100–17000.

Диспетчер 
пункта местных воздушных линий – руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома. 

Диспетчер местного диспетчерского пункта – руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).

Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора,  учитывая метеоусловия,  график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.


Ведущий: Предлагаю освоить на практике посадку гражданского воздушного судна. Представьте себя в роли авиадиспетчера! Сажать судно вам предстоит с учетом особенности действий каждого вида диспетчера.

Ведущий : В посадки судна участвует большая команда авиадиспетчеров.( Всех видов)

Задания для команды: Осуществить посадку необычного летающего объекта. - Ступа с Бабой – Ягой или ковер - самолет.( Время посадки – 2 минуты).

Представление работы авиадиспетчеров.

Ведущий: Осуществилась удачная посадка сказочного летательного аппарата. Поздравляю всех диспетчеров гражданской авиации. Наши овации для авиации!

Ведущий: Знакомились с профессией авиадиспетчера учащиеся 10 класса, авиационного профиля.

Гражданская авиация России желает самых приятных полетов в профессиональное будущее!













Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее