Методическая разработка по профориентации
«Овации для авиации»
( 10 класс)
Ведущий: «Это необъяснимо, только я твердо знаю: жизнь пролетает мимо, если я не летаю», — пишет летчик А. Водостаев
Человек с незапамятных времен стремился в небесную высь. Сегодня полеты человека в околоземном пространстве и даже в космосе стали реальностью. Для человека, пришедшего в авиацию, самолеты становятся смыслом жизни. И нет ничего трагичнее как потеря этих жизненных ориентиров.
Задачи: 1. Определение собственных жизненных ориентиров будущей профессии.
2. Формирование мотивации в авиационной профессии.
Ведущий: А поговорим мы сегодня о профессии, представители которой особенно внимательны и чутки к самолетам – авиадиспетчер гражданской авиации.
Предметом профессионального обожания у диспетчера – является конечно, самолет!
Во всём мире ежедневно на пассажирских самолётах летают более 3 миллионов человек. В обычный день каждые 2 секунды где-то взлетает или приземляется один самолёт. Ежегодно на самолётах перевозится более 5 миллиардов человек. Тем не менее статистика сообщает, что всего 5% мирового населения летали когда-либо на самолёте.
В мире нет, пожалуй, более известного пассажирского самолёта, чем Boeing 747. На момент своего создания этот самолёт был самым большим, тяжёлым и вместительным пассажирским авиалайнером и оставался им в течение 36 лет. Именно на самолёте этой модели был поставлен мировой рекорд по максимальному количеству пассажиров, перевезённых за один полёт. 24 мая 1991 года во время переброски эфиопских евреев в Израиль самолёт принял на борт 1 122 человека. Первоначально по плану предполагалось погрузить в самолёт 760 человек, но пассажиры оказались настолько лёгкими, что было принято решение о дополнительной загрузке. Интересно, что в полёте родилось два младенца, так что в аэропорту назначения пассажиров оказалось больше, чем в момент вылета. Для справки: Boeing 747 рассчитан на полёт с 480 пассажирами на борту.
Авиационная профессия в большей степени относится к профессиям «человек — техника». Перспективы ее развития рассматриваются в едином контексте прогрессивного развития техники (технологий) в XXI веке и психологии человека — авиатора. Поэтому, эта профессия всегда будет самой перспективной и востребуемой в обществе.
Следовательно, основные перспективы развития авиационной профессии заключаются во взаимообусловленном прогрессивном изменении ее основных компонентов: Человек — Техника. Ядром этой системы является Человек - специалист, суперпрофессионал авиации XXI века.
Заглянем на рабочее место к авиадиспетчеру. Труд авиадиспетчера сопровождается повышенной напряженностью, требует внимания и концентрации.
- ведет радиообмен со всеми самолетами своей зоны,
- получает и сообщает информацию о метеоусловиях,
- о состоянии взлетно – посадочной полосы.
- готовности экипажа,
- обнаруживает, распознает и расшифровывает сигналы,
- оценивает их,
- обрабатывает информацию.
Мотивация — побудительная основа любой деятельности, а авиационной — тем более.
А вот вопросы, которые как раз и способствуют профессиональной мотивации авиадиспечера: главная - готовность к работе, а значит,
Можете ли вы одновременно отслеживать до 20 подвижных объектов?
Обладаете ли возможностью видеть и оценивать взаимодействие объектов в трёхмерном пространстве?
Сумеет ли вы за 25 секунд принять одно единственно верное решение и успеть отдать команды аварийным службам?
Обладаете ли вы знаниями авиационного английского не менее четвёртого уровня ICAO?
Вы не подвержены стрессу и внешним шумовым и световым воздействиям?
Обладаете ли вы быстрой реакцией?
Умеете работать в команде?
Есть учебные заведения, которые дадут вам самые прочные знания по этой профессии.
Учебные заведения (в парашюте)
Среднее профессиональное образование
Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации,
Хабаровский филиал Красноярского авиационного технического колледжа
Специальность «Управление движением воздушного транспорта»
Высшее образование
Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт) им. В.М. Комарова
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) им. А.К. Серова
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Университет ГА)
Специальность «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»
Повышение квалификации происходит раз в 3 года, подтверждение действующего свидетельства авиадиспетчера производится, в зависимости от класса диспетчера, через 2 или 3 года. Кроме того, обязательным требованием, предъявляемым к авиадиспетчеру в настоящее время, является. 4 – обязательный уровень по шкале ICAO с 2011 года.
Ведущий :
Предлагаю провести интеллектуальные испытания для будущих диспетчеров!
Викторина
1.Что в переводе с латинского означает «авиация»?
(птица)
2. В честь какого богатыря назван пассажирский российский самолет, разработанный под руководством авиаконструктора И. И. Сикорского?
(Илья Муромец)
3. Где в самолёте находится нумератор?
(на главном руле )
4. Как называются подвижные части самолета, служащие для сохранения поперечной устойчивости?
(элероны )
5. Какой советский авиаконструктор получил семь Сталинских премий?
(С.В. Ильюшин )
6. Какой из перечисленных праздников отмечается 28 октября?
(День армейской авиации )
7. Самолет какой модели фигурировал в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России»?
(Ту-134 )
8 «Под крылом самолёта о чём-то поет зеленое море тайги...» Кто автор этих строк?
(Н.Н. Добронравов )
9.Человек, который наблюдает за звёздным небом, фотографирует его, изучает жизнь звёзд и планет. (Астроном)
10Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса? (Нельзя, т.к. у Луны отсутствует магнитное поле.)
11. Сколько времени буде гореть спичка на Луне? (Вспыхнет лишь головка спички, которая в своём составе содержит кислород)
Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели? (Гантели в условиях невесомости использовать нецелесообразно, т.к. вес они потеряют, масса их будет маленькой)
В чем заключается разница между метеором и метеоритом? (Метеор- атмосферное явление, сгорание космических частиц при вторжении в атмосферу Земли, при этом образуется свечение. Метеориты- небесные тела, падающие на Землю из межпланетного пространства.)
Ведущий:
Этот предмет обязателен на каждом самолете. Его содержание расшифровывают в самых экстремальных ситуациях. Его величество - Черный ящик.
Пришло время познакомится с содержанием черного ящика!(Музыка)
Наш черный ящик содержит важнейшую информацию, без знания которой нельзя стать авиадиспетчером. (Личностные и профессиональные качества диспетчера.)
Но нам придется расшифровать важную информацию. Определить метод дошифровки.
Каждая команда расшифровывает задания.
Профессиональные важные качества.
- быстрота и пластичность мышления
- хорошая память (различные виды)
- эмоциональная устойчивость
- глазомер
- наблюдательность
- хорошее физическое и психическое здоровье
- стрессоустойчивость
Ведущий: Какую информацию вы узнали?
Профессия Авиадиспетчер требует от специалиста преимущественно интеллектуальных и нервно–психических затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает координацию работ, согласование действий, обеспечение правильного и точного функционирования системы.
Профессионально–важные качества профессии:
- способность организовывать свою деятельность в условиях большого потока информации и разнообразия поставленных задач;
- способность планировать свою деятельность во времени;
- ответственность;
- предусмотрительность;
- пунктуальность, педантичность;
- острота зрения; острота слуха;
- слуховая дифференциальная чувствительность (способность различать: тембр, длительность, высоту, силу звука, ритм, фоновые или разнообразные шумы);
- глазомер линейный, угловой, объёмный;
- глазомер динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета);
- способность к различению фигуры (предмета, отметки, сигнала и пр.) на малоконтрастном фоне;
- цветовое восприятие;
- избирательность внимания;
- развитый объём внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов);
- помехоустойчивость внимания;
- умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в исследуемом объекте, в показаниях приборов;
- ассоциативность мышления;
- аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления;
- оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления;
- стратегическое мышление;
- хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);
- координация движений рук и ног;
- хорошее общее физическое развитие - выносливость, координированность, сила, быстрота;
- отсутствие дефектов речи, хорошая дикция;
- способность речевого аппарата к интенсивной и длительной работе;
- умение четко и кратко формулировать информацию;
- сохранение работоспособности при развивающемся утомлении;
активность;
- быстрота реакции;
- выносливость к эмоциональным нагрузкам;
- организаторские способности;
- способность действовать чётко в экстремальной ситуации;
- способность работать в команде;
- умение правильно и эффективно распределять время.
Однако главное в авиации — это высокий профессионализм каждого специалиста, взаимовыручка, доброжелательное отношение к своим товарищам и на этой основе — слаженная, четкая работа. Второстепенных специальностей в авиации нет.
Профессия авиадиспетчера делится на:
Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.
Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.
|
|
(зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.
Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100–5700 м. Площадь охвата зоны круга – 90–120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.
Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100–17000.
Диспетчер пункта местных воздушных линий – руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.
Диспетчер местного диспетчерского пункта – руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).
Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора, учитывая метеоусловия, график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.
Ведущий: Предлагаю освоить на практике посадку гражданского воздушного судна. Представьте себя в роли авиадиспетчера! Сажать судно вам предстоит с учетом особенности действий каждого вида диспетчера.
Ведущий : В посадки судна участвует большая команда авиадиспетчеров.( Всех видов)
Задания для команды: Осуществить посадку необычного летающего объекта. - Ступа с Бабой – Ягой или ковер - самолет.( Время посадки – 2 минуты).
Представление работы авиадиспетчеров.
Ведущий: Осуществилась удачная посадка сказочного летательного аппарата. Поздравляю всех диспетчеров гражданской авиации. Наши овации для авиации!
Ведущий: Знакомились с профессией авиадиспетчера учащиеся 10 класса, авиационного профиля.
Гражданская авиация России желает самых приятных полетов в профессиональное будущее!