Урок по окружающему миру «Мы и наше здоровье» (3 класс)
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
- систематизировать и обобщить представления обучающихся о здоровом образе жизни;
- проверить знания обучающихся по разделу «Мы и наше здоровье», продолжить работу по формированию общеучебных умений;
- воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье;
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы, умение работать в группе.
Оборудование: карточки «Режим дня», «Кораблик», учебник «Окружающий мир», 3 класс. Автор: А. А. Плешаков, (УМК «Школа России»), «кирпичики» из бумаги.
Формы работы: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Самоопределение к деятельности.
- Что на свете дороже всего? (здоровье).
- А что такое здоровье? (Ответы детей).
-
Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
-
Здоровье – это здоровый образ жизни.
- Образ жизни человек строит сам в процессе всей своей жизни. Слово “здоровье” как и слово “любовь”, “красота”, “радость” принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.
- Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
- Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец? (Ответы детей).
- Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. Здоровье перевешивает все остальные блага жизни.
- Сформулируйте тему и цели урока.
III. Работа по теме урока.
- Вот сегодня мы с вами и поговорим, как сохранить ваше здоровье и уберечься от вредных привычек.
- Сначала о вас заботятся родители, но вы растете, и каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.
- Нужно помнить, что забота о здоровье начинается с утра и продолжается до самого вечера ежедневно.
- Сегодня на уроке мы будем закладывать кирпичики знаний в фундамент нашего общего дома под названием «Наше здоровье», т.е. наметим пути, которые помогут нам избежать многих неприятностей в жизни.
Правила здорового образа жизни.
- Как вы думаете, с чего должен начинаться день здорового человека?
(выслушиваются ответы детей, на доску прикрепляются «кирпичики» из бумаги)
1 кирпичик – СОБЛЮДАЙ ЧИСТОТУ И ГИГИЕНУ.
- Как вы понимаете это правило?
- Отгадайте загадки, какие друзья помогают вам соблюдать чистоту и гигиену.
-
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Чтобы не было беды.
Жить нельзя нам без … (воды) -
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж.
Все ребята любят … (душ) -
Как купаться мы идем,
Так его с собой берем.
Вафельное, льняное, махровое,
Вытрет ваше тельце,
А называют его … (полотенце) -
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам (зубная щетка) -
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится (мыло) -
Лег в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос (носовой платок) -
Целых двадцать пять зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком (расческа) -
Очень странное оно,
Когда смотришься в него,
Обнаруживаешь там,
На себя ты смотришь сам! (зеркало) -
По плечу мне вся одежда –
Плащ, и куртка, и пальто.
А в одежде я невежду
Не впустила б ни за что (вешалка) -
Утром рано поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна … (зарядка) -
Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет … (спорт) -
Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
Вам поможет здесь сноровка
И, конечно, … (тренировка)
- Молодцы, вы хорошо знаете друзей чистоты и гигиены.
2 кирпичик – РЕЖИМ ДНЯ.
- Одним из важных правил здорового образа жизни является выполнение режима дня. Режим дня детей и подростков способствует нормальному развитию, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине.
- Как научиться соблюдать режим дня?
-
Приучайся вставать всегда в одно и то же время.
-
Приготовь с вечера то, что понадобится взять с собой завтра, чтобы утром не тратить время на поиски нужной вещи и не забыть ее.
-
Всегда выходи из дома заранее. Лучше прийти на 2-3 минуты раньше, чем опоздать.
- Рассмотрим и проанализируем режим дня школьника, который учится в школе в первую смену (карточки - обсуждение в группах).
3 кирпичик – ПРАВИЛЬНО ПИТАЙСЯ.
- В режиме дня большое место занимает время, отведенное на питание.
- Зачем человек ест?
- Сколько раз в день нужно питаться?
- Какой должна быть пища?
- Мы уже поняли, что здоровье ребенка зависит от многих причин, одна из них – полноценное питание. Питательные вещества, содержащиеся в продуктах (белки, жиры, углеводы) – это строительный материал для всех тканей и органов, а также источник энергии для всех функций организма.
- Давайте назовем основные правила здорового питания.
Правила питания:
-
Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
-
Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей. Подумай, нужен ли тебе этот «запас».
-
Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
-
Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
-
Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
-
Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо полноценного завтрака проглатывают что-то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, снижается работоспособность.
-
Ужинать надо не позднее, чем за 2 часа перед сном. Наедаться прямо перед сном очень вредно.
4 кирпичик – ПОДРУЖИСЬ СО СПОРТОМ.
-
30 минут умеренной физической активности в день существенно поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуливаетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол, просто это должно быть каждый день.
-
Недаром говорят: “Здоровье – футляр красоты”. Будешь заниматься спортом – будешь красивым.
-
По мнению ученых, ежедневные физические упражнения замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни!
-
Физминутка. Выполняется под музыку «Если хочешь быть здоров…»
-
Продолжение работы по теме урока.
-
Игра «Какая группа быстрее?»
Задания для игры – задания из учебника, стр. 166 – 170 (Проверим себя и оценим свои достижения)
5 кирпичик – НЕ ЗАВОДИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.
- Мы назвали наших друзей здоровья. А теперь давайте поговорим о врагах нашего здоровья.
- Что вредит, угрожает нашему здоровью? (плохой воздух и вода)
- Воду мы можем очистить с помощью фильтра, а вот воздух, к сожалению, мы очистить не можем.
- А какие вредные привычки мешают нашему здоровью?
- Пришел ученик из школы, раскидал по всей комнате свои вещи. На столе у него беспорядок. Родители расстроены: у сына плохая привычка – не кладет свои вещи на место, все разбрасывает, не аккуратен.
- Другой ученик привык постоянно палец во рту держать или грызть ногти, карандаш. Опять же плох: с грязью можно и микробов в рот занести.
- Но есть привычки, которые мало назвать плохими, к ним больше подходит другое название – опасные, вредные. Назовите их (табак, алкоголь, наркотики)
- Это самые страшные разрушители здоровья, потому что они могут быть смертельными.
VI. Закрепление изученного.
- Итак, мы с вами построили Дом здоровья, то есть наметили пути сохранения здоровья. Сделав выбор, что каждый должен заботиться о своем здоровье, мы уже сделали большой шаг к его сохранению. Ведь основой всего является сначала осознание необходимости здорового образа жизни и выполнение самых простых правил.
- Давайте их еще раз хором повторим (по «кирпичикам» дети повторяют правила здорового образа жизни).
VII. Рефлексия.
- Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в «МОРЕ ЗНАНИЙ», а те, кто не уверен в этом, остаются в «ЗАЛИВЕ ПРАВИЛ».
МОРЕ ЗНАНИЙ
