«Зимний фестиваль знаний 2026»

Методическая разработка контрольной работы "Структура экосистем"

Контрольная работа предназначена для проверки уровня усвоения учащимися материала по теме "Экосистемы". Цель задания — закрепить знания учащихся о структуре и функционировании различных типов экосистем, включая биоценозы, трофические цепи и уровни организации живой природы.

Олимпиады: Биология 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Контрольная работа «Структура экосистем»



1. Распределите организмы по трофическим уровням:

Уровень

  1. продуценты

  2. консументы

  3. редуценты

Организмы

А. Грибы Б. Береза В. Сова Г. Жук-навозник Д. Шиповник

Е. Ласка Ж. Жук-короед З. Гусеница И. Заяц К. Черви в почве


1: 2: 3:

2. Соотнести между собой вид сукцессии и стадию развития:

Вид сукцессии

Стадия развития

1. первичная

2. вторичная

А. березовая роща

Б. вырубленный лес

В. Новый остров

Г. луг

Д. пересохшее болото

Е. Участок суши, покрытый мхом

Ж. остров в море

З. лесостепь

И. тайга

К. овраг

1: 2:

3.  Соотнести между собой тип экосистемы с примерами

Примеры

Тип экосистемы

1. Сосновый бор

2. Альпийский луг

3. Поле, засеянное рожью

4. Городской парк

а. Природная

б. Искусственная

а: б:


4. Установите последовательность саморазвития и смены экосистем:

А. березняк

Б. смешанный лес

В. скала

Г. лишайник и водоросли

Д. мхи и папоротники

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 


5. Найдите соответствие между природной и искусственной экосистемами и их признаками.

признаки экосистем

экосистемы

1) действует естественный отбор

2) разнообразие видового состава

3) разомкнутый круговорот веществ

4) преобладание искусственного отбора

5) упрощенность взаимоотношений между

видами

6) сложная сеть взаимосвязей между

организмами

7) устойчивость, способность к

длительному существованию

8) преобладание монокультур, популяций

немногих видов

а. Природная экосистема

б. Агроценоз

 

1

2

3

4

5

6

7

8




 

 




  

6. Установите соответствие между признаком организмов и функциональной группой,

для которой он характерен.

Признак

Функциональная группа

а) питаются готовыми органическими веществами

б) являются сапротрофами                                         

в) поглощают из окружающей среды углекислый газ

г) синтезируют органические вещества из неорганических

д) в клетках содержат фотосинтетические пигменты

е) разлагают органические вещества до минеральных

1)      продуценты

2)      редуценты

Сапротрофы — организмы, которые питаются остатками растений и животных, разлагают их и превращают органические вещества в неорганические.

а

б

в

г

д

е








7. Какие слова пропущены в тексте? Впишите на место пропусков соответствующие буквы (форма слов изменена). Сообщество совместно проживающих видов живых организмов в природе называется ____ (А). Место, занимаемое природным сообществом, называется ___ (Б). Массовые виды, составляющие основу сообщества, называются _____ (В). Место, занимаемое видом в сообществе, называется _____ (Г).

а) биотоп; б) биоценоз; в) биогеоценоз; г) ареал; д) доминанты; е) экологическая ниша.


8. Дайте определения понятий: Биогеоценоз, Биоценоз, Экосистема, Биотоп, Сукцессия


9. Обык­но­вен­ная ли­си­ца ре­гу­ли­ру­ет чис­лен­ность лес­ных мы­ше­вид­ных гры­зу­нов. Как из­ме­нит­ся со­сто­я­ние оби­та­те­лей лес­но­го био­це­но­за при пол­ном ис­треб­ле­нии или рез­ком со­кра­ще­нии чис­лен­но­сти лисиц?


10. Первичные сукцессии возникают:

1) На безжизненной местности

2) На лишенной почвы местности

3) И то, и другое

4) Ни то, ни другое


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее